UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОЖЕТ ЛИ УКРАИНА СТАТЬ УСПЕШНОЙ СТРАНОЙ? РАЗМЫШЛЕНИЯ НЕПРОФЕССИОНАЛА

Если проблема, несмотря на огромные материальные затраты и глубокое в нее погружение экспертов и ...

Автор: Владимир Коваленко

Если проблема, несмотря на огромные материальные затраты и глубокое в нее погружение экспертов и специалистов самого высокого уровня, все же не решается, то очевидно, как говорил великий западный мистик Карлос Кастанеда, «надо менять точку сборки», т.е. посмотреть на нее свежим взглядом и с неожиданной стороны. Посмотреть свежим взглядом на проблему построения в Украине цивилизованного демократического общества тем более интересно, что все профессиональные «смотрящие» — политики, политологи, политтехнологи и т.д. сегодня вынуждены обсуждать по долгу службы либо вероятность победы того или иного Виктора, либо вероятность проведения политреформы еще в этом году, словом все интриги развиваются в плоскости власти и презентующих ее персоналий. Герой же нашего сегодняшнего сюжета хоть и не политолог, но мыслит о судьбах нации глобально. Недавно на суд общественности он вынес концепцию построения успешной Украины, состоящую из семи шагов. Что побудило бывшего военного инженера-авиатора, кандидата технических наук, а ныне преуспевающего бизнесмена заняться политикой, и каков, на его взгляд, выход из наших традиционных политических и экономических тупиков, на эти вопросы отвечает наш гость — президент компании «ЛИТЕР» Юрий БОЙКО.

— Юрий Владимирович, с концепцией реформы «Успешная Украина» вы обратились к первым лицам государства и крупным украинским политикам, сегодня вы презентуете ее публично, чем это вызвано и на чем основана ваша убежденность в актуальности темы?

— В истории каждого государства бывают некие кризисные моменты, когда не могут уже ни верхи, ни низы, ни элиты, и в такой ситуации смелость и ответственность берут на себя патриоты и, если хотите, энтузиасты. Сделать концепцию реформы «Успешная Украина» достоянием гласности я считаю своей миссией, которая основывается не только на уверенности в ее своевременности, но и на системном анализе истории развития украинской демократии и создавшейся сегодня уникальной ситуации.

— В чем вы видите ее уникальность?

— С одной стороны, мы имеем все инструменты для реальных преобразований — у власти находятся представители мощных экономических структур, успешный крупный и средний бизнес поддерживает законодательная и исполнительная власть. Люди власти и больших денег сформировали парламентское большинство и скооперировались в мощную силу с Президентом, Кабинетом министров, силовыми структурами, органами власти на местах. Эта сила обеспечивает быстрый экономический рост (самые высокие показатели в Европе). Костяк бизнес- и экономической элиты Украины составляют умные, хитрые и трудолюбивые люди, кроме того, несмотря на недофинансированность, общий уровень образованности нации остается хорошим, украинцы продолжают удивлять своими спортивными успехами.

Относительная национальная однородность, а вернее, привычка к добрососедству, создает хороший психологический климат: украинцы, русские, евреи, составляющие подавляющее большинство населения, веками мирно сосуществовали и смогут и далее дружно жить вместе; относительная религиозная однородность нации способствует неплохому нравственному климату: большинство населения — христиане, отличающиеся природной религиозной толерантностью ко всем религиям и конфессиям. Достаточно у нас также природных и экологических богатств — уголь, металлы, газ, чернозем, Черное море, Карпаты и т.д.

И в то же время при высоких темпах роста ВВП и низкой инфляции на тринадцатом году независимости имеем: менее процента населения владеют львиной долей приватизированной работающей экономики, но их капиталы на страну не работают, т.к. надежно скрыты (например, за границей); средний класс слаб; работники многих бюджетных сфер, имеющие низкие зарплаты (образование, медицина, таможня и др.), часто добиваются перераспределения части богатства в свою пользу за счет взяток или выполнения работ, оплачиваемых дополнительно (без налогообложения), — репетиторство и пр.; до 80% жителей Украины имеют доходы ниже прожиточного уровня, а 25% находятся за чертой бедности.

Беззащитными (не имеющими возможности получить дополнительные «левые» заработки) в государстве оказываются пожилые люди — пенсионеры, а также крестьяне, военнослужащие, творческая интеллигенция. На фоне этого депрессивного фактора до 30% взрослых украинцев хотят эмигрировать из страны. Народ уже ни кому не доверяет — ни власти, ни правой оппозиции; а самое страшное — не верит в успешное будущее своей страны. Список «ужасов» можно продолжить.

— Хотелось бы перейти от ужасов к способам вернуть нации утраченные оптимизм и бодрость. Вы считаете это возможным?

— При нынешнем противостоянии власти и оппозиции — нет. Причем ни в случае развития по первому сценарию, когда власть, консолидировавшись и мобилизовавшись, побеждает правую оппозицию, потому что тогда ни в экономике, ни в политике ничего не изменится. Продолжится неэффективное использование ресурсов страны, обогащение властных кланов. Естественно, следуя инстинкту самосохранения, власть будет медленно проводить некоторые прогрессивные реформы. Правая оппозиция превратится в малую группу, которую постепенно покинут бизнесмены (уйдут в группу «Власть»). Лет через 10—15, когда Украина в социальном и экономическом развитии серьезно отстанет даже от соседей (Польши, России, Беларуси и др.), вызреет новый кризис, аналогичный существующему сейчас.

Ни в случае реализации второго сценария, если власти так и не удастся консолидироваться и взять оппозицию под тотальный контроль. При попытке оппозиции добиться своих целей, выводя людей на улицы, власть от отчаяния или в результате провокации (не дай Бог!) может применить силу; победивший на выборах кандидат от оппозиции организует разборки с бывшей властью (суды, передел собственности и т.п., месть силовикам, выступившим против народа). Страна в хаосе. Капиталы и их владельцы убегают за границу или прячутся. Украина вновь окажется отброшенной на много лет назад. Политические и экономические преобразования все же начнутся на новых, скорее всего, прогрессивных основах, но есть опасность, что и новая власть не устоит перед искушением получить часть национальных богатств, воспользовавшись несовершенством законодательства. В итоге, лет через 5—10 можно ожидать каких-то подвижек на пути к УСПЕШНОЙ СТРАНЕ, но наши соседи (Польша, Россия, Беларусь и др.), не говоря уже об Испании или Греции, будут далеко впереди.

— Уже просто напрашивается традиционный славянский вопрос — так что же делать?!

— Не тратить время и энергию на конфронтацию, а использовать тот ресурс, который мы имеем. Реформа «Успешная Украина» и есть, на мой взгляд, оптимальный путь движения Украины к успеху и процветанию. Реализация реформы позволит в течение двух-трех лет создать политическую и экономическую основу успешной демократической страны с рыночной экономикой, которая через 8—10 лет выйдет на уровень развитых государств Европы. Именно такой политикой (если использовать определение политики как науки оптимального, данное известным украинским политологом Дмитрием Выдриным) мы и должны заниматься сейчас, безотлагательно.

— О каких же конкретных шагах идет речь?

— Первое — вдохновить людей, сделав достижение успеха всеми гражданами страны национальной идеей. Успешная страна — это страна, в которой людям живется хорошо и из которой не хочется уезжать. В количественном соотношении это выражается так: обеспечить рост реальных доходов граждан: в 2008 году — в 2 (состоятельные) — 4 (малообеспеченные) раза; в 2015-м — в 3—7 раз.

Второе — объединить все ресурсы страны. Ключ к объединению — примирение нынешней власти и правой оппозиции, представляющих львиную долю экономической, политической, управленческой элиты страны, и переход их к цивилизованной конкуренции.

Третье — в качестве идеологической основы этого примирения до выборов 2004 года на законодательном уровне принять стратегию, концепцию или декларацию о политических и экономических преобразованиях Украины (элита страны обязана гарантировать народу движение к успеху и хорошей жизни независимо от результатов выборов), а также провести легализацию или амнистию капиталов с уплатой специального налога, после чего преследования бизнесменов, политиков, чиновников за старые грехи станут невозможными.

Четвертое — закрепить примирение организационно, создав два или более смешанных партийных блока за несколько месяцев (например, до июля) до выборов, которые бы объединились вокруг идеи сделать Украину успешной, демократической страной с рыночной экономикой. Хотя я понимаю, что это вряд ли возможно.

Пятое, после необходимых преобразований — примирения власти и правой оппозиции, амнистии капиталов, политических и экономических трансформаций — установление, а потом поддержание в Украине железного демократического, исключающего возможность возврата к старому, порядка.

Шестое — вместе власть и оппозиция могут и должны обеспечить в Украине прозрачные и честные выборы, это даст всем реформам главную движущую силу — уверенность народа в близком успехе.

Седьмое — очень важно обеспечить реформе высокую скорость, потому что она позволит не «заболтать» все преобразования, как это делалось до сегодняшнего дня, а даст возможность пожить в успешной стране большинству наших граждан.