За правительственно-парламентской дискуссией о перспективах реформирования нефтегазовой отрасли Украины как-то все враз забыли, что независимо от избранной на будущее модели реформирования нефтегазовому комплексу еще надо пережить день сегодняшний и завтрашний. Удобно спорить о перспективах, не заботясь о том, как тот же «Укргазпром» до них дотянет, - никакой тебе заботы и ответственности. Между тем уже день сегодняшний свидетельствует об укреплении тенденций, мало хорошего сулящих и завтра.
Как-то так повелось, что в Украине в одночасье появляется масса «специалистов» той же газовой отрасли. Вдруг оказывается, что все знают, что и как нужно делать, чтобы на рынке газа был порядок. Но очень скоро страсти утихают - как только становится очевидно, что на носу очередной отопительный осенне-зимний сезон, а украинские подземные газохранилища полупусты, российский «Газпром» снова угрожает сократить подачу газа за неплатежи - и никто из отечественных «специалистов от газа» ничего не может с этим поделать. Вот и сейчас ситуация приблизительно такая же.
Пока бушевали газореформаторские страсти в первом полугодии 1998 года, предприятия «Укргазпрома» продолжали работать. И не нужно, наверное, объяснять, что все эти споры порядка не добавили, особенно в расчеты за газ.
Полгода продержались
И хотя добыча газа предприятиями «Укргазпрома» в первом полугодии текущего года оказалась почти на 60 млн. кубометров меньше, чем за аналогичный период 1997 года, плановые показатели газовики, тем не менее, перевыполнили, добыв 6,75 млрд. кубометров газа
(см. табл.1). Правда, при этом несколько увеличена добыча конденсата и нефти. Другое дело, что они работают на пределе - на перспективу не остается ни средств, ни времени.
Чтобы обеспечить добычу сырья на таком уровне, пришлось потрудиться буровикам (заметим, без увеличения количества буровых бригад, а только за счет увеличения эффективности буровых работ): пробурено скважин на 105 тыс. метров, закончено строительство 34 скважин; в эксплуатацию введено 17 новых скважин и 49 выведено из бездействующего фонда, введено в эксплуатацию также два новых газоконденсатных месторождения. Кроме того, газовики проводили и поисково-разведывательные работы на 11 месторождениях и 12 площадях. И, похоже, что результат их на удивление прибыльный: результаты дают основания утверждать, что годовое задание по приросту запасов газа (без чего вскоре неоткуда будет вести газодобычу) на 2,6 млрд. кубометров выполнено.
Есть и еще одно достижение - обнаружены запасы высоконапорного газа (добывать можно около 2 млн. кубометров в сутки) на Западно-Шебелинской площади. Если прогноз о запасах здесь подтвердится, это будет означать увеличение уже имеющихся и подтвержденных украинских запасов по газу на 65 млрд. кубометров. Однако судить о значимости этого открытия возможно только после того, когда в течение ближайших лет будет проведено бурение шести первоочередных разведывательных скважин (глубиною 5,5 тыс. м)
и 100 км сейсмических исследований. Стоимость этого объема работ - 42 млн. грн. Нужно ли объяснять, что для «Укргазпрома» в его нынешнем финансовом положении это неподъемная сумма?..
Действующее законодательство относит затраты на эксплуатационное бурение (а это 136 млн. долл. ежегодно, что составляет 32% от суммы всех требующихся газовой отрасли капиталовложений) на счет прибыли. Сегодня о такой графе «Укргазпрому» уместнее забыть. И хоть что-то вкладывать он сможет, если такие затраты относить к валовым затратам газодобывающих предприятий.
Не знаю, представляет ли себе читатель объем работ, выполненный «Укргазпромом» за полгода. Возможно, это будет легче сделать при таком сравнении: за весь прошедший год во всей Украине использовано около 86 млрд. кубометров газа, а «Укргазпром» только за полугодие транспортирует по газопроводам около 95 млрд. кубометров. В январе-июне 1998 года только для украинских потребителей газотранспортники доставили 40,4 млрд. кубометров газа, и еще 54,9 млрд. кубометров российского газа прокачали на экспорт в Европу и на Балканы.
При всех разговорах об обходящих Украину газотранспортных магистралях пока что украинская газотранспортная сеть загружена относительно стабильно. Однако все это хозяйство требует повседневных забот, прежде всего ремонта и реконструкции.
По расчетам специалистов «Укргазпрома», для нормальной работы газотранспортной системы в этом году надобно капитально отремонтировать - и это минимум - 212 км. газопроводов (это только плановый ремонт). Однако в первом полугодии отремонтировано только 26 км. газопроводов. Другими словами, при ежегодной потребности в капитальном ремонте и замене 400-500 км. газопроводов газовики успевают отремонтировать только 50-60 км.
В июле, по данным «Укргазпрома», 92 агрегата в газовом хозяйстве, отработавшие свой ресурс, ожидали ремонта. В крайнем состоянии из эксплуатации для ремонта было выведено 35 агрегатов. Однако, трудно сказать, когда их теперь отремонтируют, - для закупки запчастей к ним надобно 22 млн. долларов, а приобретено только на сумму 3,1 млн. долларов...
А потом мы удивляемся, что участились аварии в газовой отрасли. Если и дальше так пойдет, то из-за аварийного состояния часть газопроводов придется отключить вообще. А, значит, пострадает и так называемый большой транзит, и собственно значительная часть украинских потребителей газа.
В итоге все это, кроме неудобства в быту и производственных потерь, выльется в недополученные бюджетом доходы, а затем и в невыплаченные зарплаты и пенсии... Но если премьеру для острастки придет в голову взять в заложники хоть весь 45-тысячный коллектив «Укргазпрома», запчастей и денег на их закупку от этого не прибавится.
Но как дальше устоять, если...
Вот интересно, может, и «Укргазпрому» перенять опыт у г-на Пустовойтенко и взять в заложники своих должников? Самое смешное, что среди них окажется и сам премьер, так как и он несет ответственность перед газовиками за несвоевременные бюджетные дотации населению и бюджетным организациям для оплаты использованного газа и услуг по его доставке и хранению. Но это так, сказка для любителей абсурдизма.
Не менее абсурдно выглядят и попытки налоговых органов наехать на подразделения «Укргазпрома» - за неуплату всей суммы причитающихся налогов. Слава Богу, украинский премьер не стал подражать российскому коллеге, который не нашел ничего лучшего, чем грозить «Газпрому» арестом всего имущества, коли тот не выплатит всю сумму налоговых платежей. Правда, когда разобрались, оказалось, что госбюджет России должен «Газпрому» на несколько миллиардов рублей больше, чем газовики государству.
Аналогичная ситуация (правда, в ином масштабе) характерна и для отношений украинских газовиков и бюджета Украины.
За первое полугодие этого года газовики внесли в бюджет 667 млн. грн., причем 71 млн. грн. - деньгами, а 596 млн. грн. - взаимозачет. Это составило 58% платежей от начисленной к уплате суммы и 31% с учетом долгов на начало этого года.
К началу второго полугодия 1998 года общая задолженность «Укргазпрома» по платежам в бюджет составила 1 513 млн. грн. Причем 41% от общей суммы долга - по отчислениям от платы за транзит (618 млн. грн.).
Уместно в этой связи напомнить также, что именно «Укргазпрому» пришлось закупить у «Газпрома» дополнительно (добровольно-принудительно) 7,6 млрд. кубометров газа (стоимостью 600 млн. долларов) - для обеспечения украинских потребителей газа в декабре 1997 года и первом квартале 1998 года. Однако потребители этого газа, как и любого другого, поставленного в Украину, оплатить его не торопились (см. табл. 2). В результате к началу второго полугодия, помимо задолженности перед бюджетом, задолженность перед российским «Газпромом» за использованный газ составила 393,4 млн. долларов.
Рассчитывать на то, что сумму долга хотя бы частично возможно будет компенсировать услугами по транзиту российского экспортного газа через территорию Украины, не приходится. В «Укргазпроме» констатируют, что в счет оплаты за транзит своего газа российский «Газпром» уже в первом полугодии поставил для потребностей Украины газа на 167,5 млн. долларов больше, чем стоят украинские газотранспортные услуги.
Еще 25 марта 1998 года Кабмин распорядился направлять для расчетов с россиянами 40% денежных средств, поступающих от потребителей газа. Однако те самые средства поступают так, что не хватает ни для выплаты положенных налогов, ни для расчетов с «Газпромом», ни на зарплату газовикам.
К слову, из всего объема газа, использованного в Украине в первом полугодии, большая половина принадлежит «Укргазпрому» - 22,4 млрд. кубометров (газ, добытый в Украине, и российский, полученный в оплату газотранспортных услуг). Причем для обеспечения потребностей населения, коммунально-бытовых предприятий и бюджетных организаций «Укргазпромом» направлено 16,8 млрд. кубометров газа (74,8% от всех «укргазпромовских» поставок); промышленным предприятиям поставлено 5,6 млрд. кубометров газа (25,2%).
При этом к началу второго полугодия, по данным «Укргазпрома», общая задолженность украинских газопотребителей (с учетом задолженности с 1995 года) составила 7,5 млрд. грн. Из этой суммы долг промышленных потребителей - 3 млрд. грн., причем 800 млн. грн. должны предприятия системы Минэнерго. Но большая часть долгов «Укргазпрому» приходится на «коммуналку» и бюджетные организации - 4,5 млрд. грн. Вот и получается, что госбюджет и местные бюджеты должны «Укргазпрому» намного больше, чем он бюджету (см.табл. 2, 3).
Одной из причин роста задолженности у последней из названных категорий газопотребителей в «Укргазпроме» называют существующий порядок определения размеров субсидий населению для оплаты коммунальных услуг. Понятно, что местные бюджеты скудны. Но так, как они поступают с субсидиями - начислять начисляют, а денег для этого не предусматривают - так лучше б уж не заикались. Например, в Днепропетровской области, свидетельствуют газовики, в прошлом году фактически начисленные суммы субсидий превысили запланированные в 3,8 раза, а по льготам - в 8,3 раза! То есть, выходит, на бумаге деньги «выделены», а реально их и быть не может. Не лучше ситуация и в этом году. Причем, говорят газовики, бюджет области предусматривает на год гарантированное выделение средств на субсидии и льготы в сумме 49 млн. грн., а реально требуется 324 млн. грн.
Еще осенью 1997 года Кабмин решил реструктуризовать бюджетные долги перед «Укргазпромом». Минфин тогда насчитал, что по этой статье «Укргазпрому» госдолг составляет 3,5 млрд. грн. Государство обещалось эту сумму погашать равными частями в течение пяти лет - 1998-2002 годы по 500 млн. грн. Но в этом году местные бюджеты (на которые перенесли почетную обязанность по погашению реструктуризованного долга) вместо 500 млн. грн. предусмотрели только 334 млн. грн. (заметим, что предусмотрели - это еще не значит выплатили). Вот вам и погашение долгов... А уже в этом году бюджетные организации задолжали за газ (плюс компенсации и льготы) 438 млн. грн. Так что надежды Кабмина на то, что будет выполнено постановление от 2 июня 1998 года, предписывающее погасить долги за газ, не сбылись.
В «Укргазпроме», не рассчитывая на возврат этого долга, видят единственный вариант выхода из этой ситуации - взаимозачет. Денег-то им все равно не видать, так пусть хоть их долги бюджету спишут. Но трудно предсказать, пойдет ли на это правительство - в самый-то разгар выбивания бюджетных доходов...
Кроме того, газовики предлагают Кабмину зачесть в счет текущих платежей 145 млн. грн., которые фактически внесены в бюджет в первом полугодии в виде рентной платы, платы за транзит, разницы в ценах на газ и отчислений на геологоразведочные работы.
Далее. 26 июня 1998 года Кабмин своим постановлением разрешил «Укргазпрому» закачать в «подземки» и передать Минфину газ на сумму 344,2 млн. грн. Но... ресурсов газа (для закачки впрок), говорят в «Укргазпроме», нет. И газовики предлагают передать Минфину газ не в «подземках» (то есть не оплачивая его транспортировку, закачку и хранение за свой счет), а на газораспределительных станциях - для текущего газопотребления населением и бюджетниками. А заодно пусть бы, считают газовики, Минфин забрал бы и векселя «Хлеба Украины» на сумму 63 млн. грн. Потому как «Укргазпрому» нужны «живые» деньги, в том числе и на выплату зарплат своим сотрудникам.
Кстати, о ресурсах газа. По-прежнему остается два источника поставок - газ собственной добычи и российский. Причем российский поставляется, так сказать, двумя компаниями - самим «Газпромом» (в счет оплаты газотранспортных услуг «Укргазпрома») и международной энергетической корпорацией Itera, у которой уже покупают газ все те компании, которых в Украине называют газотрейдерами (есть, правда еще и так называемые дилеры «Укргазпрома». И об их расчетах и поставках газа нетрудно судить по данным табл. 3). Так вот, когда речь идет о закачке газа в подземные хранилища на будущий осенне-зимний сезон, есть смысл напомнить, что россияне поставляют газ для поддержания на нужном уровне во время холодов своих экспортных потоков, а не для Украины. Оптовые импортеры газа (газотрейдеры, покупающие газ у корпорации Itera) рассчитываются с продавцом так, что он постоянно сокращает им поставки газа и для закачки его в «подземки» просто не остается, едва хватает для контрактных текущих поставок. За год, предполагалось, оптовики поставят около 22 млрд. кубометров российского газа. Но, судя по всему, в лучшем случае они смогут поставить не более 15 млрд. кубометров газа.
«Газпром», как уже упоминалось выше, свой лимит поставок для Украины тоже почти исчерпал. Более того, из-за сокращения поставок газа в Европу (а это значит, что и «Укргазпром» предоставляет меньше транзитных услуг) россияне отдадут в оплату Украине вместо запланированных 32 млрд. кубометров газа не более 28 млрд. кубометров. А для своего запаса россияне намерены поставить 11,5 млрд. кубометров. Они продадут еще требуемые Украине 7,5 млрд. кубометров «на зиму». Но... за деньги.
«Укргазпрому» приходится свой газ отдавать всем, кому не хватило, и резерва для закачки в «подземки» не остается. Купить у россиян газ не за что. Кроме того, до сих пор предприятия Минэнерго не вернули в хранилища газа 4,5 млрд. кубометров, использованные минувшей зимой «в долг». Не вернул около 9,2 млрд. кубометров газа и «Укргаз», который в разное время «одалживал» его по распоряжению Кабмина.
В результате всего этого в июле (разгар сезона формирования запасов газа на осенне-зимний период) в подземных хранилищах газа, обслуживаемых «Укргазпромом», находилось только 7,3 млрд. кубометров газа, из которого 6,4 млрд. кубометров - собственность российского «Газпрома». В прошлом году к этому времени в украинских подземках находилось на 2 млрд. кубометров резервного газа больше, т.е. собственно украинская часть была большей.
Трудно сказать, что в связи с этим конкретно «светит» украинским газопотребителям уже ближайшей осенью. Но, скорее всего, зимой придется туго.
И когда и в парламенте, и в Кабмине температура в помещениях опустится ниже предела, может, тогда госмужи вспомнят, что за разговорами о реформах нефтегазового комплекса Украины, за попытками передела сфер влияния на рынке газа и энергетическом рынке вообще они почему-то забыли, что традиционно за летом и осенью приходит зима. А тогда уже вряд ли из пустых «подземок» удастся что-то достать, не прибегая к несанкционированным отборам российского газа и скандалам в связи с этим.