UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕСТО ВСТРЕЧИ ШАХТЕРОВ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Накануне намечаемой ЦК ПРУП на 4 февраля акции протеста у стен Верховной Рады и администрации През...

Автор: Сергей Кораблев

Накануне намечаемой ЦК ПРУП на 4 февраля акции протеста у стен Верховной Рады и администрации Президента двухдневный визит в Луганскую область министра угольной промышленности Юрия Русанцова вызвал неоднозначную оценку. Наряду с официальной версией, которую на встрече с директорами шахт, профлидерами и народными депутатами Украины озвучил сам министр и губернатор Луганска Геннадий Фоменко (ознакомление с положением дел в угольной отрасли Луганской области и в частности с ситуацией, возникшей в ПО «Стахановуголь»), в воздухе витала мысль о том, что настоящей целью данного визита является попытка выпустить пар и сделать так, чтобы в намечаемой акции протеста участвовало как можно меньше горняков. Сам Юрий Александрович в своем выступлении отметил ряд фактов, которые, по его мнению, должны принять во внимание те, кто призывает людей выйти на улицы. Да, долг по заработной плате горнякам составляет 1 млрд. 159 млн. гривен (с начислениями). Без начислений - 534 млн. гривен. Но основа этого долга - те деньги, что должны рабочим сами предприятия. Тем, кто не понял, о чем идет речь, было разъяснено, что после принятия решения о дотировании угольной отрасли государством заработная плата шахтеров состоит как бы из двух частей. Первую дает государство в виде дотаций на заработную плату и поддержание основных мощностей, а вторую шахтеры должны зарабатывать сами. Так вот, из денег, которые в прошлом году должно было выплатить государство при условии стопроцентного выполнения плана (1 млрд. гривен), шахтеры получили 956 млн. гривен (план же выполнен на 75%). К государству по этому поводу никаких претензий быть не может.

Далее, два года назад руководители угольных объединений пришли к выводу, что централизованное распределение угля им не подходит, шахты должны сами реализовывать продукцию. «Углесбыт» разогнали, и вся система централизованного снабжения, которая была в Министерстве угольной промышленности, перестала существовать. Все вопросы по реализации угля решаются теперь на местах, Министерство угольной промышленности к этому не имеет никакого отношения. Но большинство шахт реализовать свой уголь не могут.

Правильно ли были распределены государственные деньги? Здесь и у министра возникли большие сомнения, так как по его словам ПО «Стахановуголь» выполнило план на 25% (добыло 29000 тонн угля), однако было перефинансировано в 2 000 раз. Вообще ситуация в этом объединении критическая. Восемь шахт добывают в сутки 300 тонн! (Для сравнения, один Алексей Стаханов за смену когда-то нарубил 102 тонны.) Сейчас в ПО «Стахановуголь» работает 16000 человек, и только за прошлый год принято 1980...

Юрий Русанцов отметил, что в проекте бюджета на 1997 год Министерству угольной промышленности заложено 1 млрд. 550 млн. гривен. Для всего же народного хозяйства в бюджете выделено 3 млрд. 330 млн. гривен, т.е. угольщикам дают практически половину (48%). По предварительным расчетам распределены они будут следующим образом: 950 млн. - на государственную поддержку угледобывающих предприятий; 60 млн. - на капитальное строительство; на социальную сферу - 25 млн. гривен. На всю эту сумму претендует ПО «Стахановуголь», но деньги ему будут выделены только на содержание жилья.

В отношении намечаемого «тарахтенья касками» позиция у министра была однозначной - надо выполнять план и получать деньги за работу, а не требовать не заработанных. Спорить с данным утверждением вроде бы сложно, если бы не одно «но»...

С начала 1997 года ПО «Ровенькиантрацит» (лидер среди объединений Луганской области, досрочно выполнившее план 1996 года) перевыполняет плановые объемы добычи угля, но шахтеры объединения не получили зарплату за последние три месяца и единовременное пособие еще за 1995 год. Шахта «Молодогвардейская» ПО «Краснодонуголь» увеличила добычу угля в три раза, заработала 33 млн. гривен, а получила 3 млн. Наверное поэтому в выступлениях профсоюзных лидеров часто звучала мысль о том, что пора кардинально менять стратегию взаимоотношений с государственными структурами. Политика партнерства и конструктивного диалога не оправдала себя, так как ни одно правительственное решение не было доведено до конца в полном объеме. Присутствовавшие народные депутаты выразили большое сомнение, что идти в пикеты надо именно под стены Верховной Рады, ведь именно они, депутаты, выдали правительству все законодательные акты его нормальной и продуктивной работы. А по мнению Валентина Еськова результат поездки в Киев вообще будет нулевой. «Ноги» данной акции растут из соседнего Донецка и имеют цель «выпустить пар» недовольства в шахтерских регионах, заодно приуменьшив размах намеченной на март всеукраинской акции протеста. В общем все собрались, поговорили и разъехались по рабочим местам. Итогом же стало то, что 199 луганских шахтеров едут в Киев отстаивать свои права.

P.S. За 1996 год число регрессников в Луганской области возросло на 4000 человек. Как говорят, стать регрессником не так уж сложно: 600 долларов тем, кто освидетельствует «больного», а дальше государство будет вынуждено платить ему деньги до конца жизни. Интересно какой бюджет сможет это выдержать?