UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА ЧАЭС ЗРЕЕТ КАТАСТРОФА

На сей раз социальная Чернобыльскую атомную станцию ожидает очередное потрясение. Для успокоения остальных жителей Украины можно сказать, что оно не связано с ядерной безопасностью...

Автор: Константин Зварыч

На сей раз социальная

Чернобыльскую атомную станцию ожидает очередное потрясение. Для успокоения остальных жителей Украины можно сказать, что оно не связано с ядерной безопасностью. Однако для самих работников станции социальная катастрофа по своим последствиям не намного мягче, чем атомная. По словам главного инженера ЧАЭС Б.Гончарова, персонал работающих на станции может быть сокращен практически на треть. Сейчас рассматривается вопрос о сокращении штата работников с 6 тысяч до 4200.

Складывается впечатление, что не только «гуманное» мировое сообщество старается закрыть Чернобыльскую станцию, но и власти Украины делают все возможное для ее уничтожения, а следом - и 30-тысячного города энергетиков ЧАЭС - Славутича. Не секрет, что все жители этого городка так или иначе существуют за счет станции. Ее закрытие к 2000 году без решения социальной проблемы и без того ставит Славутич на грань вымирания, однако благодаря действиям, точнее, бездействию властей апокалипсис в одном отдельно взятом городе может наступить значительно раньше: уже в этом году, после увольнения трети работающих.

Славутич создавался 10 лет назад для обслуживания трех энергоблоков станции и похороненного под «саркофагом» разрушенного четвертого. В настоящее время первый блок уже год как остановлен, на третьем ведутся плановые работы (о них позже). Все незадействованные работники имели возможность приложить свои руки на восстановлении поврежденного в результате пожара 1991 года второго энергоблока. Решение о его восстановлении и вводе в эксплуатацию было принято еще в конце прошлого года. Даже в бюджет на текущий год были внесены 110 миллионов гривен, необходимых для ремонта. Однако на сегодняшний день на станцию не поступило «ни копейки» бюджетных денег, сказал Б.Гончаров. Станция своими средствами, руками и материалами профинансировала около 15 процентов работ.

Отсутствие в течение этого года средств на восстановление блока №2 в принципе делает бессмысленными любые работы на нем. Ситуация с единственным энергоблоком, который еще способен давать энергию, не намного радужнее. Как и каждый год, летом он был остановлен на плановый предупредительный ремонт. По регламенту, введение в эксплуатацию намечалось на конец сентября. Однако наступает уже ноябрь, а конца-краю работам не видно. По словам Б.Гончарова, минимальный срок через который третий энергоблок начнет отпуск энергии, - 80 дней, максимальный срок, - 160. Лишь 23 октября на станции были завершены контрольные работы, которые генеральный конструктор (общее название всех организаций и институтов, спроектировавших и построивших АЭС) рекомендовал провести станциям, эксплуатирующим реакторы чернобыльского типа - РБМК.

Есть слабая надежда, что персонал станции ускоренными темпами проведет ремонт, однако хотелось бы обратить внимание, что даже минимальный срок в 80 дней означает, что в новый год мы войдем без 1000 мегаватт «чернобыльской» мощности. Что это такое, необходимо объяснить. Уже сегодня в некоторых районах Украины планируется не плановое отключение электроэнергии, как это было ранее, а плановое включение на несколько часов, что представляет собой «две большие разницы». Причем, вероятно («чтобы жизнь медом не казалась»), впервые дефицит электроэнергии ощутят и в Киеве. не зря жэки уже сейчас развешивают на подъездах объявления о возможных «внеплановых и без предупреждения» отключениях электричества. Причем заметим, еще не зима.

Реальность перебоев с электроэнергией в среду ощутили на себе жители Славутича - города энергетиков (!) Чернобыльской АЭС. Как сказали в Национальном диспетчерском центре, в тот момент частота в сети упала до рекордно низкой отметки - 48,9 Гц. Причем, отметил Б.Гончаров, хорошо, что третий энергоблок ЧАЭС в этот момент находился в ремонте: по регламенту столь низкая частота требует остановки реактора. Ситуация до банальности проста: частота упала - отключили ЧАЭС, следовательно частота еще более понизилась - полностью отключили ряд регионов и остановили, скажем, Хмельницкую АЭС, и так до полной темноты.

Почему мы акцентируем на отключении в Славутиче? Не только потому, что исчезновение электроэнергии - событие само по себе неординарное, но и потому, что в этот момент здесь проводилась конференция «Чернобыльский блок-4. План осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» (проект SIP) при участии представителей многих посольств. Самих послов не было. В основном по банальной причине: они боятся подвергнуть свои нежные тела «жесткому» радиационному облучению. Доходило до абсурда, когда одно из посольств решило не рисковать собственными гражданами и прислало сотрудника-украинца очень скромного ранга. Причем оказалось, что в состав участников славутичской конференции попали далеко не компетентные представители…

Конференция не затрагивала вопросов, особенно интересующих нашу страну: безопасность эксплуатируемых на ЧАЭС блоков, социальные последствия закрытия станции, финансирование строительства замещающих мощностей. На обсуждение таких тем представителей посольств затащить гораздо труднее. Поэтому Украина проводила конференцию по наиболее интересующему Запад вопросу: превращение «Укрытия» в экологически безопасную систему. И в этом как будто наметился некоторый прогресс. Как сказал председатель Национального агентства по реконструкции и развитию Р.Шпек, соглашение между Украиной и ЕБРР относительно деятельности чернобыльского фонда «Укрытие», учрежденного советом директоров Банка, в ближайшее время будет подписано.

В функции Фонда входит получение и использование средств, предоставляемых вкладчиками и дарителями на выполнение проекта SIP. SIP выделяет основные программные этапы и утверждает решения по стабилизации, защите персонала, мониторингу, разработке стратегии удаления топливосодержащих масс, созданию безопасных условий для производства работ. Единственным недостатком Фонда остается то, что Украина пока остается единственным государством, которое готово вложить 50 миллионов долларов в проект SIP в виде материалов, рабочей силы, а также работ, связанных с получением и систематизацией данных по объекту «Укрытие». Помимо вклада, наша страна ежегодно будет финансировать «саркофаг»; в 1998-м наш вклад составит около 20 миллионов долларов. «Живых» средств от стран Запада пока заявлено не было…

Вместо послесловия. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным между Украиной, странами «большой семерки» и КЭС, предусматривающим вывод из эксплуатации Чернобыльской станции, сделано немало. Если конкретно, то сделано лишь Украиной себе во вред и в одностороннем порядке. Относительно объекта «Укрытие». По словам Р.Шпека, наша страна профинансировала работы на «саркофаге» на сумму 4 миллиарда долларов и ежегодно 10 процентов бюджета идет на минимализацию последствий аварии. Создание Фонда дает надежду на участие международного капитала в превращении объекта в экологически безопасную систему (напомним, по меморандуму она обещана). Хотя, как показывают «успехи» в совместной реализации остальных пунктов договоренностей с Западом, их обещаниям необходимо верить слишком с большой натяжкой. Давно ожидаемое и обещанное в сентябре решение этого вопроса ЕБРР вновь отложено… Между тем, треть чернобыльских работников уже в этом году могут оказаться на улице… Возможно, Грушевского?