UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО СКАЗАЛ: «УНЫЛАЯ ПОРА»

Бархатный сезон в Крыму: как решить проблему годовых курортных циклов?.. Конец октября-начало ноября...

Автор: Николай Семена

Бархатный сезон в Крыму: как решить проблему годовых курортных циклов?..

Конец октября-начало ноября. В Ялте, однако, это очаровательная пора - буйная зелень субтропических растений, а рядом с ними - обычная желтизна листьев, прекрасно гармонирующая с синевой неба и моря. Рынок богат фруктами, особенно - целительным виноградом. Пройдясь по Набережной, мы увидели, что там еще многолюдно, многие загорают на пляже, а некоторые еще и купаются - температура воздуха в отдельные дни выше 20 градусов, а воды - 17-18.

Однако большинство здравниц уже прекратили свою работу - путевки распространить не удалось. Прогулочные катера «отдыхают» в «зимней спячке» на берегу. Кафе, рестораны, учреждения отдыха тоже закрылись. И еще один верный признак конца сезона: на всех пляжах, и уж тем более у дорогих гостиниц и элитных санаториев, можно встретить бригады «золотоискателей», которые перекапывают и просеивают пляжный песок в надежде найти монеты, часы, золотые и серебряные цепочки, кольца, сережки. По общему мнению ялтинцев, в этом году межсезонье наступило необычайно рано, «бархатный» сезон тоже не оправдал надежд и «дикари», вопреки обычаям, в Крым также не потянулись. Курорт стал беднеть - не на ком зарабатывать…

Впрочем, сегодня Крым и курорт уже не те, что пять лет назад. Каковы же основные тенденции и перспективы в его развитии?

Неблагополучие нынешнего бархатного сезона особенно наглядно видно на графиках. Если в прошлые годы кривая заполняемости курорта в августе-сентябре хоть и наклоняется резко вниз, но потом выходит из пике, чтобы в сентябре, октябре и ноябре держать на уровне выше 30 процентов, то в нынешнем году уже в сентябре она не вышла из пике вообще. В октябре заполняемость здравниц на популярных курортах, к которым относится Ялта, Алушта и Евпатория, составляла 20-25 процентов, а иногда и ниже, а в Феодосии, Судаке, Керчи - ниже 10 процентов, и многие здравницы уже не работали. Конечно, виной тому прежде всего августовско-сентябрьский финансовый кризис, который многим помешал даже нормально добраться с курорта домой. Но не только. Сезонность крымского курорта - давнишняя его проблема, которая сейчас в силу разных причин становится все более острой.

По данным Министерства курортов и туризма, в Крыму (кроме Севастополя) побывало на отдыхе 3,5 миллиона гостей - примерно столько же, сколько и в прошлом году. Если бы не финансовый обвал, дела были бы лучше. Повлиял кризис и на Севастополь, но там сказались более высокие темпы развития его курортно-туристической отрасли, которое сдерживалось в прошлом. В результате, по данным управления рекреации и туризма горадминистрации, 134 турфирмы города-героя приняли туристов на 6-10 процентов больше, чем в 1997 году. На 3-4 процента возросло количество экскурсантов, посетивших город. Севастопольцы заключили больше двух тысяч договоров на обслуживание туристов из России, но из-за кризиса их выполнена всего треть.

В Керчи все по-иному: количество гостей уменьшилось. Как подсчитали работники Керченского историко-культурного заповедника, посещаемость в нынешнем году была в 10 раз меньше, чем десять лет назад. Уменьшилось количество отдыхающих и в Приазовье. Следовательно, сравнительно благополучными были только классические элитные курорты для отдыхающих с высокой платежеспособностью - Ялта, Алушта да еще Евпатория - за счет детей. В 280 крымских детских здравницах их за лето отдохнуло почти 127 тысяч.

Математические подсчеты, однако, на сегодня далеко не самое главное. Программа развития курорта на период до 2010 года, разработанная правительством, предусматривает совершенствование как маркетингового, так и научного уровня его организации, расширение ресурсной и географической базы, развитие рекламы.

Кстати, о последней. Специалисты утверждают, что турецкая курортно-туристическая инфраструктура получает доход в 20 миллиардов долларов ежегодно, а вся Украина - всего 6 миллиардов долларов. Хотя по данным Ю.Коршунова, ученого из Крымского НИИ климатологии и физиотерапии им. И.Сеченова, который подготовил диссертацию «Клинические курортные зоны Средиземного и Черного морей», крымский климат по своим целебным и оздоровительным параметрам значительно превосходит климат курортов Турции, а также Болгарии, Кипра, Греции, Кавказского побережья. Однако Турция, как и другие мировые лидеры в области туризма, ежегодно тратит огромные средства на рекламу своих курортов. И даже Тунис, о чем говорилось на заседании «круглого стола» по итогам курортного сезона, проведенном правительством Крыма, только в Москве проводит рекламные мероприятия общей стоимостью 2,5 миллиона долларов в год. Крым же в Белокаменной, для которой он многие десятилетия был традиционным местом отдыха, почти не рекламируется. Поэтому уже второй раз министерство пытается централизовать средства здравниц в специальный рекламный фонд для использования его за пределами полуострова, равно как и добиться выделения средств на рекламу в бюджете. Ведь до сих пор мы сталкиваемся с фактами, что Крым как курорт за рубежом, и прежде всего в странах Европы, не говоря уж об Азии и Америке, вообще не знают.

Та же проблема и для отдельных здравниц. Например, мало кто даже в Крыму до нынешнего лета знал дом отдыха «Баланово», расположенный в «крымской Швейцарии», пока он не предпринял довольно активной рекламной кампании, преимущественно на телевидении. И любители именно такого отдыха - в лесу, возле чистейшего озера, с удочкой или грибной «охотой» - потянулись именно в «Баланово».

Видимо, никакой другой курорт, кроме крымского, не располагает таким научным потенциалом. Наряду с Крымским НИИ курортологии и физиотерапии им. И.Сеченова в Евпатории работает отпочковавшийся от него Украинский НИИ детской курортологии и физиотерапии. В этом году указом Президента Украины Евпатории присвоен статус всеукраинской детской здравницы. Уникальный курорт на западном побережье Крыма привлекателен своими минеральными источниками, грязелечебницей, песчаным побережьем с небольшой глубиной, из-за чего вода прогревается раньше и лучше других мест. Кое-кто утверждает, что и солнца здесь больше, чем в Ялте, - 2413 часов в год. За два десятилетия работы институтом проведены многие исследования по изучению механизмов лечебного воздействия и разработке практических методик использования климатических факторов Крыма для лечения многих недугов, в том числе таких, как ДЦП.

Новая фаза развития курорта сказалась и на объеме исследований Крымского НИИ

им. И.Сеченова.

Перед специалистами по курортологии поставлена задача добиться такого разнообразия и уровня лечебных процедур, которое было бы уникальным и служило фактором привлечения на курорт нуждающихся в лечении независимо от их места проживания.

Много поводов для размышлений дали международный туристический салон «Украина-98», который состоялся в Киеве и в Ялте, а также VII Международная ярмарка «Крым. Курорты. Туризм. Осень-98». В ходе последней состоялась встреча руководителей туристических отраслей Украины, России, Грузии и Молдовы, которые пришли к выводу о целесообразности организации единого туристического пространства в пределах СНГ, на котором бы для туристов были созданы условия легкого пересечения границ. Все дело в том, что, как говорил В. Цыбух, председатель Госкомитета Украины по туризму, Всемирная туристическая организация прогнозирует в начале будущего тысячелетия туристический бум в тех регионах мира, которые доселе были относительно закрытыми в силу географических или политических причин, - это Китай, Бразилия, страны СНГ. Успех будет зависеть от того, насколько Украина, и Крым в том числе, сможет подготовиться к нему, чтобы создать для туризма наиболее благоприятные условия. В том числе и такие, как стоимость за визы, - в Турции она в семь раз меньше, чем в Украине.

Одной из идей, которые родились на осенней туристической ярмарке в Крыму, была продажа путевок на бирже. Так решено бороться с непрозрачностью процесса, оборачивающейся накручиванием цен на путевки посредническими фирмами.

Нигде в мире услуги не продаются на бирже, но для Крыма, как считают некоторые специалисты, иного выхода попросту нет. Его задача - втиснуться на рынок курортных и туристических услуг, который отличается довольно жесткой конкуренцией, и это непросто уже в силу того, что, прежде всего, нужно показать потенциальным «покупателям» качество и широкий выбор форм отдыха. Сделать это одними лишь усилиями курортной отрасли и за короткий срок невозможно. Например, многие состоятельные люди в мире, планируя летний отдых, отказываются от поездки в Крым, хотя и хотели бы увидеть его достопримечательности, только потому, что здесь невозможно еще пользоваться электронными банковскими карточками, или потому, что здесь работают не все системы мобильной телефонной связи, без которых многие в мире уже просто не мыслят своей жизни. Люди высоко ценят удобства и не хотят отказываться от привычного их уровня.

...На прошлой неделе делегация крымского правительства во главе с С. Куницыным возвратилась из поездки в Грецию, целью которой было детальное изучение тамошнего опыта организации курортной сферы. Достаточно сказать, что эта страна, имеющая достопримечательностей не больше, чем Крым, и население в 10 миллионов человек, ежегодно принимает 12 миллионов туристов, на чем зарабатывает 10 миллиардов долларов. Во время поездки подписан договор о породнении Ялты с греческим городом Родос, который стал известным мировым курортом буквально за последние 10-15 лет. Греция возьмет на обучение и стажировку несколько десятков крымских специалистов в области туризма, которые станут костяком будущего кадрового корпуса отрасли.

Возможно, скорее решить сезонные проблемы курорта поможет и создание ряда свободных экономических зон на полуострове. Некоторые, правда, считают, что первая из них была создана в… 1798 году, когда Феодосии был присвоен статус порто-франко. Говорят, что за счет льгот Феодосия сумела рациональнее использовать доходы от соляных и винных промыслов и к 1812 году полностью восстановила свое хозяйство. Посчитаем - для этого потребовалось 14 лет! Свободная экономическая зона «Сиваш», существующая уже несколько лет, сдвинула с мертвой точки производство в Красноперекопске. Сейчас проектируются СЭЗ для Ялты (вернее, для Южного берега с центром в Ялте), для Феодосии, Керчи, Севастополя. Разработчики проекта СЭЗ на Южном берегу, например, утверждают, что даже при имеющемся коечном фонде здравницы Крыма в состоянии принимать ежегодно до 10 миллионов отдыхающих, а приблизительная емкость рынка санаторно-курортных и рекреационных услуг на полуострове оценивается в 5 миллиардов долларов в год.

В Крыму, конечно, много иных проблем, которые нам не удалось упомянуть, - экологических, технических, финансовых, управленческих, правовых, культурных. Но курорт с почти 200-летней историей (Сакские грязелечебницы в этом году отметили свое 170-летие, не говоря уже о том, что местные минеральные грязи применяют с лечебными целями, как свидетельствуют историки, уже больше тысячи лет) должен с ними справиться. Должен, ибо его конкуренты в мире ставят перед собой цели куда более значительные. Например, мировая пресса всерьез обсуждает проект строительства гостиницы на Луне, в котором не прочь принять участие компания «Хилтон-интернешнл» и японские корпорации, а англичане уже разработали проект самой высокой во Вселенной гостиницы в 325 метров. В Крыму это восприняли как вызов, хотя более актуальной остается тривиальная проблема достройки второй очереди тургостиницы «Ялта», четырехзвездочной гостиницы в Симферополе и других долгостроев, для которых элементарно нет денег…