UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА «СВОИХ» И «ЧУЖИХ», РАССЧИТАЙСЬ

Новые тарифы разделили одесситов на две половины С 1 января в Одессе снижены тарифы на отопление. С...

Автор: Нина Перстнёва

Новые тарифы разделили одесситов на две половины

С 1 января в Одессе снижены тарифы на отопление. Судя по реакции Министерства экономики, которое было против, Одесса - единственный город, продемонстрировавший свою любовь к народу. Самим же одесситам эта благая весть, о которой они узнали накануне выборов, принесла не только облегчение, но и массу вопросов и даже недовольства…

Надо сказать, что цены на жилищно-коммунальные услуги - тема для Одессы особая. Они всегда вызывали недоверие, ибо плата здесь была выше, чем в некоторых других городах Украины. В итоге, жалоб за последние годы, в том числе и на качество отопления, накопилось столько, что областное управление по делам защиты прав потребителей было вынуждено провести независимую экспертизу, которая установила, что средняя удельная норма расхода тепла на один квадратный метр полезной площади завышена. В связи с этим властями было заявлено, что норма, играющая не последнюю роль в формировании стоимости теплоснабжения, будет откорректирована, но почему-то при очередном изменении тарифов.

Очередное изменение произошло в марте этого года. Однако была ли откорректирована норма - вопрос за семью печатями. Вообще добиться толкового разъяснения, каким образом и за счет чего снижены цены в Одессе, откровенно говоря, - дело абсолютно безнадежное. Зачем, дескать, влазить в дебри, коль цены снижены, а не повышены? Для населения это главное. А каким макаром сделано, горожан это касаться не должно. Примерно такой была реакция на мои вопросы.

В распоряжении облгосадминистрации, подписанном 10 марта, то есть задним числом, сообщалось следующее: с 1 января за один квадратный метр полезной площади одесситы должны платить не 68 коп, как прежде, а 59. При этом отмечалось, что снижение тарифа произошло за счет снижения цены на природный газ. Оказывается, Минэкономики приказом №121 еще 31 октября 1997 года установило с 1 января новые оптовые цены на природный газ, добываемый на территории Украины и используемый для нужд населения, коммунально-бытовой сферы и бюджетных организаций, на уровне 66 долларов за 1 тысячу куб. м. Раньше на эти цели использовалось российское «голубое топливо» по 83 доллара.

Вместе с распоряжением был опубликован и комментарий начальника отдела цен облгосадминистрации Григория Поддубного, в котором, помимо всего прочего, объяснялись причины принятия распоряжения задним числом. Задержка, по официальной версии, произошла из-за отсутствия методики расчета тарифа при образовавшихся разных ценах на газ, поступающий по сути по одной и той же трубе. (Теплоснабженческие предприятия обслуживают и промышленных потребителей, для которых стоимость газа совершенно иная). Это во-первых. Во-вторых, для решения вопроса о поставках в Одесскую область дешевого отечественного «голубого топлива» руководству области приходилось не раз выезжать в Киев, чтобы «выбить» лимиты, на что ушло немало времени.

Все, казалось бы, более-менее ясно. Однако через две недели на свет Божий появилось еще одно распоряжение облгосадминистрации. Прелюбопытнейший документ! В нем, как в зеркале, отразились парадоксы одесской жизни.

В распоряжении сообщалось: в связи с упорядочением расчетов за услуги отопления (это должно означать, что до сих пор они упорядочены не были) тарифы снижены еще на 10 копеек. В этот раз снижение произошло на счет выделения средств из областного бюджета.

В тощем, дырявом бюджете, в котором нет средств на самое необходимое, оказывается, если очень захотеть, можно наскрести этак миллионов семнадцать! Именно такая сумма выделялась.

Но в данной ситуации не это главное, а вернее, не только это. В распоряжении подчеркивалось, что действия данного решения распространяются не на всех одесситов, а лишь только на ту часть, которая получает тепло от объединения «Одестеплокоммунэнерго» - предприятия, являющегося областной коммунальной собственностью.

Другая же часть одесситов, обслуживаемая государственной компанией «Одессаоблэнерго», будет продолжать платить на 10 копеек больше, то есть 59 - согласно тарифу, установленному двумя неделями ранее.

Вместе с распоряжением был опубликован и комментарий отдела цен облгосадминистрации. Начальник этого отдела Григорий Поддубный неожиданное раздвоение в городе тарифов, чего ранее никогда не замечалось, пояснил тем, что по закону область имеет право дотировать коммунальную теплоэнергетику. В связи с этим областное руководство, по его словам, «провело мобилизацию средств» и предоставило их своему коммунальному предприятию - «Одестеплокоммунэнерго» - для покрытия разницы между установленным для населения льготным тарифом и фактической стоимостью теплоэнергии.

Иными словами, власть разделила горожан на «своих» и «чужих», поставив одних в привилегированное положение по сравнению с другими. Причем, «своим» она выделила не свои, а общие, бюджетные средства.

Зачем, спрашиваете, устанавливать льготы половине жителей города без разбора: и бедным, и богатым? Почему в результате такого благодеяния нищая старушка должна платить 59 копеек, только потому, что ее дом находится на Черемушках или в центре города, а богатый дядя, проживающий в таком же доме, но в другом районе, - 49 копеек? Зачем, спрашивается, вообще надо дотировать производителя, если существуют субсидии для населения на покрытие затрат на жилищно-коммунальные услуги и отдельно для ветеранов войны - льготы на оплату тех же услуг? При нашей бедности такое безоглядное вливание кажется излишней роскошью или, попросту говоря, непростительным растранжириванием средств, которых не хватает на оказание помощи малоимущим.

По данным горфинуправления, задолженность на 1 января 1998 года по льготам ветеранам войны на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет 31 миллион гривен. Бюджетом города на 1998 год на эти цели предусмотрено 3,1 миллиона гривен, хотя потребность - 61,4 миллиона. По данным областного отдела субсидий, на 1 января с.г. задолженность в области по субсидиям составляет 26,3 миллиона гривен, в том числе по Одессе - 18,8 миллиона. Тем не менее, бюджетом на 1998 года на эти цели из-за отсутствия средств предусмотрено по области всего 18 миллионов гривен, по Одессе - 5,5 миллиона. (Объединение «Одестеплокоммунэнерго» обслуживает не только Одессу, но и другие города и поселки области, где тоже произошло снижение тарифа на отопление в целом на 19 коп.).

В областном финансовом управлении на мои вопросы касательно выделения из бюджета дополнительных средств ответили вопросом: «Кто сказал, что были выделены дополнительные средства?».

По словам работников облфинуправления, бюджетом на этот год объединению «Одестеплокоммунэнерго» в виде дотаций предусмотрено 16,9 миллиона гривен и в первом квартале выплачено уже 6,4 миллиона. Но это делается ежегодно для покрытия разницы между установленным тарифом для населения, которое оплачивает 80 процентов стоимости тепла, и фактической стоимостью теплоснабжения. В прошлом году на эти цели было выделено 14 миллионов. Но таких сумм недостаточно для покрытия 20 процентов стоимости отопления. По данным «Одестеплокоммунэнерго», бюджет покрывает процентов 10-15. В итоге «Одестеплокоммунэнерго» ежегодно несет колоссальные убытки. Сегодня они составляют 36 миллионов гривен. Кстати, долг областного бюджета перед «Одестеплокоммунэнерго» за предоставленные населению субсидии на отопление составляет 7,5 млн.

Выходит, бюджетное дотирование здесь совершенно не при чем? Тогда, если снижение тарифа произошло только за счет изменения цены на газ, каким же образом в городе образовалось два тарифа?

Судя по комментариям того же облфинуправления, отдел цен облгосадминистрации согласовал для ГАЭК «Одессаоблэнерго», которая берет с населения за отопление 100 процентов его стоимости, рентабельность на уровне 20 процентов. Поэтому цена у них получилась выше. Так ли это на самом деле, сказать трудно. Руководство «Одессаоблэнерго» в лице заместителя начальника Вячеслава Сосновикова наотрез отказалось что-либо пояснять, сославшись на то, что тарифы - это вотчина отдела цен облгосадминистрации. У начальника отдела цен облгосадминистрации Григория Поддубного выяснить истину тоже оказалось делом непростым. Давать на сей счет разъяснения он отказался.

- Главное - тарифы снижены, - сказал он, - несмотря на то, что Министерство экономики высказалось против, о чем официально нас уведомило в своем письме.

Кстати сказать, в своем комментарии к первому распоряжению облгосадминистрации, Поддубный уверял, что население Одессы будет платить одинаково, несмотря на то, что в городе два теплоснабженческих предприятия с различным оборудованием и, естественно, с разной себестоимостью тепла…

Что касается позиции Министерства экономики, то, как пояснил заместитель министра Виктор Кальник, министерство действительно было против по ряду причин. Во-первых, исходя из установленных на этот год новых рамок валютного коридора, цены на газ могут быть не сегодня-завтра пересмотрены в сторону увеличения. Во-вторых, снижение тарифа, судя по всему, произошло за счет перекладывания части оплаты на промышленных потребителей. По словам В.Кальника, снижение тарифов в Одессе - это не что иное, как предвыборный популизм.

Действительно, тем же самым распоряжением областной госадминистрации о снижении тарифов для населения были увеличены (пропорционально снижению, по данным отдела цен) тарифы для промышленных потребителей.

Есть и еще одна причина. По сообщению того же Минэкономики, добываемого в Украине газа не хватает для удовлетворения потребностей населения, коммунально-бытовых предприятий и бюджетных организаций. Одесской области на этот год выделен лимит в размере 664 миллиона куб. м газа, хотя потребность - 1,2 миллиарда.

Где взять остальное топливо? И как долго в этой ситуации цены удержатся на низко установленной отметке?

Хотя если рассматривать эту проблему более широко, то для теплоснабженческих предприятий уже сегодня нет никакого газа вообще. Долги настолько велики, что давно была дана команда сверху закрыть задвижки. В результате в Одессе вскоре после того, как закончился отопительный сезон, отключили горячую воду. Видимо, на все лето. По словам главного инженера «Одестеплокоммунэнерго» Бориса Завирюхи, включат ее в лучшем случае в начале следующего отопительного сезона, если сезон, конечно, начнется. Долг, к примеру, «Одестеплокоммунэнерго» за газ по Одессе составляет 34,3 миллиона гривен. И с каждым месяцем он увеличивается, поскольку всего лишь 50 процентов населения платит за коммунальные услуги.

Но вернемся к ценам. Тем более, что эта проблема для Одессы не только сугубо экономическая, но и политическая. Она включает в себя и проблемы взаимоотношений местных властей как между собой, так и с руководителями предприятий, и проблему раздела собственности, и многие другие одесские аспекты, от которых в итоге страдают горожане.

По мнению городских властей, которые не имеют отношения к формированию тарифов, ценовая неразбериха происходит от того, что в городе нет единого управления теплоснабженческими предприятиями, а стало быть, и единой системы ценообразования.

За три организации - Одесскую ТЭЦ, Одесские тепловые сети, являющиеся структурным подразделением «Одессаоблэнерго», и объединение «Одестеплокоммунэнерго», которые снабжают приморский город теплом и являются областной коммунальной собственностью, сегодня идет драка между городской и областной властями.

Горисполком настаивает на том, чтобы котельные, тепловые сети и ТЭЦ, которые работают на жизнеобеспечение Одессы, согласно Конституции были переданы в коммунальную собственность города. Как сообщил заместитель председателя горисполкома Иван Фесенко, со своими предложениями городские власти неоднократно обращались в облгосадминистрацию и Кабмин. Что касается Одесских тепловых сетей и ТЭЦ, то областное руководство дало свое согласие. Условия передачи были согласованы и с Министерством энергетики. Но в данный момент решение вопроса затягивается в Минэкономики.

По сообщению же Министерства экономики, с подобными предложениями выступает не только Одесса, но и другие города Украины. Поэтому сегодня - это уже не одесская проблема, а общегосударственная. В связи с этим в министерстве считают: сперва следует выработать государственную политику в данном вопросе, а потом уж принимать решения.

Куда сложнее обстоят дела с передачей в городскую коммунальную собственность объектов «Одестеплокоммунэнерго». Если раньше областное руководство не желало об этом и слышать, то после принятия Конституции, согласно которой понятия «областная коммунальная собственность» не существует, ее позиция несколько изменилась. По словам заместителя председателя облгосадминистрации Виктора Журавка, область готова передать котельни и тепловые сети городу. Проблема в том, что руководство города настаивает на передаче производственной базы, которая обслуживает не только Одессу, но и область.

В связи с этим спором в местной прессе появилось разъяснение Министерства юстиции Украины за подписью министра Сюзанны Станик. В нем, в частности, говорится: «По мнению Минэкономики, ряд объектов, предложенных к передаче в коммунальную собственность Одесского горсовета, например, «Одестеплокоммунэнерго» (названы и другие предприятия. - Авт.) не относятся к объектам, удовлетворяющим коллективные нужды исключительно территориальной общины города Одессы».

Да, действительно, «Одестеплокоммунэнерго» обслуживает также область. Но на нее приходится только 10-15 процентов услуг этого объединения, тогда как на город - 85-90 процентов. При этом следует отметить, что услуги для Одессы - это подача тепла, а для области - общее руководство. В виде материальной услуги выступает только использование производственной базы теплоснабженческими организациями других городов и районов области, но тоже в соотношении 85 и 15.

На сей счет в разъяснениях Минюста говорится следующее: «Госстрой считает, что передача объединения «Одестеплокоммунэнерго» в подчинение города отрицательно скажется на теплоснабжении населенных пунктов области и усложнит общее руководство отраслью, поскольку нарушение областной структуры управления лишает теплоснабженческие предприятия малых городов и поселков области мощной производственной базы, технического и кадрового потенциала областного центра…»

Однако и город не зарится на объединение «Одестеплокоммунэнерго» целиком. Город хочет, чтобы ему принадлежало то, что находится на территории города и служит только для обеспечения жизнедеятельности, то есть котельни, тепловые сети, бойлерные и, разумеется, производственная база, их обслуживающая. Но вся закавыка в том, что при таком разделе, кроме общего руководства отраслью, у объединения «Одестеплокоммунэнерго» ничего не останется…

Пока, как говорится, суд да дело, теплоснабженческие предприятия города, начиная с 1 января, приступили, но по совершенно иной схеме, к переделу функций. Государственная компания «Одессаоблэнерго», которая всегда снабжала население теплом через объединение «Одестеплокоммунэнерго» (последняя покупала у нее тепло и по своим сетям доставляла в жилые дома), теперь будет поставлять его жильцам напрямую.

Кстати сказать, это самое разделение функций и привело к тому, что одна половина жителей Одессы будет получать тепло от компании «Одессаоблэнерго», а вторая - от объединения «Одестеплокоммунэнерго». В результате - два тарифа в одном городе.

Какой дом каким предприятием будет обслуживаться, для населения - «темный лес», ибо котельни двух предприятий разбросаны по всему городу. Кто и сколько должен платить, пока тоже не ясно. Возможно, когда путаница с тарифами и перерасчетами завершится, начнется передел собственности, а стало быть, и формирование новых тарифов.

Но что бы ни делали власти для блага одесситов, горожанам, по большому счету, важно одно - будет ли тепло и горячая вода в доме? Воды - нет. А температура морской сейчас 18 градусов…