Пятое по счету собрание банков-учредителей Украинской межбанковской валютной биржи не случайно совпало с окончанием ремонта в новоприобретенном здании. И не просто здании - можно сказать, законном наследстве: до 1997 года там находился Контрактовый дом и Киевская товарная биржа. Теперь желто-белый дворец в псевдоклассическом стиле должен внушать подольским аборигенам мысли о чем-то хорошем… Может, о красоте денежных знаков?
«Клуб любителей итальянской оперы»
Впрочем, вереницы престижных машин у парадного подъезда не вызывали у спешащих к метро киевлян особого интереса. Лишь посвященные могли оценить участников тусовки по достоинству: здесь в прошлую пятницу собиралась вся финансовая элита Украины - денежные воротилы, в действительности ворочающие крупными не мешками, а лишь электронными суммами. Съезжались преимущественно миллионеры и миллионерши, если учесть, что в Украине скоро почти не останется банков с уставными фондами менее 1 млн. экю.
Говорят, что деньги не любят суеты, а большие деньги не любят ее еще больше. На свою тусовку банкиры собирались чинно и даже вальяжно. В таком же одобрительно-степенном тоне проходило и само собрание - недаром один из выступавших сравнил его с партийным форумом республиканского масштаба. Это сравнение приходило на память еще и потому, что в президиуме был в наличии «полный иконостас» передовиков капиталистического соревнования во главе с бессменным председателем биржевого комитета УМВБ Вадимом Гетьманом и председателем Национального банка Виктором Ющенко (вряд ли кто возьмется определить, кто из них главнее). Вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко (во времена руководства Приватбанком, говорят, любивший поиграть на разнице курсов), сохранял приличествующую его должности серьезность и, не дождавшись окончания собрания, ушел с решительностью римского центуриона, так и не сказав ни слова с трибуны. А вот председатель Госкомиссии по ценным бумагам Олег Мозговой (говорят, постоянно ссорящийся с УМВБ), наоборот, был очень улыбчивым…
Мне банкирская тусовка показалась чем-то средним между английским клубом прошлого века и съездом любителей итальянской оперы из полузабытого фильма «В джазе только девушки». Вообще-то УМВБ - это действительно в чем-то клуб по интересам, где один из важнейших - интерес к деланию денег. Обороты Межбанковской валютной биржи особенно впечатляют, если сравнить ее с Украинской фондовой, которая появилась на отечественном финансовом рынке значительно раньше и под которую принимали специальный закон. Но именно УМВБ стала, по словам Виктора Ющенко, одним из главных инструментов, через которые Национальный банк успешно влиял на стабильность гривни.
1997 год оказался для валютного рынка Украины более «урожайным», нежели год предыдущий, во многом благодаря привлекательности украинских ОВГЗ. Объемы купли-продажи валюты на всех его сегментах увеличились почти в два раза и составили более 32,4 млрд. долл. (сумма рекордная). Только на УМВБ было продано более 3,01 млрд. долл. США, 128,2 млн. немецких марок, около 481 млн. деноминированных российских рублей, более 15,1 млн. французских франков, 2,5 млн. английских фунтов стерлингов, более 1,7 млрд. итальянских лир… Доходы биржи от основной деятельности и внереализационные доходы составили в 1997 году более 17 млн. грн., что по сравнению с предыдущим годом составляет 79%. Консолидированная прибыль, полученная УМВБ, оценивается более чем в 9,9 млн. грн. (снижение по сравнению с 1996-м почти на 40%).
На протяжении прошлого года в торгах УМВБ по американскому доллару принимало участие 77 банков. На долю восьми из них - НБУ, Проминвестбанка, Первого украинского международного, Укрэксимбанка, Приватбанка, «Сосьете Женераль-Украина», ВАбанка и «Клирингового дома» - пришлось 80% общего объема торгов. Проминвестбанк в прошлом году на УМВБ наиболее часто продавал доллары и провел в целом 129 торговых сессий. Любопытно, что около 91% от общего объема проданных на бирже долларов приходится на долю шести банков-продавцов, среди которых опять-таки НБУ, Проминвестбанк, ПУМБ, Укрэксимбанк...
В роли покупателя валюты наиболее часто выступал банк «Згода», который участвовал в 152 торговых сессиях, но погоды, естественно, не делал. Потому что погоду у нас заказывают в основном восемь банков - НБУ, Приватбанк, ПУМБ, ВАбанк, «Аваль», «Украина», «Сосьете Женераль-Украина» и Югтокобанк: в прошлом году они приобрели на УМВБ 73,5% от общего объема купленных долларов.
«А наш листинг - лучше»
За 1997 год на фондовой площадке УМВБ было продано гособлигаций внутреннего займа всего на 326,2 млн. грн., что по сравнению с размещениями этих ценных бумаг на первичном рынке является объемом очень и очень незначительным. Правда, несколько подрос выторг корпоративными ценными бумагами: на фондовых площадках УМВБ в Киеве, Львове, Днепропетровске, где Фонд госимущества продает акции приватизируемых предприятий, объем продаж достиг почти
10 млн. грн. (а за три месяца 1998-го - почти 20 млн. грн.).
Как отметил в своем выступлении Виктор Ющенко, основной задачей УМВБ в нынешнем году будет не столько совершенствование механизма влияния на курсовую политику, сколько развитие фондового рынка страны. И это очень правильно - ввиду общеизвестного плачевного состояния рынка ОВГЗ. На повестке дня биржи - организация на фондовой площадке вторичного рынка акций украинских эмитентов. Для этого уже разработаны «Правила листинга (допуска) ценных бумаг к обращению на УМВБ», а сам листинг уже прошли несколько открытых АО, среди которых Западно-Украинский коммерческий банк.
По словам директора УМВБ Олега Андронова, значительная часть украинских банков создана в форме открытых акционерных обществ, поэтому они имеют возможность проходить процедуру листинга и принимать участие в формировании фондового индекса УМВБ. Далекоидущие планы состоят в том, что акции украинских предприятий (и банков в том числе) будут покупаться нерезидентами, а следовательно, портфельные инвестиции пойдут в Украину если не рекой, то хотя бы в режиме капельного вливания…
Среди других перспективных планов биржи - организация новой секции торговли банковскими металлами (золото, платина, серебро). Предполагается, что на УМВБ будет осуществляться традиционная для бирж оптовая торговля ими - с игрой на курсах, когда не Нацбанк, а соотношение спроса и предложения определяют цену тройской унции золота. В коммерческих же банках будет налажена розничная торговля металлами - для корпоративных и прочих покупателей. НБУ уже разрабатывает условия получения лицензии для банков - будущих участников этой торговой площадки…
Естественно, основой для решения этих и других задач является принцип соблюдения корпоративных интересов учредителей УМВБ, в народе более известный как «один за всех». Это при том, что деньги по природе своей конфликтны, и, как мы можем догадываться, не все так гладко в королевстве УМВБ. Но все же разногласия здесь умеют улаживать мирно, не давая недоброжелателям пищи для пересудов. Тот же Вадим Гетьман услышал критику лишь в намеках (с точки зрения журналистов) и поблагодарил за нее. Буквально на следующий день невысказанные претензии возымели действие. Стало известно, что «Клиринговый дом», по мнению ряда банков, грешивший завышением расценок на обслуживание участников валютных торгов УМВБ, будет преобразован из закрытого акционерного общества в открытое, что позволит более полно учитывать интересы хотя бы основных банков, работающих на валютном рынке. Уже готовятся документы для регистрации нового АО. Вот так-то.