UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИНАГРОПРОМ С ГАКом,

или История одной государственной акционерной компании Не так давно министр АПК Юрий Карасик сде...

Автор: Юрий Крот

или История одной государственной акционерной компании

Не так давно министр АПК Юрий Карасик сделал сенсационное заявление: в присутствии Президента Украины министр сообщил, что его ведомство берет на себя обязательство до конца текущего года погасить задолженность Государственной акционерной компании «Хлеб Украины» перед АПБ «Украина» общим объемом

20 млн. гривен.

Такое заявление свидетельствует прежде всего о том, что схема «товар-деньги-товар» вновь начала давать сбои в Украине в целом, включая всевозможные ГАК, АПБ, АПК и прочие аббревиатуры с ее именем. По традиции, вновь могут обвинить неплатежеспособных, но охочих до кредитов аграриев. Однако дело тут, судя по всему, в другом. История с кредитом - тема для отдельного разговора, и, вынося ее в настоящий момент за скобки, можно сказать, что поручительство министра за неподведомственную ему компанию свидетельствует прежде всего о том, что руководство МинАПК намеревается вернуть ГАК «Хлеб Украины» (до прошлого года - Главное управление хлебопродуктов Минсельхозпрода) под крышу аграрного министерства, априори родного самостоятельной ныне компании. А заодно - прибрать к рукам контроль за приватизацией элеваторов, который правительство намеревалось было возложить на плечи ГАК, - для чего, собственно (по крайней мере, согласно официальным версиям), в свое время акционерная компания и создавалась. Вот только получится ли?

Съест ли

МинАПК весь

«Хлеб Украины»?

Начнем с того, что в минувшем году Минсельхозпрод от непосредственного контроля за хлебными запасами и местами, где они хранятся, отлучили. Пресловутая ГАК была создана во исполнение постановления КМ №1000 на базе министерского Главного управления хлебопродуктов с тем, чтобы провести корпоратизацию имеющихся в Украине 878 предприятий хлебоприемной и зерноперерабатывающей промышленности. Предполагалось, что все акции этих предприятий будут переданы во временное управление ГАК с тем, чтобы впоследствии компания, сохранив для государства контрольный пакет важнейших и мощнейших объектов, приступила к разгосударствлению oстатков.

Понятное дело, о приватизации элеваторов в высоких кабинетах заговорили не от хорошей жизни: ликвидация государственной монополии в системе хлебопродуктов являлась, является и будет являться одним из главнейших условий предоставления Украине международной финансовой помощи. Следовательно, постановление № 1000 принималось не без давления со стороны международных финансовых и донорских организаций. Но, приняв пресловутое постановление, украинские правительственные чиновники как могли успокоили кредитодателей минимум на год, однако в результате создали такой механизм разгосударствления, что в нем сам черт (а не только аудиторские компании из-за рубежа) ногу сломит.

С одной стороны, согласно дополняющим постановление

№ 1000 документам, «Хлеб Украины» как акционерная компания должен был сформировать собственный пакет из 100% акций 17 номерных хлебных баз (там хранится зерно госрезерва), 51% - 60 наиболее крупных элеваторов, 26% тех 98 предприятий, которые успели покинуть лоно госсобственности путем аренды с выкупом, и так далее. С другой стороны, согласно закону Украины «Об особенностях приватизации имущества в АПК», 51% акций перерабатывающих предприятий, в том числе объектов хлебной промышленности, должен быть передан сельхозпроизводителям, то есть производителям зерна, безвозмездно, то есть даром. (О всевозможных «с третьей стороны», когда в игру эпизодически вмешивался парламент, сперва внося, а потом исключая элеваторы из списка не подлежащих приватизации предприятий, мы уже не говорим, чтобы не запутаться окончательно.)

Таким образом, «Хлеб Украины» оказался в положении буриданова осла, не рискуя действовать ни так ни эдак, но тем не менее выступая своего рода агентом правительства по государственным закупкам, получая или координируя выданные «под них» определенные финансовые вливания (отсюда, по всей видимости, растут ноги у вынесенной в начало статьи истории о том, как ГАК АПБ «кинул»), а также распространяя кредитные средства среди исполнителей госконтракта и выполняя прочие достаточно приятные функции.

В этом интересном положении компания находилась до весны текущего года, когда правительство (опять-таки не без напоминаний со стороны международных финансовых организаций) решило поинтересоваться вопросами приватизации элеваторов и издало несколько документов относительно демонополизации ГАК. В самом скором времени оказалось, что демонополизировать, собственно, нечего: корпоратизировались с последующей передачей части пакетов акций ГАК аж две (!) наиболее послушные хлебные базы.

Вопрос о целесообразности существования ГАК встал, что называется, в полный рост. В кабинетах ФГИ зародились проекты документов о ликвидации «Хлеба Украины» и учреждении вместо него государственного агентства по закупке сельхозпродукции для государственных нужд. Замелькали цифры: к концу года приватизировать 100 элеваторов! 300 элеваторов! Более 400 элеваторов! Вот тут-то и представило свои планы

МинАПК.

Согласно этим планам, в текущем году следует начать процесс приватизации 425 предприятий. Пакеты акций распределять следующим образом: во-первых, выделить часть государству. Какую - устанавливается конкретно по конкретным объектам. Во-вторых, обеспечить акциями трудовые коллективы (столько, сколько каждый сможет купить на положенные ему полторы стоимости сертификата). В-третьих, 51% того, что останется, передать сельхозпроизводителям во исполнение вышеупомянутого закона. В-четвертых, по амбарам помести, по сусекам поскрести и что наберется - продать через открытые аукционы. До момента продажи управлять акциями будет

МинАПК.

Оно-то съест, только кто ж ему даст...

Разумеется, для ГАК вышеприведенная схема места под солнцем не оставляет. Впрочем, есть некоторые «но»: последние решения правительства в области регулирования хлебного рынка с полной очевидностью имеют в виду, что «Хлеб Украины» как государственная компания будет не только существовать, но и процветать.

Во-первых, постановление КМ №1062, предполагающее осуществление государственных интервенций на зерновом рынке с помощью интервенционного фонда (о чем «ЗН» уже писало), подчиняет интервенционный фонд именно ГАК «Хлеб Украины» и возлагает именно на эту компанию ответственность за проведение государственной интервенционной политики. Небезынтересно, что в проекте этого документа до последнего момента вместо гак «проходила» другая аббревиатура - МинАПК. Во-вторых, совсем недавно принято постановление № 1093, определяющее порядок погашения задолженности сельхозпроизводителей по госконтракту-97. В нем опять-таки не только предписано именно ГАК получать недоимки, но именно ГАК уполномочено использовать полученное на производство комбикормов и спирта, а также отпускать в свободную реализацию.

Из этих весьма весомых аргументов в пользу ГАК следует, что в КМ либо правая рука не ведает, что творит левая (а в это - если учесть, что речь идет о судьбе хлебной промышленности, - верится с трудом), либо ГАК имеет не менее влиятельное лобби, чем нынешнее руководство МинАПК. К тому же явно в пользу ГАК и еще один аргумент: с ликвидацией компании канут в лету и ее финансовые обязательства, - а она в последнее время довольно активно выдавала разного рода векселя и работала с бюджетными средствами. Недаром же в то время, когда Юрий Карасик делал в присутствии Президента Л.Кучмы упомянутое в начале статьи заявление, председатель правления банка «Украина» Виктор Кравец говорил о другом: не следует, дескать, торопиться с приватизацией «Хлеба Украины», ибо приватизаторы в спешке могут позабыть о вопросах правонаследования (в том числе и обязательств по долгам), как это уже имело место при приватизации других объектов хлебной промышленности.

В общем, помирать ГАК рановато - есть у ней еще дома дела...