UA / RU
Поддержать ZN.ua

Любомир БУНЯК: «СЕГОДНЯ НЕТ БОЛЕЕ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ, ЧЕМ НЕФТЕПРОВОД ОДЕССА—БРОДЫ»

Читателям «Зеркала недели» не однажды приходилось слышать, что несколько пока теоретических нефт...

Автор: Алла Еременко

Читателям «Зеркала недели» не однажды приходилось слышать, что несколько пока теоретических нефтетранспортных проектов, связанных с доставкой так называемой каспийской и даже ближневосточной нефти на европейский континент, для украинской стороны желательно бы завернуть на свою территорию. Другими словами, нефтетранспортные проекты «завязаны» опять же на пока теоретический терминал в Южном и строящийся соединительный нефтепровод Одесса-Броды. Строить-то его строят. Но, как водится, средств недостает. Одно время поговаривали о кредите ЕБРР для достройки нефтепровода. Правда, в предыдущем выпуске «ЗН» (№30 от 25 июля 1998 года) представитель ЕБРР в Украине Ярослав Кинах объяснил, что в принципе на деньги этого банка украинцам особо рассчитывать нечего. Не то, чтобы ЕБРР не интересовался «украинским» проектом. Но и ставку на этот вариант, похоже, банк не торопится сделать...

Между тем, худо бедно, но вышеупомянутые нефтепровод Одесса-Броды и нефтетерминал сооружаются. В основном, за счет средств нефтетранспортных предприятий Украины. С генеральным директором одного из них - предприятия магистральных нефтепроводов «Дружба» - Любомиром Буняком наш сегодняшний разговор.

- Господин Буняк, не так давно зампред Госнефтегазпрома Валерий Шулико рассказывал, что финансированием строительства терминала и нефтепровода Одесса-Броды займется, скорее всего, международный консорциум. До этого поговаривали о том, что финансировать все это будет акционерное общество «Укрнефтетерм». Но до сих пор, насколько известно «ЗН», это было, в основном, заботой возглавляемого вами предприятия...

- Да говорили о каком-то консорциуме, но чья это позиция - точно не знаю.

Сегодня нефтепровод Одесса-Броды строится, и, конечно, будет построен. А что касается финансирования, например, через тот же консорциум, то, во-первых, если это и произойдет, то не так скоро. А, во-вторых, если еще год-полтора мы будет сами строить его, то к моменту окончания строительства, на мой взгляд, нет смысла создавать консорциум.

- А насколько, так сказать, продвинулось строительство нефтепровода?

- Уже построена почти половина нефтепровода, и работа продолжается. И лично я не вижу особых проблем с окончанием строительства.

- А кто непосредственно выполняет основные работы? Кто заказчик - за чей счет ведется строительство?

- Генеральным подрядчиком является фирма «Укрзаграннефтегазстрой». А заказчик - нефтетранспортное предприятие «Дружба», которое несколько лет аккумулировало средства для финансирования этого объекта. На сегодня уже закуплено только труб более, чем на половину нефтепровода - 340 км. И до конца года закупки труб продолжатся.

По состоянию на 16 июля этого года, проложено уже около 200 км труб, в стадии окончания укладки еще 50 км труб (проектная протяженность нефтепровода - 667 км).

Правда, сейчас мы хотели бы получить кредит. Кредиторами могут быть украинские банки и иностранные. Я думаю, что к концу года эта проблема будет решена.

- А сколько средств вы уже вложили в это строительство? И сколько будет стоить весь нефтепровод Одесса-Броды?

- С начала строительства предприятие «Дружба» вложило около 180 млн. грн. О конечной стоимости говорить трудно. Но, я думаю, можно будет вложиться в сумму 220-230 млн. долларов.

- Окончание строительства нефтепровода уже не однажды переносилось на более поздние сроки. Так когда же эту стройку закончат?

- Во всяком случае, после 2000 года будут окончены основные строительные работы, а к 2001 году - и все остальные. Соединительный нефтепровод сможет переваливать около 40 млн. тонн нефти ежегодно. Это мощный нефтепровод, который проектировался с целью расширения возможностей действующего нефтепровода «Дружба» на участке Броды-госграница, продуктивность которого сегодня только 25 млн. тонн нефти в год, при том, что продуктивность соседнего участка (Белоруссия-Броды) - 36 млн. тонн в год. Кроме того, учтена перспектива строительства нефтепровода Броды-Польша. Это обеспечит возможность транспортировки нефти на юг Европы и в Центральную Европу. Это грамотно продумано на перспективу. Я думаю, что сегодня в Украине в этой отрасли нет более мощного и важного объекта, чем сооружаемый нефтепровод Одесса-Броды - более важного для экономической независимости государства.

- Все вышесказанное - о нефтепроводе Одесса-Броды. А что касается терминала в Южном, ведь «Дружба», можно сказать, финансирует сооружение и этого объекта.

- Действительно. На сегодня наш взнос составляет около 60% в АО «Укрнефтетерм». Но, к сожалению, строительство приостановлено и не ведется. По причинам, независящим от акционеров «Укрнефтетерма». И дело, наверное, даже не в отсутствии средств. Это отдельная тема... Я думаю, что в ближайшее время в этой сфере будет наведен надлежащий порядок, и строительство будет продолжено.