Взгляд из Сити
Алексей СКОФЕНКО, доктор экономических наук (Лондон)
Уверен, что многих из посетителей столичной Бессарабки или, скажем, Владимирского рынка увлекал метод познания посредством аналогии. Крылатой стала и фраза о том, что нужен рынок, а у нас базар.
Между тем, как его ни называй, а если есть товар и продавцы с покупателями, вольные поступать как им заблагорассудится, - это оно. И если продавцы не только на базаре, то и рынок выходит за его пределы, оставаясь по сути тем же.
Важной чертой хорошего рынка является множество продавцов. Тогда они вынуждены конкурировать между собой, бороться за покупателя, где наиболее эффективный метод - снижение цены и затрат на производство. Интересный вариант, когда везде мы видим одного и того же продавца (пусть его даже зовут «государство»), не ведет к эффективности. Он может иметь преимущества только при условии, что государство ограничивается меньшей нормой прибыли, чем частные лица. В другой модели государство не стремится само производить и продавать, а только умеряет аппетит своих продавцов, поддерживая конкуренцию и создавая свободные и равные условия. А для того, чтобы каждый мог торговать, чем он хочет, он должен иметь возможность покупать и все необходимое для производства этого или, если у него денег побольше, - сразу само производство. Вот тут-то мы и выходим на рынок компаний.
Товар главного рынка в мире
Итак, читатель уже догадался, что за рынок имеется в виду. Самый дорогой рынок в мире - рынок компаний. Действительно, компании вполне свободно продаются и, соответственно, являются товаром. Ну, и почем же такой товар? Бывает по-разному. Бывает, что банк со всемирной репутацией, создававшейся лет триста, покупают за 1 фунт стерлингов, но бывает и... Кстати, сколько читатель думает стоит самый дорогой товар в мире? Или, другими словами, сколько стоит самая дорогая штука, которую можно купить за деньги, поскольку она выставлена на продажу? Ответ: 135 миллиардов долларов. Что за штука такая? «Ниппон Тэлэграф энд Тэлэфон». Просим любить и жаловать - самая дорогая в мире компания.
Многие, включая автора, о такой и не слыхали никогда. Другое дело «Амэрикэн Тэлэграф энд Тэлэфон». Только четвертое место в мире - 101,4 млрд. долл. Уступает «Дженерал Электрик» - 106,4 млрд. долл. и «Ройал Датч Шэлл» - 102,8 млрд. долл. Любимые многими «Кока-Кола» и «Филипп Моррис» занимают соответственно 6-е и 8-е места. Выпуская нечто вполне эфемерное с весьма сомнительной полезностью для организма, эти передовики производства оставили позади «Тойоту», которая идет следом, стоя 70,3 млрд. долл. Это, тем не менее, больше, чем «Дженерал Моторс» (46-е место) и «Форд» (50-е место), вместе взятые.
В целом в «табели о рангах» много курьезов. Ну, например, «Уолт Дисней» (53-е место) и «Макдоналдс» (57-е) стоят дороже самого большого банка США «Ситикорп», «Боинг» (85-е место) лишь чуть-чуть опережает «Жиллетт» (87-е место). В конце первой сотни - знакомый «Крайслер» (99-е место), он стоит всего 19,7 млрд. долл.
Как и следовало ожидать, американских компаний в числе наиболее дорогих - большинство. Хотя пятьдесят, то есть ровно половина - это уже чересчур. Европа выглядит достаточно сиротливо, здесь убедительно выступают разве что швейцарцы. Япония могла бы показать и большую цифру, если бы не 7-процентный спад на ее рынке ценных бумаг к октябрю прошлого года, по состоянию на который относятся используемые нами сводные данные.
Несколько слов о методе расчета. Все примитивно просто: количество акций компании умножается на их рыночную стоимость. Активы, объем производства и т.п. никого не интересуют. Интересует возврат на капитал, вложенный в ту или иную компанию. Абсолютно так же, как с банковскими процентами. Только возврат состоит из двух частей: дивидендов - части прибыли, выплачиваемой акционерам, и изменения курсовой цены акций. Чем выше ожидаемые в будущем дивиденды, тем выше курсовая стоимость. В принципе, дивидендов может и не быть, но важно, чтобы была прибыль, пусть даже пошедшая на модернизацию или расширение производства.
Структура
Приятное ощущение ежедневного соприкосновения с «капитанами» мировой экономики то ли посредством сопереживания Джерри, отчаянно оболванивающему Тома, то ли просто приветствия водителя «Тойоты», пропускающего вас на переходе прямо под колеса лихому «Форду», может ввести в заблуждение, что именно производители товаров народного потребления доминируют в сотне лучших из лучших. Реальность, однако, ставит на первое место финансовые учреждения, а вслед за ними - тех, кто занимается химией. Более подробно результаты секторного анализа для наиболее крупных компаний мира представлены в таблице.
Сектор Кол-во компаний
Финансовые учреждения 20
Химия 17
Телекоммуникации и связь 14
Электрооборудование 8
Компьютеры и программы 5
Нефть 5
Автомобили 5
Продукты питания и напитки 5
Электроснабжение 3
Страхование 3
Как видно, банки свое дело знают. Особенно японские, шесть из которых входят в двадцатку самых мощных мировых корпораций. Явный сдвиг в структуре в последнее время произошел за счет бурного роста в области компьютеризации, что привело к скачку «Микрософт» с 13-го на 7-е место и «Интел» с 26-го на 8-е. Кроме пяти чисто компьютерных компаний, многие из тех, кто занимается электрооборудованием, также выпускают компьютеры, да и телекоммуникационный сектор тесно связан с этой сферой. В любом случае, направление информатики явно наиболее представительное. А в целом ощущается доминирование на мировом рынке финансовых учреждений и компаний, связанных с высокими технологиями (химия в том числе). Это можно воспринимать как ориентир в структурной политике в защиту высокотехнологичных производств.
Успехи и неудачи
Теоретически ясно, что капитализация на рынке той или иной компании зависит от ее прибыльности. В реальности, однако, важную роль играет и субъективность инвесторов, отдающих предпочтение тем или другим акциям в зависимости от предчувствия изменений в их курсах. Так, огромное суммарное увеличение стоимости американских компаний связано с общим «бычьим» настроением на Уолл стрит, где весь год продолжался рост курсов (в общем виде представляемый индексом Доу Джонса) в надежде на дальнейший рост. За это время «Дженерал Электрик» поправился на 24 млрд. долл., или почти на 30%, а «Амэрикэн Тэлэграф энд Тэлэфон» еще больше - на 28 млрд. Успех гигантов можно объяснить общим инвестиционным климатом, в котором модно вкладывать в акции, а не в облигации, недвижимость или просто держать на банковских счетах. А как же не быть в моде, если за год индекс Доу Джонса вырос на 26%.
Однако, есть и подлинные победители капиталистического соревнования - заработавшие свои миллиарды благодаря поставке на рынок чего-то нового и нужного другим. Одним из наиболее ярких экземпляров здесь выступает «Микрон Тэкнолоджи», производящий микросхемы настолько удачно, что ей удалось за год выйти на 68-е место в США ниоткуда, то есть из-за пределов 500 лучших. Тому, кого не впечатляет 68-е место в американском бизнесе, напомним, что небезызвестный «Ксерокс» - это 76-е место в Америке.
Приоритет высокотехнологичной сферы демонстрирует и удельные показатели капитализации в расчете на одного сотрудника. Так, если в традиционном автомобилестроительном секторе на одного сотрудника «Дженерал Моторс», упавшей с 11-го места на 25-е (в США), приходится 47 тыс. долларов, то у делающей оборудование для компьютерных сетей «Сиско Системс» на одну, очевидно, голову приходится 8,6 млн. Здесь 2443 человека создают годовую прибыль в 315 млн. долл., но рынок оценивает эту компанию в 21 млрд., предвкушая, по-видимому, ее баснословный рост на основе роста всего «сетевого» сектора информатики, где, похоже, персонализация уже заканчивается. Раз кто-то перескакивал вверх, кому-то суждено было спрыгивать. «Доу Кемикл», например, опустилась с 33-го места (США) на 52-е при том, что почти в полтора раза увеличила прибыль.
В Японии примечателен подъем «Хонды» с 40-го места в стране на 34-е при спуске «Ниссан» с 25-го на 30-е при стабильном положении «Тойоты» на 2-м. Места любимых производителей бытовой телерадиоаппаратуры на рынке таковы: «Хитачи» - 12-е, «Мацусита» - 13-е, «Тошиба» - 21-е, «Сони» - 28-е, «Шарп» - 41-е.
Европейский рынок, где бесспорным победителем в командном зачете выступает Швейцария, развивался, можно сказать, как попало. При общем росте за год на 10,3% в Швеции наблюдался рост в 33,8%, в Финляндии он составил почти 30%, а в Австрии упал на 10%. Неудивительно, что шведский «Эрикссон» поднялся в цене с 52-го места в Европе на 17-е, а финская «Нокия» со 128-го на 20-е. Последнее все же поразительно, хоть и из мира коммуникаций. В первой европейской десятке, возглавляемой «Ройал Датч Шелл», наиболее заметны перемещения «Сандоз», швейцарского производителя лекарств, с 18-го места на 10-е и падение «Бритиш Телеком» с 3-го на 7-е как следствие демонополизации средств связи, проводимой английским правительством. Из меньших компаний, но сделавших большой прыжок вверх, выделяется многострадальный «Евро Дисней», поднявшийся с 490-го места на 175-е. В противовес ему рекордное падение постигло «Евротоннель» - на 306 мест - со 179-го на 485-е.
Заканчивая этот краткий обзор итогов капсоревнования, хочется выразить надежду на то, что «Евротоннель», воплотивший мечту, выйдет на достойное место в начале следующего тысячелетия, в период, когда столь же достойные места начнут занимать и компании стран из-за бывшего «железного занавеса».