Ялта остается винодельческим центром СНГ -
так считают крупнейшие специалисты отрасли...
На прошлой неделе в институте «Магарач» (Ялта) под эгидой Международной организации винограда и вина и Союза виноделов Крыма состоялся III Международный конкурс коньяков. К его особенностям следует отнести большее, чем раньше, количество конкурсной продукции - 92 образца с 21 предприятия семи стран СНГ...
По количеству образцов это ровно в два раза больше, чем было представлено на предыдущий конкурс. Учрежденный в нынешнем году впервые Супер-Гран-при присвоен старому коньяку «Порт-Петровск» Дербентского завода. Кубки Гран-при получили коньяки «Президент» (Бельцы, Молдова), «Московский юбилейный» Кизлярского завода, «Спарапет» из Еревана, «Тангули» грузинского акционерного общества «Энисели». Многие ереванские, молдавские, грузинские, российские, узбекские, украинские (Одесса и Крым) коньяки награждены золотыми медалями. Всего на конкурсе вручено 84 медали, в том числе 28 золотых. Однако не в этом основное значение конкурса...
Коньяк - это, как считают, «классика, выдержка и умеренность». С 1865 года - начала производства коньяка в Российской империи известным промышленником Георгием Болквадзе в Кутаиси - на восточно-евроазиатском пространстве оно развивалось в единых экономических и технологических условиях, имеет общие традиции. В 1878 году, всего лишь спустя 13 лет после зарождения производства, «Кавказский натуральный коньяк» Болквадзе на Всемирной выставке в Париже получил высшую награду. Видимо, сказались не только учеба Болквадзе в Греции и Константинополе, но и местные традиции, ведь прототипы коньяка - «аква вита» в дубовых бочках - известны в Крыму и на Кавказе еще из хроник 1386 года, которые рассказывают о закупках их генуэзскими купцами.
Сегодня виноделы Украины, Молдавии, России, Армении, Грузии, Узбекистана, Киргизии, съехавшиеся на конкурс в Ялту, оказались в разных условиях и для них очень важно найти пути сотрудничества не только с целью сохранения и передачи опыта, но и с целью развития уникального производства - освоения конкуренции, поиска рынков сырья и сбыта. Один из механизмов уже при открытии конкурса был предложен президентом Союза виноделов Крыма профессором Г.Валуйко - создание общего творческого Союза. Но это не исчерпывает проблему, и в ходе конкурса были проведены не только экспертные дегустации, но и «круглый стол» по болевым точкам развития отрасли. Речь шла о том, как в условиях сокращающейся сырьевой базы сохранять и даже расширять качественное коньячное производство.
В Украине, например, для этого нашли способы даже в нынешних сложных экономических условиях. Известно, что оборотные средства винодельческих предприятий очень ограничены, они не могут закупить большое количество спирта и заложить его на коньячную выдержку, то есть отвлечь большие средства на несколько лет. Поэтому Президент Украины недавно подписал указ об отмене ввозной пошлины на коньячный спирт и многие предприятия уже взяли кредиты, чтобы закупить выдержанные коньячные спирты в других странах - Италии, Испании, Болгарии и т.д. Эту продукцию нужно будет только доработать, и государство может рассчитывать на значительную сумму - до 200 миллионов гривен акцизных платежей в год. Интересен опыт молдавских производителей коньяка, которые разработали технологию сочетания виноградных, хлебных и яблочных спиртов для приготовления бренди. Речь в данном случае идет, правда, не о фирменных, а о массовых напитках.
Украинским коньякам, к сожалению, как по выдержке, так и по качеству, до армянских и грузинских далеко. Грузинское АО «Энисели», например, сейчас выпускает такие уникальные коньяки, как «Юбилейный» из спиртов прошлого века, а также коньяки 70-, 50-, 40-летней выдержки, коньяк «Очень старый» из спирта 1901 года. В Украине хотя и есть специалисты мирового уровня - не стану перечислять, чтобы никого не обидеть! - но нет ресурсов: деды нынешних внуков не заложили сто лет назад спирты на выдержку, да и война многое развеяла. Но не думать о будущем, о завтрашних поколениях производителей коньяка и виноделов, о завтрашних потребителях, о будущих нуждах государства - было бы преступлением…
Завершившийся конкурс показал, что именно Ялта, ее институт винограда и вина «Магарач» продолжают оставаться научно-практическим центром работы на перспективу в коньячной и виноградовинодельческой отрасли не только Украины, но и всего СНГ. Не зря сюда были приглашены также генеральный директор французской фирмы «Лако-Альфатек» Г. Арпентин, представитель португальской фирмы-производителя пробки в Москве Э. Васич.
В Ялте шла речь и о защите от фальсификации продукции. Франция применяет для этого в первую очередь методику количественного контроля, когда «лишняя» на рынке продукция сразу же обнаруживается, а в наших странах приходится применять особые этикетки, эксклюзивные бутылки, сверхнадежную укупорку. Раздел конкурса «Оформление продукции» был и новым, и оригинальным - он показал, что на стыке виноделия, упаковки и торговли есть большой простор для развития дизайнерского искусства.