UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МЫ, ПАРЛАМЕНТ И DAEWOO»…

Для хорошего инвестора ничего не жалко. Даже Пенсионного фонда и госбюджета? Отпущение ОАО «АвтоЗ...

Автор: Александр Дяченко

Для хорошего инвестора ничего не жалко. Даже Пенсионного фонда и госбюджета?

Отпущение ОАО «АвтоЗАЗ» долгов перед бюджетом и Пенсионным фондом на общую сумму почти в 80 миллионов гривен прошло в парламенте на удивление гладко. Без обычных проволочек депутаты согласились также предоставить инвесторам украинской автопромышленности колоссальные, по мнению специалистов, налоговые льготы. Как видим, правительство уговорило парламентариев ступить на дорогостоящий для бюджета путь привлечения обещанных $1,3 млрд. инвестиций, которые скоро придут на «АвтоЗАЗ». Однако, как ни странно, крупнейшая за годы независимости Украины инвестиция может и не состояться…

Законы о списании долгов «АвтоЗАЗу» и о налоговых льготах для СП в автомобилестроении приняты в редакции парламентского комитета, а не правительства. Разница существенная. Кабинет министров предлагал на 10 лет уменьшить НДС с 20% до 7% на продукцию автомобильного СП с долей иностранного капитала не менее $150 млн., освободить его от уплаты ввозной пошлины на все виды товаров, используемых СП, а также от налога на прибыль, платы за землю. По правительственным расчетам - кстати, наиболее оптимистичным, - стоимость этих льгот для бюджета за 10 лет составит $2479,2 млн.

Кроме налоговых льгот, правительство предлагало поднять таможенные пошлины на импортируемые автомашины. Официальные дилеры иностранных автомобилестроителей рассчитали, что стоимость легально завезенных в страну автомобилей вырастет в среднем на 70%. По их же информации, цена иномарки будет в 2-2,5 раза выше, чем на машину аналогичного класса украино-корейского СП.

Генеральный директор

«АвтоЗАЗа» Александр Сотников заявил, что подобные льготы - это требование корейской корпорации Daewoo, которая намерена создать с запорожским автозаводом СП, и ни на каких других условиях работать в Украине она не намерена. Условия Daewoo поддержали в Кабинете министров.

Министр машиностроения, ВПК и конверсии Василий Гуреев считает, что предложения корейской компании оказались наиболее выгодными для украинской стороны. В частности, он предложил вниманию широкой публики договор об основных принципах создания СП, подготовленный, по его словам, Daewoo. СП на базе «АвтоЗАЗа» на седьмой год работы будет выпускать не менее 255 тысяч автомашин в год. На три года предприятие гарантирует сохранение всех рабочих мест «АвтоЗАЗа», кроме того, зарплату его работников будет устанавливать на уровне наивысших зарплат запорожского региона. По словам Василия Гуреева, помимо автопроекта в Запорожье Daewoo обещает наладить в Украине выпуск бытовой электронной техники, участвовать в судостроительном и гостиничном бизнесе.

Интересная деталь - министр не скрывал, что этот документ корейцами не подписан и существует только в виде проекта. Представители самой компании Daewoo от встреч с прессой отказались, рекомендуя обращаться за комментариями в Кабинет министров Украины. Очевидно, не случайно интересы Daewoo и в парламенте представлял правительственный чиновник - тот же министр машиностроения. Все же ему не удалось отстоять первоначальный проект налоговых льгот.

Глава финансового комитета ВР Виктор Суслов представил сессии смягченный вариант проекта, разработанный его коллегами. Во-первых, после того, как противники стимулирования автопромышленности Украины по корейскому рецепту напомнили об уже известных методах оплаты работы Daewoo в Восточной Европе, разработчики закона оговорили, что поступление инвестиции обязательно в денежной форме. Во-вторых, отказали в льготном налогообложении автокомплектующих, которые уже производятся в Украине, например, аккумуляторов и шин. В-третьих, льготы предоставили одному только автозаводу, а не всем дочерним предприятиям СП. И в-четвертых, рассмотрение вопроса о повышении ввозных пошлин и ставок акцизного сбора на импортируемые «недэусские» автомобили - самую интересную часть для автодилеров - отложили «на потом».

Парламентарии, руководствуясь сформулированным Юрием Болдыревым принципом - все равно меньше воровать не станут, в первом чтении проголосовали за льготы автомобильному СП и за списание долгов «АвтоЗАЗа». Выходя из сессионного зала, Василий Гуреев сказал, что принятым законом не доволен, но надеется во время трехсторонних переговоров - «мы, парламент и Daewoo» - как можно более приблизить принятый вариант льгот к первоначальному. Иначе, по его словам, корейцы могут не согласиться.