UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУТНОЕ ВРЕМЯ

Ну что, .....ки, доигрались?! Апокрифическое высказывание М.Горбачева при встрече с членами ГКЧП в Фо...

Автор: Светлана Рябошапка

Ну что, .....ки, доигрались?!

Апокрифическое высказывание М.Горбачева

при встрече с членами ГКЧП в Форосе

Будем считать реплику экс-президента СССР, вынесенную в эпиграф, эмоциональной оценкой сложившейся экономической ситуации. Перед тем, как приступить к по возможности безэмоциональному изложению случившегося, автор просто не в силах отказать себе в маленьком, но заслуженном удовольствии самоцитирования. А именно: не далее, как два месяца тому назад было сформулировано, что «экономический кризис в Украине обещает скоро закончиться. Вместо него начнется катастрофа». Сразу уточним, что речь идет о крахе так называемого официального сектора экономики - того самого, в котором фигурируют такие понятия, как налоги, бюджет, социальные выплаты и социальные программы, а заодно - вот уже несколько недель в том же поле существует и официальный, но никого не устраивающий курс гривни к доллару США.

Впрочем, о крахе официальной экономики не вещал в последнее время только ленивый или уж очень ответственный: без всяких российских дефолтов было абсолютно ясно - доигрались.

Нынче речь может идти только о том, насколько долго мы будем падать и как низко в итоге упадем. Поэтому откровенно слабый (в лучшем случае) документ, называемый «антикризисными мерами» правительства, мы здесь всерьез рассматривать не намерены. Как, впрочем, и излагать официальные прогнозы - вроде 3,5 грн. за доллар до конца года и 7,5 % инфляции в сентябре.

До и после коридора

Премьер Валерий Пустовойтенко в понедельник, как известно, обеспокоился «позицией банков в условиях финансового кризиса». Кроме обеспокоенности, у премьера были еще две мысли: о том, что «важно сохранить банковскую систему страны» и заодно, видимо, в процессе сохранения, «разобраться, занимаются ли они (банки) кредитованием или играют на рынке ОВГЗ». Странно, однако, что премьер видимо и не подозревает о том, что на рынке ОВГЗ уже давно никто ни во что не играет. Точно так же, как никто никого не будет кредитовать - до тех пор, во всяком случае, пока не установится новое равновесие гривня-доллар, то есть не определятся темпы обесценивания национальной валюты. Хотя, конечно, можно посоветовать банкам последовать страстному призыву премьера и прокредитовать кого-нибудь (кого не жалко) под валютный (долларовый) залог. Причем в итоге залог оставить себе, а заемщика оставить с гривней.

Кстати, то, что новое равновесие вообще установится - еще далеко не факт природы. Уже не вызывает сомнений, что стенка 3,5 грн./долл. рухнет в ближайшие дни: после вынужденного отказа НБУ от валютных интервенций на бирже понятие валютного коридора естественным образом потеряло всякий смысл. Дальнейшее поведение рынка будет зависеть в основном от того, каким образом финансовые власти станут формировать валютный курс.

Напомним, что тяжелый понедельник, кроме озабоченности премьера, ознаменовался также заявлением главы НБУ Виктора Ющенко о том, что Нацбанк не в состоянии поддерживать гривню за счет своих валютных резервов, а потому считает таковую поддержку нецелесообразной. По словам г-на Ющенко, резервы НБУ составляют около 1 млрд. долл. (по словам некоторых экспертов - значительно меньше). Причем отказ от валютных интервенций не означает, что НБУ не поддерживает гривню. «Сегодня акцент поддержки гривни находится не в плоскости трат резерва, а в плоскости модификации валютного рынка, торговой политики, платежных операций.» (В.Ющенко)

Другими словами, НБУ продолжает жесткую политику другими средствами: административным сокращением спроса на валюту и сохранением обусловленного договоренностями с МВФ объема собственных валютных резервов.

Перечисленные выше обстоятельства означают, что определить равновесный (он же - реальный) курс гривни не представляется возможным. Биржа показывает позавчерашнюю температуру на Марсе, межбанк заморожен, наличный курс доллара официально растет значительно медленнее, чем цены. Занятно, что в этой ситуации власти, в том числе и региональные, что-то там говорят о «необоснованном завышении цен».

Между тем банки, пока что радующие НБУ своим общим показателем ликвидности, находятся в вынужденном простое и терпеливо накапливают неудовлетворенный клиентский спрос на доллары. Как только падет валютный коридор, придется с этим несбалансированным спросом что-то делать. В классически либеральном варианте валютной политики следовало бы всех отпустить на волю - и пусть рынок сам покажет, какова на сегодня цена национальной валюты в долларовом эквиваленте. Но тут есть две беды: прежде всего, наши одомашненные «банчки» в дикой природе рынка не выживают, особенно если учесть, что их российские собратья и партнеры уже не шевелятся. Во-вторых, таковое «отпущение курса» означает одномоментный обвал и, значит, неприемлемо с чисто политической точки зрения. Скорее всего Украину ожидает очередной приступ политики многих курсов - со всеми ее прелестями для тех, кто понимает.

Единственный, но сомнительный в смысле конечного результата плюс девальвации гривни состоит в том, что легче (дешевле) рассчитаться с бюджетными и правительственными гривневыми долгами.

Груз долгов, безусловно, давит на психику всем участникам рынка. Следует заметить, что рапорты о достигнутых договоренностях по конверсии долга нерезидентам на 73, и на 75, и даже на все 80 процентов приятны для слуха, но бесполезны для дела - по принятым на сегодня условиям нерезидентская конверсия произойдет только в том случае, если на нее согласятся все 100% владельцев правительственных облигаций. По данным агентства «Интерфакс-Украина», суммарные обязательства правительства перед нерезидентами по ОВГЗ составляют около 1,83 млрд. грн., причем 1,2 млрд. - хеджированы, то есть защищены от рисков, связанных с колебаниями курса гривни. Так что с нерезидентами еще не все ясно, и скорее всего Минфин в третий раз продлит для них срок проведения конверсии.

Со своими, с резидентами, договориться всегда можно. Конверсируют, как миленькие, да еще и выступят с трудовым почином: попросить, мол, МВФ, чтобы и кредит продолжал выдавать помаленьку, и заодно разрешил прямое кредитование правительства Нацбанком. Ой, ну конечно же, - под определенные условия и гарантии (цена которым давно и хорошо известна). Тут, безусловно, речь идет об эмиссии для правительственных нужд, но и банкам тоже кое-что перепадет. Не всем и не сразу, но все-таки... Например, кое-что из эмитированного можно отправить в страховой фонд - чтобы заинтересованные банки не испытывали проблем с гривневыми вкладами населения и даже юрлиц, буде вкладчики не послушаются вице-премьера Тигипко и все-таки гривню из банков понесут на потребительский рынок.

Как бы ни сложилась курсовая обстановка, можно с уверенностью прогнозировать, что самые большие неприятности ожидают нас в бюджетной сфере.

Самое дорогое,

что у нас есть...

Начнем с самого главного в бюджете - с его дефицита. Вполне очевидно, что правительство исчерпало все возможности финансирования дефицита с помощью займов - причем как внешних, так и внутренних. Во всяком случае, продолжать наращивать долги в нынешних условиях было бы, мягко говоря, неразумно. Эмиссионное финансирование и следующую за ним гиперинфляцию мы рассматривать не будем, как вариант всем известный, банальный и крайне нежелательный. Вместо этого позволим себе немного помечтать.

Идея принятия полностью сбалансированного, бездефицитного бюджета весьма популярна в либерально-прорыночных кругах. Но мы их перещеголяем и предложим вариант, когда бюджет имеет не дефицит, пусть и нулевой, а суфицит (не путать с суицидом) - то есть «положительный дефицит», означающий, что доходная часть превышает расходную. Это был бы идеальный вариант, когда государственные долги, понаделанные, в частности, для погашения дефицита, можно было бы погасить за счет государственного же бюджета. А не государственного печатного станка.

Но это - не более чем пустые мечтания, поскольку в расходной части бюджета заинтересованы слишком многие: те, кто кормится от нее напрямую, те, кто хорошо освоил бартерные схемы и прекрасно знает, с какой стороны подойти к авансированию госзаказа на сельхозпродукцию (особенно - во время развивающейся инфляции). Бюджетный комитет ВР во главе с Юлией Тимошенко уже весьма озабочен тем предварительным фактом, что в проекте бюджета на следующий год отсутствуют расходы на сельхозмашиностроение и - о ужас! - не предусмотрен госзаказ на сельхозпродукцию. Безобразие, товарищи, и даже в каком-то смысле бесприбылье.

Честное крамольное слово: если бы у нас было правительство, способное быстро провести приватизацию, земельную реформу (и реформы вообще), то самой антикризисной мерой было бы отправить парламент на каникулы - пусть отдохнет и попробует хоть немного подумать - для разнообразия. Впрочем, если бы у нас было такое правительство, антикризисные меры и не понадобились бы. Пока же правительство от парламента не отстает, во всяком случае в том, что касается села и особенно всеобщего любимца - сахара.

Кабмин благополучно реструктурирует задолженность сахарных заводов и списывает помаленьку задолженность сельхозпроизводителей за 1994-96 годы. Что же до года 1999-го, то правительство уже позаботилось о сельских удовольствиях, велев Минфину «предусмотреть в проекте госбюджета средства на приобретение и централизованную поставку на возвратной основе 150 тыс. тонн минеральных удобрений за счет бюджетного кредита, а также 500 млн. грн. для пополнения государственного лизингового фонда...» и т.д. и т.п.

Не забыт и энергосектор. Последний, хоть и мелкий, пример - предоставление правительственных льгот ЗАО «Лукойл-Крым». Бои парламентско-правительственного значения вокруг доходов от расходов бюджета приводят к мысли, что (после падения гривни) самое дорогое, что у нас в стране есть, - это наша власть. Стоит она нам безумно дорого, но при этом совершенно неликвидна, поскольку никто ее, нашу власть, у нас не купит. Во всяком случае - оптом.

Ну и последнее. Мутное время, наступившее с дестабилизацией финансово-банковской системы, - это время очередных сверхприбылей, очередных торгов и очередного административного раздолья. Что же до обещанной катастрофы, то и она имеет место. Это место называется бюджетной сферой и социальной защитой, пенсиями и пособиями, стипендиями и субсидиями. Катастрофа - там, все остальное - в глубокой тени.

Светлана РЯБОШАПКА