UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛОВЛЯ КАЙФА НА ЖИВЦА

О наркотиках у нас пишут много и охотно. Можно «творчески» обработать справку, представленную пресс-центром Министерства внутренних дел Украины, - получится «аналитическая статья»...

Автор: Максим Бут

О наркотиках у нас пишут много и охотно. Можно «творчески» обработать справку, представленную пресс-центром Министерства внутренних дел Украины, - получится «аналитическая статья».

Можно выехать с опергруппой на обыск в наркопритоне и написать «репортаж с места событий» с собственным эмоциональным комментарием, рассчитанным на то, чтобы пощекотать нервы публике.

Можно, наконец, взять интервью у высокого милицейского чина о том, как идет борьба с «чертовым зельем», его поставщиками и потребителями...

А что, если изучить явление «изнутри»? Метод этот хотя и самый трудный (а порой и опасный), но зато самый, пожалуй, результативный.

Сменить «прикид»: отрастить волосы и бороду, вставить в ухо серьгу, проделать дырки на джинсах - чтобы в тебе нельзя было заподозрить «мента».

Освоить специфический наркосленг - богатый, разнообразный и переменчивый. (В развращенных Штатах словарь наркотического жаргона насчитывает около двух тысяч терминов; у нас - около трехсот. Украиноязычного же наркотического сленга не существует. Пока).

Войти в наркоманскую «систему», став одним из своих. А через два месяца, пройдя эйфорию кайфа, нервотрепку поиска дозы и адову мясорубку «ломок», сесть за пишущую машинку...

И начать по порядку. Итак...

Как становятся наркоманом?

В обыденном сознании существует целый ряд мифов, не имеющих ничего общего с реальностью и созданных часто, увы, не без помощи экзальтированных, но некомпетентных представителей «второй древнейшей».

Один из таких мифов, прочно засевший в сознании обывателя, - о первом уколе: стоит, дескать, один раз попробовать наркотик - и ты уже наркоман. Как и все мифы, этот чаще всего оказывает обратный эффект: подросток, попробовавший «дурь» и убежденный, что «теперь уже все равно», действительно становится наркоманом...

Увы, дорогие читатели, этот миф при всей его пропагандистской направленности не только вреден, но и абсолютно лжив. Профессионалы - наркологи и наркоманы - знают: для того, чтобы всерьез пристраститься к дурману, нужен достаточно долгий срок - несколько месяцев (!) периодического употребления. Так что с первого раза наркоманом не станешь: по данным экспертов, каждый третий студент и каждый пятый школьник пробовали наркотики, однако всерьез привыкает примерно каждый двадцатый из них.

Как же все-таки происходит процесс приобщения? Как правило, благодаря известному психологам феномену «группового давления» - та социальная микросреда, в которой вращается потенциальный наркоман, заставляет его употреблять наркотики: в подобных группировках совместный прием «дозы» - составная часть ритуала общения. (Кстати, «нарк»-одиночка - явление чрезвычайно редкое). Так что дело здесь не в индивидуальной склонности к кайфоловству: как и большинство пороков, наркомания - болезнь социальная. Есть у этой хвори свои больные (наркоманы), свои «врачи» (наркологи и милиционеры), свои «очаги эпидемии» (как правило, крупные города)...

Есть и свои «вирусы». А именно те, для кого увеличение числа наркоманов означает всего лишь одно, зато самое важное - прирост прибыли.

Товар-деньги-товар, или Немного о барыгах и пушерах

Пушер (в дословном переводе с английского - «толкач») - это розничный торговец наркотиками. Сеть их достаточно разветвлена и довольно эффективна: если ты в «системе», достать «наркоту» нетрудно. Коноплю, а иногда и готовый маковый раствор можно за 15-20 минут найти на столичных рынках, у кавказцев. Бессарабку, например, контролируют азербайджанцы, «Юность» - армяне, чеченцы и осетины, «Левобережный» - азербайджанцы и осетины, Владимирский - азербайджанцы и армяне.

Наркотики посерьезнее, вплоть до «тяжелой артиллерии» (героин и РСР), поступают к потребителю несколько иначе. «Барыга» (оптовик), получив товар, распределяет его по «точкам», известным наркоманам, как правило, только по номеру телефона. Звонить обычно надо по коду: скажем, два звонка, отбой, звонок, отбой, и лишь потом собственно установление контакта. Обсуждаются наличие наркотика (название тоже кодируется), требуемое количество, цена и - если сделка заключена - назначается место встречи. Пришедшие на встречу пушер и покупатель обычно знают друг друга в лицо. Мимолетное рукопожатие: из руки в руку передаются наркотик и деньги. Затем оба расходятся.

Система довольно действенная. Даже при задержании с поличным милиция получает лишь «толкача», который на допросах из вполне понятных соображений предпочитает молчать. «Папа» же остается в тени. Впрочем, при тех барышах, которые дает наркобизнес, такому «папе» несложно и купить пару-тройку чиновников достаточно высокого ранга из милиции и прокуратуры - для спокойствия.

А доходы у наркодельцов действительно баснословные. По некоторым данным, за сутки в Киеве употребляется наркотиков на сумму около 15 тысяч долларов; круг же лиц, контролирующих рынок, весьма и весьма ограничен. И как всякие уважающие себя бизнесмены, наркодельцы заботятся не только о расширении сбыта (оно, в силу увеличения количества наркоманов, происходит как бы само собой), но и о разнообразии продукции, поставляя на рынок и традиционные, и до недавнего времени экзотические в наших краях вещества.

Ассортимент: от конопли до героина

С распадом Советского Союза и началом интеграции в мировое торговое сообщество для Украины определенно началась новая эра. Расширение перевозок между странами позволило международной наркомафии осуществлять транзит наркотиков через территорию Украины по двум основным путям - «балканскому» и «афганскому», а относительная «прозрачность» границ делает такие перевозки почти безопасными - задерживается едва ли десять процентов от перевозимого транзитом через Украину дурмана.

Такая интеграция отечественной наркомафии с гораздо более опытными зарубежными коллегами неизбежно приводит к тому, что рынок наркотиков в самой Украине становится все более и более разнообразным. После изучения - на собственном опыте - «системы» автору этих строк удалось раздобыть материал, позволяющий предложить вашему вниманию следующую таблицу:

Как видите, ассортимент достаточно разнообразен. К тому же, на киевском рынке наркотиков появились заморские гости: героин, кокаин, синтетические наркотики, являющиеся обыденным явлением где-нибудь в Бронксе или Квинсе, но в Украине относящиеся к экзотическим.

...Что ж, рассмотрев товар и торговцев, вернемся к клиентуре. К тем, кого законопослушный (а иногда и богобоязненный) гражданин то со страхом, то с презрением, а то и с ненавистью называет: наркоманы.

Кайфоловы...

Еще один миф, присущий обыденному сознанию и старательно поддерживаемый кинофильмами, газетами и милицией, - миф о наркомане. Тому, кто никогда не употреблял дурмана (и забывает о том, что водка и табак - такие же наркотики, только дозволенные в данной социокультурной среде), наркоман представляется этаким изгоем - аморальным и беспринципным парией, готовым на все ради «дозы»: мужчина - на убийство, девушка - на торговлю собственным телом...

В действительности наркоман бывает агрессивным только в кинофильмах, снятых не совсем компетентными режиссерами с целью поразить не совсем компетентную публику (должен заметить, что для наркоманов нет большего развлечения, чем смотреть подобные фильмы - море веселья!). Приученный бояться ареста или принудительного лечения, наркоман не лезет на рожон, предпочитая жить тихо и незаметно. Исключение составляют разве что малолетние хулиганы - «приблатненные».

Нарисовать собирательный образ «типичного наркомана», увы, не получится - дурман употребляют граждане разного возраста, пола, национальности, социального положения и вероисповедания. Но определенной классификации кайфоловы все же поддаются.

Больше всего наркоманов в уголовной и «приблатненной» среде: рецидивисты обычно приобщаются к зелью еще в «зоне», не оставляя этой привычки и на воле, а «шестерки»-тинэйджеры, активно подражающие заокеанским сверстникам, считают наркотический кайф более, что ли, изысканным, чем водочный. Поэтому валяющиеся в подъездах шприцы - теперь, увы, не редкость.

Вторая группа - богема и околобогемная публика, а также те, кого масс-медиа по старинке называет неформалами: хиппи, панки, рокеры, трэшеры и прочие тусовщики. У «неформалов», как правило, действует простой и незатейливый принцип «кайф ради кайфа», превращающий жизнь в причудливое чередование эйфории и похмелья, хэппенинга и депрессии. Богема же употребляет наркотики либо в рамках психоделического искусства, либо как составную часть ритуала общения.

А вот «верхний эшелон» богемы, творческая элита, в последнее время стал группироваться с новой категорией употребляющих - крупными бизнесменами. Эта достаточно своеобразная тусовка богатых людей из мира искусства и торговли - основные потребители до недавнего времени экзотических для Украины наркотиков (впрочем, «совки» всегда любили все импортное). И теперь уже не редкость на вечеринке «для своих» - насыпанный на зеркальце кокаин или сигарета с «ангельским порошком», произведенным в каменных джунглях Бронкса...

...Такая вот картина. Этнографы и этнопсихологи уже достаточно давно отметили тот факт, что наркотики употребляются практически везде в мире - от тундры до джунглей, независимо от цивилизованности, религии, расовой принадлежности. Поэтому весьма затруднительно непредвзято ответить на вопрос: что такое наркомания - социальное зло или безумие, заложенное в самой природе человека? Во всяком случае, следует помнить: каждый сотый житель Украины - наркоман. А значит, наркомания - теперь уже не только неотъемлемая, но и характерная черта нашего с вами общества.

... И борьба с кайфоловами

Согласно официальным данным, количество лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических веществ и состоящих на учете, составляет 45 тысяч человек, из которых 90 процентов - молодежь до 30 лет. Состоят, однако, далеко не все - по оценкам экспертов в Украине сегодня около 400 тысяч наркоманов.

Ежегодно на учет берется около 10 тысяч употребляющих наркотики, из которых 40 процентов - несовершеннолетние. Учитывая же латентность наркотизации, приведенные данные могут быть выше в 10-15 раз: опрос студентов киевских вузов показал, что каждый третий из них когда-либо употреблял наркотики...

За прошлый год в Украине совершено более 28 тысяч преступлений, связанных с наркотиками (каждое пятнадцатое преступление в Украине так или иначе связано с наркотиками). Задержано более 800 групп наркодельцов, хотя, по данным милиции, каждый пятый распространитель наркотиков реальному наказанию не подвергается.

Из незаконного обращения изъято более 33 тонн наркотических средств; но, опять-таки по оценкам милицейских экспертов, это лишь 8-10 процентов реального оборота...

Что же до медицинского решения проблемы, то заместитель главного нарколога Киева Галина Коломиец отмечает:

- Рост наркомании и токсикомании в Киеве ошеломляет. Проблема очень важна, но решить ее на сегодняшний день сложно. Единственное место, где наркоманы могут получить квалифицированную помощь, - диагностико-детоксикационный центр «КРОК» на улице Демиевской. Но и здесь не хватает мест для больных, оборудования и - что самое главное - квалифицированных специалистов.

Посильную помощь центру «КРОК» оказывают психологи телефона доверия наркологической службы. Но их усилий пока недостаточно.

Итак, с декабря 1993 года работает Национальная программа противодействия злоупотреблению наркотическими веществами и их незаконному обращению на 1994-1997 годы...

При Кабинете министров Украины создан и действует Национальный координационный совет по борьбе с наркоманией, возглавляемый первым вице-премьер-министром Украины...

При Минздраве функционирует комитет по контролю за наркотиками...

При Министерстве внутренних дел - главное управление по борьбе с незаконным обращением наркотических средств...

А пока идет непримиримая борьба, в Украину поступает все больше наркотиков, вырабатываемых далеко за океаном и характерных скорее для Нью-Йорка, Лос-Анджелеса или Хьюстона, чем для Киева или Одессы. И все больше и больше растет недуг, туманящий мозг нации. И набивающий сейфы теперь уже не одиночкам-барыгам, а - увы! - международным наркосиндикатам...

И в свете всей этой столь характерной для Страны Советов «непримиримой борьбы» вспоминается цитата из Сирила Н.Паркинсона: «Создать Ведомство-по-искоренению-чего-бы-то-ни-было» - это значит создать гарантии сохранения этого самого «чего бы то ни было»,

Тем временем в Голландии, где наркомания легализована, и наркомафии нет, и преступлений «под кайфом» не совершается, и наркоманов почему-то гораздо меньше, чем в остальных странах...

Так куда же все-таки будет «рубить окно» независимая Украина: в Америку - за «кристаллами мечты», или в Голландию - за опытом решения проблем?..