UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МЕРСОМ» ПОЕЗД НЕ ПЕРЕШИБЕШЬ...

Народная мудрость утверждает, что рискованно бежать впереди паровоза. Впрочем, поперек — тоже. Од...

Автор: Владимир Масарик

Народная мудрость утверждает, что рискованно бежать впереди паровоза. Впрочем, поперек — тоже. Однако, как это ни парадоксально, многие владельцы железных коней, то бишь автомобилей, предпочитают испробовать этот постулат на себе. Стоит ли говорить, чем заканчиваются подобные эксперименты.

Переезды, то есть места, где пересекаются автомобильные и железные дороги, стали давней головной болью самих железнодорожников и как бы точкой притяжения не в меру самоуверенных водителей. А головная боль эта поистине неизбывная поскольку переездов на «Укрзалізницю» приходится ни много ни мало, а 6600. И каждый из них в любой момент может стать местом трагедии. Вот она, печальная статистика прошлого года: за двенадцать месяцев на рельсах произошло 139 происшествий. В результате 24 погибших, 63 травмированных. В мятые сгустки металлолома превратилось 40 бывших «Жигулей», «Тойот» и «мерсов», а сотне предстояло пережить второе рождение в недрах автосервиса. И если к сказанному добавить 66 единиц подвижного состава, уже железнодорожного, то картина будет полной. А начиналось все вроде бы безобидно...

...Запрещающие сигналы на неохраняемом переезде на перегоне Рясне-2 — Рудно Львовской железной дороги не остановили водителя маршрутного микроавтобуса. Результат — семеро получили тяжелые травмы, а микроавтобус превратился в недвижимость, причем навсегда...

...На охраняемом переезде станции Понинка Юго-Западной дороги водитель «Форда» решил, что заграничная штучка быстрее поезда и, обогнув уже закрытый шлагбаум, смело ринулся на рельсы. Поезд Харьков—Ужгород затормозить не успел...

...Не смог экстренно затормозить и поезд Киев—Херсон на перегоне Росава—Кагарлык. Результат — все четверо пассажиров легковушки погибли...

Грустный список можно было бы продолжать, ведь уже в этом году на рельсах при сходных обстоятельствах погибли 11 человек и 33 получили тяжелые травмы. И в этом, как показывает анализ происшествий, виновны исключительно водители автомобильного транспорта. Ведь, действительно, ситуация предельно проста. Поезд движется строго по графику, в который никак не входят остановки для пропуска автомобилей. Кроме того, даже если рассматривать переезд с точки зрения правил дорожного движения, то рельсы — это «главная дорога» и все обязаны пропустить движущийся по ней транспорт. Ведь все так просто! Кроме того, поезд никак не может свернуть, а остановить тысячетонную махину в короткое время просто невозможно: остановка поезда — это всегда не действие, а процесс, сложный и длительный, который можно сравнить разве что с посадкой самолета. Но почему-то этот простой факт не останавливает ни новичков, ни опытных водителей. Ведь никому из них не придет в голову, например, в часы «пик» ехать на красный свет или двинуться поперек сплошного потока машин на центральной магистрали. Тогда почему лихачей не останавливает угроза столкновения с огромной махиной тепловоза, один вид которого у нормального человека вызывает почти мистический страх? Это пока остается загадкой непознанной водительской души.

Конечно, многое в безопасности на переездах зависит и от самих железнодорожников. Однако их действия во многом носят пассивный характер. В их силах исключительно, как того и требует закон, содержать места пересечения с автомобильными дорогами в исключительном техническом порядке. Что, собственно, и делается. Еще немного статистики. Так, только за прошлый год на 171 переезде проведен капитальный ремонт. Около 378 улучшена видимость при подъездах, на 248 модернизированы шлагбаумы. Особое внимание уделено переездам на маршруте скоростного поезда Киев—Харьков. Тут 57 неохраняемых переездов оборудованы в охраняемые, что потребовало дополнительных расходов на оборудование служебных помещений, принятия на работу дополнительно 200 смотрителей. А на 31 переезде оборудован двойной шлагбаум с каждой стороны подъездных дорог. Однако же инциденты на железнодорожных магистралях не прекращаются. Значит, дело не в техническом оснащении, а в пресловутом человеческом факторе.

Впрочем, не оставляют без внимания и его. Послужила этому совместная акция Главного управления путевого хозяйства «Укрзалізниці» и Госавтоинспекции МВД Украины, носившая незамысловатое, но точное название «Переезд». Главной целью акции было усиление контроля за соблюдением водителями правил пересечения железнодорожных переездов, причем одних из основополагающих. Ведь недаром нарушение таких правил стоит наряду с проездом на красный свет и неподчинением представителю власти, что карается просечкой в талоне нарушений.

Для проведения акции были организованы 290 групп, которые провели порядка 1600 рейдов на случайно выбранных, но наиболее оживленных железнодорожных переездах. И это помимо различного рода встреч, разъяснительной работы и всевозможных агитационных мероприятий. Но как пелось в одной некогда известной песне: «Нашу песню не задушишь, не убьешь». Несмотря на присутствие на переездах усиленных нарядов милиции и не меньшего числа людей в железнодорожной форме, тысячу четыреста водителей все же умудрились нарушать все возможные правила на глазах у изумленных гаишников и путейцев. Тогда закономерен вопрос: так, может, не в рейдах дело? И что будет, когда акция закончится?

И тут начинается перетягивание одеяла, а вернее — спихивание ответственности. ГАИ кивает на железную дорогу, что, мол, она обязана следить за порядком на своих (!) переездах. Впрочем, она и следит в плане поддержания надлежащего технического состояния. Кроме уже упоминавшихся ремонтно-модернизационных работ, например, на новой магистрали Киев—Днепропетровск дополнительно будут оборудованы спаренными шлагбаумами еще порядка сорока переездов, 36 из которых станут охраняемыми, многие будут вообще закрыты, сооружены дополнительно 12 путепроводов в различных уровнях. Все так, но железнодорожники не наделены карающими функциями, такими, как милиция. Да и задачи у них несколько другие — обеспечивать движение грузов и пассажиров по магистралям Украины. А как еще они могут остановить водителя, плюющего не только на все взятые вместе правила, но и на собственную жизнь?

ГАИ предлагает на всех переездах установить аппаратуру для фотофиксации нарушителей, а потом они... Да, такой опыт проводился в Киеве в городской черте на переезде в районе проспекта Науки. Но просуществовал он недолго, так как любая аппаратура требует сервисного и технического ухода, на что нужны средства, и немалые. А вот они как раз и не предусмотрены никакими бюджетами. Да и дело ли это железнодорожников, у которых и без того проблем достаточно?

Но состояние безопасности на переездах их все же волнует, причем, складывается впечатление, больше, чем самих блюстителей порядка. Именно «Укрзалізниця» выступила с законотворческой инициативой и предложила изменения и дополнения в Кодекс Украины об административных нарушениях. По предложению железнодорожников штрафы за неправильное пересечение железнодорожных переездов в зависимости от степени нарушения и его повторяемости должны бы возрасти от 1000 до 3000 необлагаемых налогом минимумов. Предусмотрены и другие меры административного воздействия на потенциальных самоубийц на автоколесах. Но законопроект заблудился где-то в недрах парламента. И даже если он найдется, то тут возникает опасность его безвременных похорон: так уж повелось, что народные избранники все законы привыкли примерять на себя лично. А как ездят слуги народа вкупе с их ближайшим окружением, мы, дисциплинированные водители, увы, отлично знаем. И вряд ли они захотят платить эти самые 3000 минимумов, хотя они у них и есть...