UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕЖДУ ДВУМЯ БЕРЕГАМИ

В начале ноября на николаевском заводе имени 61 коммунара состоялся традиционный праздник. Корабе...

В начале ноября на николаевском заводе имени 61 коммунара состоялся традиционный праздник. Корабелы и члены их семей отметили спуск на воду, а значит, рождение еще одного судна - последнего, тринадцатого из серии рефрижераторов, заказанной «Ласкаридис Шиппинг К о ». Всего же за годы сотрудничества коммунаровцев с греческой фирмой это уже 45-е совместное детище.

В торжествах по случаю рождения нового судна, как на лакмусовом листке, проявились и реальные трудности сотрудничества, и их глубинные причины. Представитель греческой компании, как бы отвечая тем, кто допускает перехлесты в оценке противоречий партнеров, заявил, что компания удовлетворена работой николаевских судостроителей, они помогли ей занять передовые позиции в мировой иерархии рефрижераторных флотов. И надеется на дальнейшее сотрудничество. Судостроители также отдали должное иностранному заказчику, благодаря которому завод живет и работает. Но в выступлениях сквозили и грустные нотки. Заказы греческой фирмы для завода, конечно, благо. Однако не все просто складывается во взаимоотношениях. Вот и последняя новость: ушел в отставку директор завода Дмитрий Черненко, не найдя общего языка с заказчиком...

Судя по последним событиям, в судостроении и вокруг этой отрасли разворачиваются действия, которые подводят итог пятилетнего «плавания», по существу «без руля и ветрил», исключительно почти под флагами иностранных заказов.

Почти одновременно на двух главных николаевских судостроительных заводах разразились скандалы, связанные с выполнением договорных обязательств перед иностранными фирмами. Сперва раскачалась лодка, на которой в паре шли в мировой рынок судостроения греческая фирма «Ласкаридис Шиппинг К о » и завод имени 61 коммунара. Дело в том, что выделяемых на постройку рефрижераторов средств, первоначально определенных контрактами еще несколько лет назад, стало не хватать.

Почему это произошло и кто должен покрывать убытки - мнения заводчан и их греческих заказчиков оказались различными. Руководство завода считает, что выделяемых согласно контракту средств недостает вследствие жесткой налоговой политики государства, нечеткой работы смежников, которые растягивают сроки постройки судов. И, следовательно, заказчику надо пересмотреть свои обязательства, увеличив финансирование заказов. Такая постановка вопроса не устраивает «Ласкаридис Шиппинг К о ». Здесь считают, что сотрудничество, в результате которого уже построено более десятка рефрижераторов, переживает трудности исключительно из-за неспособности нового руководства завода обеспечить высокую производительность труда, рациональное использование средств. В подтверждение они приводят такой аргумент: когда сотрудничество между фирмой и судостроителями только начинались, для строительства судна было более чем достаточно полгода, теперь же этот срок возрос до 12 месяцев. Иностранная фирма распространила в средствах массовой информации сообщение, свидетельствующее о том, что, с учетом изменения условий, финансирование строительства рефрижератора ею было увеличено с первоначальных 10 млн. долл. до 12 млн.

Представители компании утверждают, что к настоящему времени они перечислили 145 млн. долл. в виде прямых платежей на счета завода и по его указанию поставщикам судового оборудования из Украины, России, других стран СНГ, а также за оборудование, импортируемое заводом из дальнего зарубежья. Эта сумма включает 25,7 млн. долл., которые были авансированы сверх контрактных обязательств для обеспечения необходимого размера оборотных средств, требующихся для полноценной работы предприятия. Однако получается, что три судна, строительство которых греческий заказчик уже оплатил, еще не начинали строиться и строить их, по существу, не за что.

Конфликт достиг такого накала, что стороны уже не могли найти общего языка и в спор вмешалось Министерство машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии. В общих чертах мнение министра В.Малева сводится к тому, чтобы полностью завершить проект компании «Ласкаридис Шиппинг».

Можно было бы считать этот конфликт неприятной случайностью, если бы ситуация не повторилась и в сотрудничестве иностранных заказчиков с крупнейшей верфью Украины - Черноморским судостроительным заводом. Здесь строят не рефрижераторы, а танкеры, однако проблемы, с которыми столкнулись черноморцы, как две капли похожи на описанные выше. Разница в одном: завод имени 61 коммунара заключил контракты в 1992 году, а Черноморский - в 1993-м. Все расчеты по финансированию здесь были определены на пять лет вперед, без учета изменений, которые могли бы произойти и произошли за это время. Дефицит оборотных средств, задержка зарплаты до предела обострили на предприятии ситуацию. Это привело к тому, что известный руководитель судостроения, генеральный директор ЧСЗ Игорь Овдиенко ушел в отставку. Он мотивировал свои действия тем, что проблем завода не понимает родное министерство. По мнению Игоря Овдиенко, у завода не было и нет реальной поддержки.

нынче на обоих заводах работают комиссии, изучающие ситуацию и готовящие свои выводы. Судя по всему, они столкнутся не с одним сюрпризом, так как не приходится сомневаться, что ошибок при заключении контрактов и в ходе их выполнения допущено немало. Но уже сейчас можно сделать вывод: попадание предприятия в монопольный круг, полная зависимость от одного-единственного заказчика далеко не всегда благотворно влияет на развитие всякого производства, судостроения - в том числе.