Несмотря на финансовый кризис в России, некоторые украинские эксперты считают, что он не особенно отразится на отечественном экспорте в РФ. Несомненно, объемы вывоза продукции сократятся, однако останутся на уровне первого полугодия и даже могут несколько возрасти, считает начальник управления двустороннего экономического сотрудничества с Россией, Белоруссией и Молдовой Министерства внешэкономсвязей и торговли Владимир Шевченко.
Кажущееся противоречие связано с тем, что объемы внешней торговли в первом полугодии традиционно ниже, чем во втором. То есть выход на уровень внешнеторгового оборота товарами, услугами и работами января-июня - 6,456 миллиарда долларов - не выглядит недостижимой мечтой. По словам В.Шевченко, экспорт услуг, который в первую очередь состоит из платы за транзит по нефте-, газо- и аммиакопроводам, должен сохраниться на прежнем уровне. Что ни много ни мало, а 41,8 процента общего объема экспорта, или 1099 миллионов. Также традиционно во второй половине года РФ начинает закупать украинское продовольствие. Учитывая, что этот сезон был не из лучших для российских селян, то сохранить уровень экспорта первого полугодия - 227 миллионов - не представляется архисложной задачей.
Кроме того, нельзя забывать и о сахаре. Напомним, что в соответствии с украино-российскими договоренностями в течение этого года Москва обещала закупить 600 тысяч тонн без обложения таможенной пошлиной. С января не было приобретено ни одной тонны. Однако, считает начальник управления, поставки могут начаться уже в октябре.
Вообще ожидается, что финансовый кризис в России затронет все товарные группы украинского экспорта более-менее пропорционально. Если в первом полугодии металлургия имела 15,9% от общего объема экспорта, машиностроение - 15,8%, а химия - 9,8% (услуги и продовольствие - 41,8 и 8,6 процента соответственно), то и во втором полугодии особых изменений не предвидится.
Дальнейшего падения вывоза отечественных товаров и услуг в Россию эксперты уже не прогнозируют. Дело в том, что оборот между нашими странами сократился в первом полугодии на 16,3 процента по сравнению с январем-июнем 1997-го. Причем экспорт упал до 2,630 миллиарда долларов, или на 21,2 процента. То есть взаимный товарооборот находится либо на дне, либо на расстоянии считанных метров от него. Столь существенное сокращение закупки россиянами наших товаров объясняется целым рядом факторов. Одним из важнейших, конечно, выступает одностороннее введение Москвой импортного НДС на украинские товары с 1 сентября 1996 года. И хотя оно было отменено в текущем году, вернуть потерянные рынки крайне сложно.
Откровенно говоря, ответственность за снижение объемов торговли нельзя полностью переложить на плечи россиян. Высокая себестоимость украинской продукции и снижение объемов производства товаров традиционного отечественного экспорта (например, мяса и изделий из него) также внесли свою «лепту».
Сложности во взаимной торговле между нашими странами существуют достаточно давно. Достаточно вспомнить расхожий два года назад термин «торговая война», который вошел в обиход с подачи украинского Президента. Поэтому неудивительно, что отечественный бизнес понемногу начал уходить «геть від Москви». По словам начальника экономического управления МВЭСторга Александра Пешкова, в экспорте Украины наблюдается устойчивая тенденция переориентации с рынков стран СНГ. Вывоз товаров и услуг в другие страны в январе-июне вырос на 4,8 процента и составил 4,007 миллиарда. Рост экспорта пришелся практически на все континенты. Украина вывезла в страны Европы товаров и услуг на сумму $2,359 млрд. (рост 10,9%), Америки - $522 млн. (47,9%), Африки - $262 млн. (36,5%). И это еще не все. Фактором, компенсирующим отрицательное сальдо в торговле с РФ, стало увеличение объемов закупки отечественных товаров рядом стран СНГ: азербайджанский импорт вырос на 17,8%, армянский - на 2,3%, казахстанский - на 26,1%, киргизский - на 3,3%, туркменистанский - на 46,7%.
Столь быстрая переориентация положительно сказалась на внешнеторговом балансе Украины. Положительное сальдо по итогам полугодия составило 383 миллиона (минус 153 миллиона в январе-июне 1997 года). Этот запас прочности и перспективы внешней торговли во втором полугодии дают основания прогнозировать положительное сальдо по итогам года, считает А.Пешков.