Развитие мобильной связи в Украине требует от приходящих на ее рынок операторов огромных инвестиций. Однако во всем мире эта отрасль является одной из наиболее рентабельных телекоммуникационных сфер. Для получения столь серьезных доходов выбираются самые различные способы экономического и политического влияния. Это напрямую относится и к проводимому Министерством связи Украины тендеру на получение частот для работы в цифровом стандарте мобильной связи GSM-900.
А волны все бьются о борт корабля...
Пока диапазон GSM-900 (Global System for Mobile Communication) по-прежнему находится в ведомственном пользовании военных и силовых структур, а также систем навигации и обеспечения безопасности. Теоретические исследования GSM показали, что частота-диапазон достаточен для нормальной параллельной работы как государственной, так и коммерческих сетей. Первоначально передача части GSM-диапазона ожидалась в сентябре прошлого года. Однако, по разным причинам, освобождение спектра частот постоянно откладывалось. Возможно, если бы в это дело активно не вмешивалась политика и все бы зависело лишь от экономических факторов, дела в этой сфере пошли бы значительно быстрее.
Итак, история затягивалась... А тем временем к вялотекущему (для Украины) и нервозному (для ожидающих операторов) процессу работы в цифровом стандарте GSM подключались все новые и новые претенденты. Довольно неожиданным организационным моментом на пути потенциальных операторов мобильной цифровой связи стал объявленный Министерством связи Украины тендер на получение частот GSM-900. Произошло это вскоре после грандиозного повышения тарифов на использование этих частот.
Ход проведения тендера освещался различными средствами массовой информации. Стратегией же Министерства связи в этом вопросе стало либо полное отсутствие комментариев, либо предоставление прессе самых минимальных, иногда противоречивых сведений. Вокруг тендера нагнеталась масса разнообразных слухов и предположений, в полной мере отвечающих нашим государственным традициям секретности.
Однако, несмотря на туман таинственности, известно, что в качестве претендентов на получение частот GSM рассматривались шесть компаний: UMC, «УРС» (совместный с «Motorola» проект FLASH), «КиевСтар», «Укомлайн», «BK Telecom» и «Daewoo». Первые два претендента внесли свой основной вклад в экспериментальные исследования частотного диапазона GSM. «КиевСтар» подключился к исследованиям на их третьем этапе. Естественно, все трое ожидают получить отдачу от уже проведенной работы, и иной вариант явился бы довольно плохим примером для потенциальных инвесторов. Тем более все трое изначально были уверены в том, что получат разрешение на GSM. Претензии же на GSM остальных кандидатов были выдвинуты несколько позже.
В любом случае, две предоставленные Минсвязи вакансии никак не смогут вместить всех желающих. Однако от правильности и (что в этой ситуации весьма важно) корректности выбора напрямую зависит не только дальнейшее состояние украинского рынка мобильной связи, но возможность цивилизованного привлечения в нашу страну иностранных инвестиций.
Итак, рассмотрим состав претендентов более подробно. Безусловно, наиболее подготовленными из них являются компании UMC и «УРС».
UMC. А поутру они проснулись...
Эта фирма была первым и на протяжении трех лет единственным оператором мобильной связи в Украине. Пятилетнее монопольное положение было обещано ей государством в обмен на привлечение иностранных инвестиций и создание инфраструктуры мобильной связи во всех областных центрах Украины. Свое обещание UMC выполнила. Этой инфраструктурой, основанной на аналоговом стандарте NMT-450, в настоящее время охвачены 80 городов Украины, в том числе все ее областные центры. Безусловно, UMC является высокопрофессиональной компанией, иначе создать подобную сеть было бы невозможно.
С 1993 года компания инвестировала в Украину около $90 млн. и подобный риск в условиях нашей страны заслуживает искреннего уважения. Однако риск стоил того, поскольку монопольное положение позволило UMC установить сверхвысокие цены как на мобильные телефоны и подключение к сети, так и на абонентскую плату в аналоговом стандарте NMT-450. Таким образом в течение трех лет с украинского рынка мобильной связи снимались все накапливавшиеся за это время «сливки».
К сожалению, монопольная работа UMC привела к приобретению ею не только большого опыта, но и высокомерия, явно заметного даже в нашей далекой от цивилизованных рыночных форм стране. Развивающемуся бизнесу нужна была мобильная связь, для ее получения клиент платил любые деньги, и, кроме UMC, обратиться ему было не к кому. Этот вид связи стал прерогативой лишь состоятельных людей, а «мобильник» - неотъемлемым атрибутом новых украинцев.
Однако качество аналоговой связи в NMT-450 и уровень сервиса оставляли желать лучшего. Кроме того, клиенты не были обеспечены услугами роуминга, т.е. вне территории Украины пользоваться своими телефонами они уже не могли. UMC же не стремился форсировать предоставление роуминга, поскольку монополия не требовала от нее активного поиска новых путей развития. Даже сегодня возникает ощущение того, что компания до конца не может поверить в скорое появление в Украине действительно серьезного и реального конкурента.
Отказать UMC в частотах GSM практически невозможно по нескольким причинам. Во-первых, в той или иной форме они были ей обещаны государством. Во-вторых, UMC (как и «УРС») внесла значительный вклад в исследование GSM-диапазона. В-третьих, деятельность этой компании напрямую поддерживается правительствами Германии, Дании и Голландии.
«УРС». Почтальон может не позвонить дважды
Вторым кандидатом на получение частот в GSM-диапазоне являются «Украинские Радиосистемы» (совместный с «Motorola» проект FLASH). Название «УРС» появляется в прессе значительно реже UMC. В общем-то это и понятно, поскольку компания пока не являлась действующим в Украине оператором мобильной связи.
АОЗТ «Украинские Радиосистемы» (УРС) было образовано в начале 1995 года. Его учредителями стали Фонд государственного имущества Украины, представляемый Концерном радиосвязи, радиовещания и телевидения, и Фонд делового сотрудничества «Украина». Таким образом, «УРС» является на 100% украинской компанией.
В случае с тендером «УРС» оказалась, пожалуй, в самой парадоксальной ситуации. Во-первых, «УРС» стала по сути первой компанией, объявившей о своем намерении работать в GSM, т.е. инициатива использования диапазона исходила именно от нее. Активность UMC в GSM наступила в тот момент, когда появилась «УРС» и начала финансировать исследования GSM-диапазона.
Во-вторых, в свое время именно «УРС» государством был официально обещан статус оператора GSM. Это и послужило основной причиной принятия «УРС» в GSM MoU (Общеевропейскую ассоциацию операторов GSM), в которой «УРС» явилась первой представляющей нашу страну компанией (UMC вступила в GSM MoU позднее). Участие же в этой ассоциации дает возможность оператору GSM обеспечить абоненту роуминг в любой точке мира, где есть сеть GSM, т.е. во всех странах Европы, в Азии, Африке и частично в Америке.
В-третьих, «УРС» (впрочем, как и UMC) внесла основной вклад в исследование GSM-диапазона.
В-четвертых, главным партнером «УРС» в проекте с GSM (FLASH) является одна из крупнейших американских компаний «Motorola», заявившая о намерении инвестировать в Украину $500 млн.
Практически невозможно игнорировать этот рассчитанный на 10 лет проект, поскольку заявленные «Motorola» инвестиции приходят в Украину далеко не каждый день. Кроме того, отказ такой крупной компании, как «Motorola», может повлечь за собой массу межгосударственных трудностей и способен окончательно разрушить в глазах США и без того шаткий экономический и политический имидж Украины.
Не является секретом, что инвестиционная привлекательность нашей страны - одна из самых низких в мире. Украина не является приоритетным направлением ни для «Siemens», ни для «Ericsson», ни для других крупных телекоммуникационных компаний. Те же, кто не знает об Украине вообще ничего, черпают информацию о ней из международных источников, статистических отчетов и т.д. «Да, действительно, - говорят они, - в Украине много жителей, и это самая большая страна в Европе. Но она имеет огромнейший минус в экономике. Поэтому что-либо вкладывать в эту страну является делом безнадежным или, по крайней мере, чрезвычайно рискованным».
Именно постоянный «минус в экономике» способен перевести в черно-белые тона самые радужные планы инвесторов. Отказ же «Motorola», уже инвестировавшей в свой проект $5 млн., однако пока не получившей от этого никакой отдачи, может послужить классическим примером и для тех, кто еще не раздумал вкладывать средства в нашу экономику.
«Государственные гарантии» и «сюрпризы»
Компанию «КиевСтар» можно было бы сравнить с неким летучим голландцем. В течение всего срока своего существования она несколько раз исчезала с телекоммуникационного «небосклона», а затем снова так же внезапно на нем появлялась. «КиевСтар» также принимала участие в исследовании GSM-диапазона, однако подключилась к ним лишь на третьем этапе. Суждения специалистов по поводу этой компании весьма противоречивы. Однако существует мнение о том, что в итоге «КиевСтар» может сыграть роль некоего государственного противовеса любому другому «разрешенному» оператору. В какой-то степени к категории летучих голландцев можно отнести и компанию «Укомлайн», пока не заявившую о себе реальными действиями на телекоммуникационном рынке нашей страны.
Компания «BK Telecom» («Братья Карич») в нашей стране не появлялась и не исчезала. До ее недавнего появления с лицензией на GSM о существовании этой компании у нас почти никто не знал. Однако бизнес этих югославов довольно успешно развивается в различных странах мира. Они имеют собственные банк и университет. В то же время, по мнению некоторых специалистов, братья Карич имеют к связи несколько косвенное отношение.
Пожалуй, наиболее «таинственным» участником тендера до недавнего времени оставалась южнокорейская «Daewoo». Эта компания стремится активно продвинуться в различных сферах экономики Украины. Однако она не является оператором GSM ни в одной стране Европы. Ее участие в разворачивании сети мобильной связи ограничивается Китаем, Бирмой, Узбекистаном и переговорами в Алжире. При всем уважении к этим странам хочется надеяться, что Украина изначально стремится стать страной более цивилизованной. Присутствие «Daewoo», по разным причинам имеющей в развитых странах определенный отрицательный имидж (и об этом уже сообщалось в украинской прессе), скорее всего не сможет прибавить нашей стране ни авторитета, ни надежной технической оснащенности.
Франция славится винами, Япония - телевизорами, Украина - высокими ценами...
Во многом ситуация осложняется тем, что частоты никто бесплатно не получит - их нужно будет купить, причем, скорее всего, в результате аукциона. Кроме этого, существует и отдельная ежегодная плата за использование частот. При этом нужно учитывать очень традиционную для нашей страны ситуацию - по-видимому, тарифы и расценки за пользование частотами GSM определялись людьми, имевшими весьма отдаленное представление о тарифах среднеевропейских. Только такой причиной можно объяснить абсолютно нереальные украинские тарифы, превышающие аналогичные европейские показатели в 10-13 раз.
Кстати, ожидание прибылей, основанных на этих тарифах, было подтверждено и на недавно проведенной коллегии Министерства связи. Возможно, в высших эшелонах власти всерьез надеются на то, что операторы будут работать в GSM, ориентируясь на существующие сегодня расценки. Однако, создав прецедент в Украине, эти операторы рискуют дождаться таких же расценок и от других развивающихся стран, что не является для них хорошей перспективой. Поэтому все участники тендера надеются не только на успех, но и на понижение существующих тарифов. В противном случае намеченный государством финансовый прессинг сведет на нет, прежде всего для самой Украины, смысл любых, даже самых глобальных проектов инвесторов.
Концерт давно начался, слушателей много, но пока играют лишь на нервах
Представим себе, что тарифы разумно понижены, и GSM-900 реально приходит в Украину. Каковым же может быть дальнейшее развитие событий?
Если UMC получит частоты и начнет мгновенную работу, то практически конкуренция в Украине умрет, так и не начавшись. Сегодня UMC обладает готовой, хотя пока и не подключенной сетью GSM в Киеве. Это позволит ей осуществить мгновенное включение, снова установить сверхвысокие цены и снова снять «сливки» с главной «тусовки» мобильных абонентов, т.е. со столицы. Это неизбежно, ибо уже сегодня клиенты заваливают компании вопросами о сроках ввода GSM. Многие абоненты, особенно те, кто занимается международным бизнесом, заплатят за GSM любые деньги, поскольку им эти услуги необходимы.
Значительным фрагментом сети GSM обладает и «УРС». Однако полную инфраструктуру киевской сети она сможет развернуть лишь через два месяца после получения частот.
Наиболее вероятным все же является развитие событий по следующей схеме. После получения двумя операторами частот GSM будет установлен некий подготовительный период (около двух месяцев) и срок, который станет общим началом работы для обеих компаний. Такой вариант позволит создать «разрешенным» операторам практически одинаковые стартовые условия.
Есть предположение и о том, что до конца 1997 года каждый из операторов GSM сможет получить не более 2000 абонентов. Это связывается не с политическими, а с временными, чисто технологическими причинами. Пока же на полигоне GSM проводятся стартовые испытания нервов, и все участники тендера чувствуют себя довольно неуверенно.
UMC, ранее заявившая о привлечении в Украину инвестиций в сумме $120 млн., повышает эту цифру до $300 млн. Причем это было сделано сразу же после заявленных «Motorola» $500 млн. Однако заявления UMC этим не ограничиваются, и она снова повышает свои ставки - сначала до $400 млн., затем до $600 млн., а вскоре и до $1 млрд., рассчитанного на 10 лет. Параллельно с этим сумма уже вложенных в Украину средств, по официальным заявлениям представителей UMC, также плавно перетекает от $100 млн. к $90 млн. и обратно. Кроме того, UMC проводятся презентации, встречи, концерты, то и дело фигурирует информация о предстоящем роуминге в стандарте NMT, о новых услугах, новых расценках и т.д., чего до появления тени конкурентов у UMC не наблюдалось.
В стане «УРС» также наблюдается заметное волнение, вызванное нежеланием остаться в стороне от начатого самой же компанией дела. «УРС» и «Motorola» уже провели презентацию своего совместного проекта FLASH. Это название бросается в глаза с размещенных на улицах Киева щитах. Однако никаких других общественно-показательных акций, в т.ч. и в прессе, не проводится.
«КиевСтар» и «Укомлайн» придерживаются традиционной тактики «подводного плавания».
Название неожиданно заявившего о себе «BK Telecom» продолжает фигурировать лишь в официальных сообщениях информагентств.
«Daewoo», как всегда, делает официальные и «как бы случайные» заявления прессе.
Оператор ценен не стоимостью «трубки», а качеством сервиса
Для широкого распространения мобильной связи в Украине немаловажен такой показатель, как цена самого мобильного телефонного аппарата. По прогнозам, первые несколько месяцев работы в GSM эта цена будет варьировать в пределах $1000-2000, т.е. в три-четыре раза превышать закупочную. В какой-то мере это можно объяснить налоговой политикой нашего государства. Но это объясняется также и негласной договоренностью между операторами и дилерами о том, чтобы ниже $1000 цена «трубки» не опускалась. Однако при большом количестве дилеров и реальной конкуренции операторов, кто-то это соглашение все равно нарушит, и тогда цены на телефоны будут лавинообразно снижаться. Постепенно это приведет к правилам, существующим на телекоммуникационном рынке экономически развитых стран.
Например, в некоторых странах Скандинавии насыщенность мобильными телефонами достигает 25%. В то же время шведская фирма «Ericsson» продает мобильные телефоны своему внутреннему оператору «Telia» по цене $1000. Но при этом стать абонентом «Telia», да и многих других скандинавских операторов, стоит меньше $100. Причем эта сумма включает и стоимость «трубки», и стоимость подключения. Безусловно, оператор все равно получает свою прибыль, причем довольно немалую. Однако эта прибыль основывается не на разовом ударе мобильной трубкой по стабильному кошельку, а на трафике, на разнообразии и качестве услуг, на ремонте случайно разбитых клиентами телефонных аппаратов и т.д., то есть на долговременном сервисе.
В Великобритании сегодня четыре оператора мобильной связи, и столь большое их количество уже вызывает некоторое местное недовольство. В Германии таких операторов два. Но их число не растет не из-за суровых ограничений, а по причине того, что с этими операторами просто никто не может конкурировать.
Количество операторов на рынке Украины пока не определено. И этот вопрос настолько серьезен, что, переходя из разряда экономических в политические, он, скорее всего, будет решен лишь на самом высоком государственном уровне. А пока, в расчете на перспективную прибыль, каждый мобильный связист раскладывает свои козыри и нажимает на собственные рычаги.
P.S. 13 февраля в Министерстве связи состоялась церемония вскрытия пакетов, поданных участниками конкурса. Из шести предполагаемых кандидатов осталось четыре. «Укомлайн» не выполнил условия оформления документов, поэтому его заявка не рассматривалась. «ВК Telecom» не был допущен к участию в конкурсе, т.к. не предоставил платежный документ о перечислении 10% цены заявленной лицензии. Итоги конкурса будут объявлены 11 марта.