UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МЕЧЕНЫЕ АТОМЫ»: ОБРАТНАЯ СТОРОНА КОНВЕРТА

В ноябре прошлого года «ЗН» писало об эксперименте по проверке работы почтовой связи нашей страны...

Автор: Яна Дубинянская

Но тут я обратил внимание, что на конвертах перестали появляться штемпеля входящей почты. Обратившись в местный узел связи, узнал, что есть специальное распоряжение руководства «Укрпочты» о прекращении штемпелевания входящей корреспонденции. Тогда я поехал в Ужгород, в областное управление по защите прав потребителей, где написал заявление, что отмена штемпелевания на конвертах является нарушением моих прав как потребителя услуг почтовой связи. Ответ был такой: «Управлінням розглянута Ваша заява. Правила надання послуг поштового зв’язку затверджені Постановою Кабінету Міністрів України 22.12.97р. № 1446 і передбачають застосування календарного штемпеля для оформлення поштових відправлень із позначенням на них числа, місяця, року і часу відправлення, порядок застосування якого визначає уповноважений центральний орган виконавчої влади в галузі зв’язку — Українське державне підприємство поштового зв’язку «Укрпошта». Наказом цього підприємства 30.11.2001р. за № 486 із 10.12.2001р. було відмінено штемпелювання вхідної письмової кореспонденції на всіх етапах розробки».

Вот после такой чиновничьей «футболки» я решил обратиться к вам с просьбой о помощи. Необходимо снова вернуться к вопросу обслуживания почты. Ведь приказ об отмене штемпелевания последовал практически сразу после ваших статей «Меченые атомы: путь по Украине» и «Меченые атомы: 103 года форы». То есть чиновники обсудили её и приняли решение: чтобы впредь подобных изысканий не было, необходимо ликвидировать источник возмущения. Теперь простой потребитель услуг «Укрпочты» не сможет доказать, что почтальон был неправ, когда принёс письмо со значительным опозданием.

В Закарпатье существует специфическая почтовая проблема: многие люди выезжают на заработки за границу и потом, посылая домой письма, вкладывают в конверты деньги, так как услуги денежных переводов достаточно дорогие для простых людей. Почтальоны знают о такой привычке и нередко пользуются подозрительными по толщине конвертами. После этого, ясное дело, письмо до адресата не доходит, а найти конкретного виновного невозможно, ибо почта отвечает только за заказную корреспонденцию.

Я бы мог попросить американцев, а также жителей Чехии и Германии помочь мне провести эксперимент по проверке надежности «Укрпочты», используя параллельно и бумажную, и электронную почту. Однако для чистоты этого эксперимента необходимо возобновление штемпелевания входящей корреспонденции».

Экономика должна быть экономной

Все течет, все изменяется. В новом тысячелетии мирно существовавшая до начала декабря прошлого года технология обработки почтовой корреспонденции действительно может показаться и громоздкой, и архаичной. О том, как это было до сих пор, мне рассказала, держа для наглядности в руках конверт, Гертруда Ратникова, директор по вопросам технологии предоставления услуг госпредприятия почтовой связи «Укрпочта»:

— Календарный штемпель, который ставится на первом этапе обработки письма, должен захватить марку: это является подтверждением того, что оплата произведена. Кроме того, на нем есть дата, месяц, год и время обработки письма — но эта информация уже вторична. На обратной стороне конверта письмо штемпелевалось на последнем этапе обработки. В Киеве сортировкой писем по отделениям связи занимается Дирекция по обработке и перевозке почты: они ставили свой штемпель. Некоторые отделения связи тоже штемпелевали конверты, и люди получали письма с тремя штемпелями. А если письмо «засортировывалось», шло по ошибке в другое отделение, там мог появиться еще один штемпель — его мы не отменили, он нужен, чтобы видеть, почему письмо шло дольше.

Безусловно, сохранена и штемпелевка марки — она есть во всем мире. А входящая корреспонденция ни в одной из стран Запада никогда не штемпелевалась. Это делалось только в СССР для внутреннего контроля самих почтовиков. Но сейчас мы придумали другой вид контроля, более дешевый и эффективный. Мы сами рассылаем около трехсот тысяч контрольных писем, проверяя, насколько четко работает наша сеть. Наши сортировщики не могут отличить контрольное письмо от обычного, потому что адресаты — частные лица. Кроме того, введем диагностический контроль специальными чип-картами, которые будут фиксировать путь письма.

Но основной причиной отмены штемпелевки было вот что. На сегодня 20-граммовое письмо обходится нам в 59 копеек. Тариф — 40 копеек. Плата, которую мы получаем с отправителя, не покрывает расходов. И мы работаем над тем, чтобы сократить все непроизводительные затраты.

По словам Гертруды Полихрановны, нововведение позволяет «Укрпочте» сэкономить около 300 тысяч гривен в год (притом, что общий объем затрат только за первый квартал 2002 года составил 218 миллионов). Немного, но в хозяйстве пригодится. Экономится штемпельная краска, расход электроэнергии на работу штемпелевальных машин. Впрочем, более 60% корреспонденции штемпелевали не машины, а живые люди — сортировщики: теперь на «Укрпочте» высвободилось примерно 45 человек. Нет, о сокращении рабочих мест речь не идет: людей плотнее задействуют на основной работе — сортировке писем.

— У нас на сегодня в основном ручной труд, — говорит Г.Ратникова. — Нам нужна письмосортировочная машина в Киеве, потому что уже идет замедление на этапе сортировки корреспонденции. Я сама сортировала письма: раньше на Новый год к этой работе привлекали всех молодых сотрудников, да и сейчас привлекают. Перед тобой 110 ячеек, и ты должна рассортировать письма по 110 направлениям, не ошибиться. Потому что иначе к тебе придет разъяренный клиент: письмо долго шло! А письмо долго идет, когда тетя Маша случайно кинет его не в ту ячейку. Но мы не можем найти деньги, чтобы купить сортировочную машину, она очень дорого стоит. А мы уже к этому пришли: чтобы ускорить обработку писем на следующих этапах, нам надо быстро сортировать.

Любопытно, что когда в ноябре прошлого года я задала начальнику «Укрпочты» вопрос, не тормозит ли скорость прохождения писем их ручная сортировка, ответом было решительное «нет». Сортировочная машина, объяснили мне тогда, при теперешних объемах почты совершенно нерентабельна, и ее приобретение — вопрос очень отдаленного будущего. Как знать, может, чиновники и не лукавили с журналистом: просто время идет вперед семимильными шагами. Объемы почты растут: в этом году, как мне сказали, они поднялись на целых 6%. Все течет, все изменяется.

Голос единицы тоньше писка

Впрочем, как утверждает генеральный директор «Укрпочты» Василий Мухин, экономия трехсот тысяч гривен в год — далеко не главное, чем руководствовались чиновники, отменяя штемпеля на обратной стороне конверта.

— Это только один небольшой аспект общей концепции упрощения организационно-технологического процесса почтовой связи. Мы упрощаем также документальное оформление заказных бандеролей, ценных писем, посылок, потому что на это тратится очень много бумаги. С одной стороны, мы внедряем новые технологии, корпоративную электронную сеть, а с другой — просто отказываемся от вещей, в которых нет необходимости. В СССР существовала система контроля над контролем — не только в почте, но и в других структурах. Ты работаешь, я над тобой контролер, а надо мной еще контролер. Такая система ни к чему не приводила.

— Согласитесь, вы облегчили себе жизнь, избавившись от возможности контроля со стороны потребителя.

— Я бы так не сказал. Говорят, что человек теперь не сможет узнать, когда пришло письмо. Но ведь существует правило по Украине: перевозка писем по формуле Д+2 (день отправления плюс еще два дня). И человек, увидев, что письмо опустили в Севастополе 30 марта, а он получил 10 апреля, уже понимает, что были нарушены сроки. Клиента абсолютно не интересует, на каком этапе произошло нарушение, потому что мы несем ответственность в равной степени за всю почту, проходящую по Украине. Вы, прежде чем делать такие заявления, проанализируйте: сколько было официальных претензий к «Укрпочте»? Единицы.

...Что правда, то правда: наших людей не сравнить, к примеру, с американцами, готовыми азартно судиться с соседом, у которого неровно подстрижен газон, или с рестораном, если в заказанном пирожке оказалась вишневая косточка. За время, прошедшее со дня отмены входящих штемпелей, в «Укрпочту», по словам начальника ЦОС Татьяны Груздо, поступило всего три обращения от граждан по этому поводу. Вряд ли в этой статистике учтен наш закарпатский коллега, но даже вместе с ним открыто недовольных получается немного.

— Давайте подождем, скажем, до первого июля, — предлагает Василий Георгиевич. — Если не произойдет никаких эксцессов, если мы не нарушим ничьи права, то нет вопросов. Другое дело, если пойдет волна возмущения: тогда мы готовы возобновить штемпелевание входящих писем. Давайте проследим за процессом. Ведь многие вещи люди сначала встречают в штыки, а потом привыкают.

Шлите заказные письма

Невольно закрадывается мысль, что штемпеля на обратной стороне конверта были нужны, если не считать самих почтовиков, только журналистам — для проведения непонятных серьезным людям экспериментов. Обычный же человек всегда имел возможность узнать дату получения письма иным способом: взглянув на календарь. Способ простой и надежный — если информация предназначена для собственного удовольствия. Но, к сожалению, он перестает работать, если возникает необходимость кому-либо документально доказывать, когда именно пришло письмо.

В случае, если вы собрались предъявить претензии самой «Укрпочте», все опять-таки предельно просто: вам поверят на слово. Во всяком случае, меня убедительно заверили в этом, и было бы нехорошо не проявить доверчивости со своей стороны. Сложнее обстоят дела, если речь идет о международной корреспонденции: у нас-то вам поверят, но где гарантия, что письмо не задержалось там, за границей?

— У нас есть соглашения со всеми почтовыми администрациями, — говорит В.Мухин. — Если говорить о России, мы несем ответственность за переписку перед украинскими гражданами, их почта — перед российскими. Если мы получаем жалобу от нашего потребителя, что почта долго шла, мы пишем письмо своим российским коллегам, просим их обратить внимание.

Дальнейшее развитие событий в подобной ситуации может проиллюстрировать пакет из восьмидесяти с лишним официальных бумаг, присланных в редакцию одним из наших читателей — зрелище, не располагающее человека, который ценит свое время и силы, к поискам правды в международном почтовом пространстве.

Поведу речь о случаях, когда штемпель на обратной стороне конверта может быть аргументом в выяснении отношений не потребителя с почтой, а между третьими сторонами, причем в вопросах абсолютно материальных. Скажем, если человек пропустил назначенный ему день сдачи TOEFL и тому подобных тестов, от повторной оплаты этого недешевого удовольствия его мог спасти только проштемпелеванный конверт, удостоверяющий, что уведомление о дате экзамена запоздало. В неприятной ситуации оказывается и человек, получивший по почте повестку на вчерашний суд. Список примеров при желании можно продолжить; впрочем, гендиректор «Укрпочты» парирует их одним общим аргументом:

— Я думаю, такие ответственные вещи надо пересылать не простым письмом, а другими способами отправления: письмо с извещением, рекомендованное и так далее. Организации должны думать: если они посылают документ, где играет роль срок его прохождения, нельзя экономить. Пускай это будет за счет клиента. Если я жду официального сообщения, я готов заплатить 50 копеек за то, что мне его принесут под роспись, и оно будет фиксироваться в журнале. У меня будет документ. Но наши чиновники избирают самый простой и дешевый способ. А потом возмущаются: мол, пропало завещание. Но если это завещание, если речь идет о судьбе наследства, как ты мог послать его простым письмом? Сэкономить хотел: а вдруг проскочит. 99% корреспонденции — это обычная почта. Что целесообразнее: в одном проценте случаев рекомендовать человеку или организации воспользоваться иным способом пересылки — или штемпелевать 300 миллионов писем, потому что кому-то придется что-то доказывать этим штемпелем?

...Намек понят: шлите заказные письма. Если и вправду надеетесь потом кому-то что-то доказать. А также если хотите, чтобы ваше письмо — пусть сугубо личное — с большей вероятностью «проскочило».

* * *

Итак, в сухом остатке: отменив входящие штемпеля, «Укрпочта» избавилась от архаичного рудимента, доставшегося в наследство от советской почтовой системы, догнала в этом отношении прогрессивную Европу и к тому же хоть немного, но сэкономила. А вот подозрения Алексея Филлипова из Закарпатья о том, что к такому шагу почту подтолкнули публикации «ЗН», чиновники категорически опровергают. Хотя, как уверил Василий Георгиевич Мухин, обе статьи он читал и порекомендовал прочитать всем своим сотрудникам. И, признавая необходимость критики, генеральный директор «Укрпочты» попросил журналистов не забывать, что нельзя рассматривать отдельно взятую отрасль вне общего экономического среза государства.