UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕРТВОМУ — ПРИПАРКА

Парламент обсуждает возможность введения единого акциза на светлые нефтепродукты, их сертификац...

Автор: Ганна Люта

Парламент обсуждает возможность введения единого акциза на светлые нефтепродукты, их сертификацию и лицензирование трейдерской деятельности

Введение единой ставки акциза на все виды светлых нефтепродуктов (независимо от их «гражданства»), таможенного сбора с импортеров всех марок бензинов, обязательную сертификацию нефтепродуктов и не менее обязательное лицензирование нефтепродуктового трейдерства - смысл этого многосоставного хода, похоже, не столько в том, чтобы попытаться спасти отечественных производителей нефтепродуктов (для этого одного, пусть даже комплексного решения парламента Украины, очевидно, не достаточно), столько в том, чтобы попытаться хотя бы частично спасти не менее безнадежный бюджет Украины. Инициаторы этой затеи подсчитали, что ее практическое воплощение сулит бюджету Украины как минимум 730 млн. грн. прежде не запланированных поступлений в доходную часть...

Впрочем, оппоненты таких методов предлагают сначала разобраться с неплательщиками налогов - крупными бензиновыми трейдерами, защищенными (как депутаты - статусом неприкосновенности) мораторием на изменение условий «эСПешной» деятельности в Украине. Другими словами, такие компании «по закону» уходят от уплаты налогов. «Благодаря» им, утверждают депутаты, только в первом полугодии 1998-го бюджет Украины недополучил (из запланированных поступлений) 500 млн. грн. Это - невыплаченные зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсии, дотации...

К слову, министр финансов Игорь Митюков, выступая 16 сентября в парламенте, констатировал, что задолженность по зарплате в Украине составляет 3,6 млрд. грн., из них долг бюджета - 2,5 млрд. грн.

Для начала напомню объем (а отсюда - оборот и планируемые сборы) украинского рынка нефтепродуктов. В последние годы в Украине продается-покупается приблизительно - 14-17 млн. тонн светлых нефтепродуктов в год (т.е. и бензина всех марок от

76-го до 98-го). Из этого объема рынка нефтепродуктов на долю отечественных производителей (шести НПЗ) из сырья украинских нефтедобытчиков приходится в лучшем случае 2 млн. тонн (в Украине ежегодно добывается около 4 млн. тонн нефти; при глубине переработки нефтесырья украинскими НПЗ в 50-55%, выход светлых нефтепродуктов составляет около 2 млн. тонн; оставшиеся около 2 млн. тонн - мазут). Причем, они поставляют на отечественный рынок в основном бензин 76-й марки, относительно «привилегированную» марку - А-80 производит только один НПЗ - Кременчугский. Но это весьма незначительный объем.

Прошу учесть, что даже относительно конкретными цифрами об объеме рынка нефтепродуктов Украины не располагают даже парламентарии, которым, казалось бы, доступна любая информация... Основная доля отечественного рынка нефтепродуктов - это импорт бензинов привилегированных марок из России, Литвы и Белоруссии - согласно таможенным декларациям.

Впрочем, депутаты ВР, согласно данным таможенной службы Украины, с прискорбием констатируют, что привилегированные марки бензинов в Украину за последние полгода... практически не ввозились.

Таможенники не лукавят - они ссылаются на таможенные декларации импортеров нефтепродуктов. А в этих документах большей частью официально значится, что импортерами на территорию Украины «ввозится 76-й бензин, дизтопливо» либо вообще мазут...

Подоплека этой «узаконенной аферы» до смешного проста: мало того, что «мастодонты» - трейдеры от нефтепродуктов в большинстве своем (т.е. большинство из сорока крупных фирм-импортеров нефтепродуктов) пользуются «эСПешными» льготами; они к тому же умудряются «предъявлять» на таможне импортируемый ими в Украину товар, выдавать за... мазут или, в худшем случае, за бензин 76-й марки.

Эта нехитрая процедура позволяет избегать импортерам высоких акцизов на высоколиквидные марки бензинов, которые в общем-то не производятся в Украине. Но именно они пользуются стабильно ликвидным спросом. Причем, заметьте, независимо от колебаний цен на рынке светлых нефтепродуктов.

По версии депутатов ВР из постоянной комиссии по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, нефтепродуктовые трейдеры изначально закладывают в большинство своих сделок рентабельность в 60-70% (надеюсь, они знают, о чем говорят). Рентабельность производства украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в лучшем случае составляют 3-5%. Грубо говоря, на каждой тонне нефтепродуктов импортер зарабатывает 70-100 долл., а отечественные НПЗ - 3-5 долл. К этому стоит добавить оптовые затраты НПЗ на производство: реальная загрузка их мощностей составляет в последние годы 20-25%. Но при этом задействован весь комплекс, т.е. завод несет стандартные затраты, рассчитанные на загрузку не менее 40% мощностей НПЗ. В итоге все общие затраты переносятся на минимум переработки, тем самым чуть ли не в два раза повышая себестоимость производства нефтепродуктов отечественными НПЗ. Где уж тут говорить о рентабельности, а тем более - о чистой прибыли...

Теперь самое время обратиться к предмету дискуссии - ставкам акциза и таможенного сбора. Напомню, что последние - исключительная компетенция ВР как законодательного органа. Ставки акциза и перечень подакцизных товаров, в том числе согласно свежему указу Президента «О ставках акцизного сбора на нефтепродукты» (от 24 мая 1998 годы), в последнее время регулировались исполнительной властью (Президентом и Кабмином). Уже потому, что несколько лет (исключая время сравнительно краткосрочных катаклизмов на рынке нефтепродуктов, когда государственная исполнительная власть волевым решением ставила этот сегмент энергорынка «на ручник») рынок нефтепродуктов находится в состоянии, как бы это корректнее определить, «свободного плавания»...

«Свобода» была несколько ограничена в частности вышеупомянутым указом Президента, ограничившим с недавних пор часть прибыли «бензиновых» трейдеров.

Инструментом ограничения послужили установленные ставки акцизного сбора (с 1 тонны): на дизтопливо - 6 экю; на бензин А-72, А-76, А-80 - 8 экю; на бензин А-90,91,92,93 - 20 экю; на бензин А-94,95,96,98 - 40 экю.

Но из предполагаемых бюджетных поступлений, как уже упоминалось, импортеры почти законно недоплатили 500 млн. грн.

Депутат ВР Игорь Насалык (возглавляющий парламентскую подкомиссию по вопросам нефтяной промышленности и нефтепродуктообеспечения) популярно объяснил, что так называемый единый акциз на все виды светлых нефтепродуктов предполагает «убить» даже не двух, а много больше «зайцев». Во-первых, это все же снова попытка наполнить бюджет. Во-вторых, образно говоря, таможенникам не придется «на нюх и цвет» пытаться определить соответствие нефтепродукта указанным в таможенной декларации характеристикам. Тем более, что таможенники особо и не пытались прибегать к таким методам и в общем-то не обязаны это делать. Проще говоря, у трейдеров - с введением единой ставки акциза на все виды светлых нефтепродуктов - останется небольшой выбор: «назвать» импортируемые нефтепродукты либо мазутом, либо бензином (независимо от марки, платить придется равную сумму).

И.Насалык и его единомышленники предлагают изменить в законодательном порядке ставки акцизного сбора на отечественные и импортные нефтепродукты: на все светлые нефтепродукты - бензин - установить ставку в 20 экю с каждой тысячи килограммов; на дизтопливо - 12 экю.

Кроме того, предлагается ввести дополнительный таможенный сбор на импортируемые нефтепродукты - 0,01% с 1 кг и, наконец, лицензирование этого вида деятельности наряду с обязательной сертификацией.

Когда депутат Игорь Насалык и глава парламентской комиссии Михаил Ковалко рассказали все это своим коллегам на заседании комиссии по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, минимум треть присутствующего состава той же комиссии усомнилась в целесообразности такого законодательного регулирования нефтепродуктового рынка, как акцизный способ. Уже потому, что до сих пор это приносило мало пользы. Хотя по сути депутаты усомнились не в самом этом способе, а в его эффективности и логичности: «Если это не поможет отечественным производителям нефтепродуктов, то к чему за счет акцизов провоцировать рост цен на нефтепродукты?!»

Оппонентам акцизной идеи пытались буквально объяснить суть затеи - наполнение госбюджета. Но, похоже, все прозвучавшие аргументы им показались неубедительными или их оказалось недостаточно. В результате комиссия ВР по вопросам ТЭК решила пока не рисковать и заведомо не выносить свой проект на провал в парламентском зале. Инициаторы проекта введения единого акциза благоразумно сочли необходимым еще раз все просчитать: как этот закон отрекошетит по издыхающей экономике Украины. Не то чтобы депутаты не представляли себе, как это будет выглядеть, им осталось заручиться хотя бы относительно правдоподобными цифрами...

Глава комиссии по вопросам ТЭК М.Ковалко резонно заметил после этой дискуссии, что было бы больше толку, если бы члены комиссии успевали до окончательного обсуждения серьезно работать над законопроектами, а не формально являлись на заседания комиссии.