UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КРИВОРОЖСТАЛЬ»: ЧТО И КАК ПРОИЗОШЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

В предыдущем выпуске «Зеркала недели» была опубликована статья Оксаны Мельниковой с ее версией происшедшего в середине июля на крупнейшем отечественном меткомбинате «Криворожсталь»...

В предыдущем выпуске «Зеркала недели» была опубликована статья Оксаны Мельниковой с ее версией происшедшего в середине июля на крупнейшем отечественном меткомбинате «Криворожсталь».

Сегодня редакция «ЗН» предлагает читателям материал Оксаны МЕЛЬНИК, начальника отдела по связям со СМИ комбината «Криворожсталь» (не имеющей никакого отношения к предыдущему материалу, несмотря на совпадение имени и созвучность фамилии) с ее рассказом о случившемся. Надеемся, что это внесет ясность в сложившуюся ситуацию.

Криворожский государственный горно-металлургический комбинат «Криворожсталь» — единственное в Украине предприятие горно-металлургического комплекса со стопроцентным госкапиталом. Брэнд «Криворожстали» известен в стране и за ее пределами: металлопрокат, изготовленный на этом комбинате, отвечает требованиям международных стандартов и экспортируется почти в 100 стран. «Криворожсталь» работает рентабельно, а большую часть прибыли вкладывает в развитие производства, его техническое перевооружение, направленное на дальнейшее улучшение качества продукции, сокращение затрат и экологические программы, что способствует уменьшению отрицательного воздействия на окружающую среду.

За последние три года выполнены капитальные ремонты с реконструкцией четырех доменных печей, нескольких конвертеров и прокатных станов, ведется масштабное обновление в шахтоуправлении по подземной добыче руды, на горно-обогатительном комплексе, в коксохимическом производстве. В прошлом году на эти цели было израсходовано 770 млн. грн., в этом планируется еще больше — 950 млн. грн. В мае текущего года начался капитальный ремонт 9-й доменной печи — самой большой на комбинате и в Украине, стоимость которого обойдется почти в 300 млн. грн.

Такой ремонт — нелегкое испытание для всех служб и подрядчиков «Криворожстали», задействованных в нем, прежде всего в силу масштабности работ. Менеджмент комбината во главе с генеральным директором «Криворожстали» Анатолием Сокуренко делает все возможное, чтобы работы выполнялись согласно графику, а проблемные вопросы, если таковые возникают, решались строго в соответствии с нормами и правилами, действующими на предприятии и в отрасли. Особое внимание уделяется технике безопасности труда.

Вот почему, когда при разборке лещади 9-й печи (это внутренняя нижняя часть печи) в ходе круглосуточного дозиметрического контроля было обнаружено радиационное загрязнение, работы здесь приостановили, а людей вывели из опасной зоны.

Согласно приказу генерального директора А.Сокуренко от 9 июля, для того чтобы установить причину радиационного загрязнения и принять соответствующее решение, на комбинате была создана комиссия под председательством технического директора—главного инженера Владимира Шеремета.

«Дирекция комбината проинформировала о выводах, сделанных этой комиссией, облгосадминистрацию, Минпромполитики, природоохранного прокурора и главного санитарного врача Кривого Рога, начальника управления по вопросам ЧС и ГЗН Кривого Рога, других должностных лиц, как и положено в таких случаях, — говорит Владимир Шеремет. — С их участием специалистами Укргособъединения «Радон» был разработан план безотлагательного проведения работ по разборке радиоактивно загрязненного материала лещади ДП-9. В дальнейшем все работы по извлечению загрязненных блоков выполнялись сотрудниками ООО «Домнасервис» под контролем и строго согласно рекомендациям городской санитарно-эпидемиологической станции и отдела по вопросам ЧС и ГЗН Дзержинского района Кривого Рога. Все люди, задействованные в этих работах, были добровольцами (о чем свидетельствуют их расписки) и, согласно предписаниям врачей, все — старше 30 лет. Они прошли специальное медицинское обследование, после которого им дали разрешение работать во вредных условиях. Соответственно оплата труда была повышена, а потому было немало желающих выполнить эту работу. Ни один человек в ходе выполнения этих работ не пострадал и не заболел.

Был также разработан план по безопасной сортировке и переработке загрязненных графитированных блоков лещади доменной печи №9. Уже к 16 июля все такие блоки были извлечены из домны и вывезены на специально отведенный для этого участок бывшего копрового цеха №2. С 29 июля специалисты «Радона» начали их сортировку. С 17 июля работы на лещади ДП-9 продолжаются в обычном режиме. Отмечу, что этот инцидент на локальном участке не повлиял на график ремонта печи в целом».

Чтобы не осталось никаких неясностей, я попросила прокомментировать ситуацию на лещади ДП-9 нескольких специалистов.

Вот что рассказал Александр Куприянов, начальник нормативно-методического отдела «Радона» (Киев):

— В 1989 году в ходе капремонта 1-го разряда 9-й доменной печи «Криворожстали» при кладке футеровки лещади для контроля ее состояния (выработки) были установлены четыре радионуклидных источника различной мощности. Надо отметить, что подобное применение промышленных изотопов в те годы считалось довольно эффективным и потому было распространено в доменном производстве — практически на всех печах металлургических предприятий СССР, включая и печи ДЦ-1 «Криворожстали». В период эксплуатации ДП-9 специалистами лаборатории радиоактивных изотопов и радиационной автоматики комбината постоянно контролировался радиометрический фон продуктов плавки. До остановки печи на капремонт 1-го разряда в мае нынешнего года он не превышал нормы.

В начале июля при разработке лещади был зафиксирован факт технологического загрязнения ее графитированных блоков радионуклидами выше допустимых уровней, и поэтому работы здесь были временно приостановлены.

Расследование, проведенное спецкомиссией, показало, что два из установленных радионуклидных источника при эксплуатации печи расплавились и вышли из нее с продуктами плавки, ассимилировавшись в них в безопасных концентрациях (как я уже упоминал, до начала ремонта, повышенного радиоактивного фона не наблюдалось). Но два других источника, по мере выработки лещади, расплавились и опустились вниз, что и привело к радионуклидному загрязнению графитированных блоков.

16 июля демонтаж загрязненных блоков был закончен. Хочу подчеркнуть, что дозы, полученные людьми в процессе разборки лещади, не превысили предела, установленного «Нормами радиационной безопасности Украины». Они были не больше, чем, скажем, те, что получает человек, когда проходит рентгенографию. Тем не менее, для дополнительной оценки состояния здоровья все работники ООО «Домнасервис», трудившиеся на разборке загрязненного участка лещади, были обследованы на установке «СКРИНЕР-ЗМ», предназначенной для определения содержания радионуклидов в организме человека. Эту работу провели специалисты Украинского гособъединения «Радон», прибывшие на «Криворожсталь».

К сказанному остается добавить, что с 17 июля радиационная обстановка на ДП-9 полностью нормализовалась.

Александр Летучий, директор Харьковского спецкомбината Укргособъединения «Радон» (руководит специалистами, которые сейчас сортируют блоки):

— Сортировку блоков производят лучшие специалисты категории «А» «Радона». 8 из 10 человек — это представители Харьковского спецкомбината нашего объединения и по одному — из Днепропетровского и Донецкого спецкомбинатов. Разработана технология сортировки блоков. Площадка, где они находятся, оборудована согласно санитарным нормам. После изучения степени и характера загрязнения (работы ведутся с 21 июля), будет сделано заключение. Возможно, загрязнение окажется незначительным, и все блоки снова пойдут в дело. Как специалист, могу сказать, что если 20 лет не сидеть на самом загрязненном из этих блоков — вреда здоровью человека он не принесет.

Александр Кретинин, директор научно-технического центра комплексного обращения с радиоактивными отходами, веществами и источниками ионизирующего излучения:

— Нашему НТЦ поручено разработать технологию обработки загрязненных материалов, если таковые будут выявлены, чтобы найти возможность повторно использовать их в технологическом процессе. Все необходимые документы мы сможем подготовить к ноябрю, возможно, раньше. Просто есть анализы, для выполнения которых необходимо время. На сегодня есть два варианта решения данной задачи. Не исключено, что повторно будут использоваться все блоки. Если выявят такие, которые надо будет отнести к отходам, они будут захоронены. Но сейчас об отходах речь не идет. Потому что все это было в технологии, и скорее всего, в технологию и вернется. Угрозы для жизни и здоровья людей эти блоки не представляют. Для экологии тоже.

Александр Собко, старший госинспектор, начальник Криворожской региональной государственной экологической инспекции:

— В прошлом году комбинат «Криворожсталь» получил лицензию на право использования источников ионизирующего излучения и работает строго соблюдая условия этого документа. В данном случае на предприятии действовали так, как предписывает лицензия. А именно: согласно особым условиям, изложенным в п.3, в течение часа проинформировали о возникшей ситуации и в течение трех дней предоставили письменный отчет о ее причинах, принятых мерах и предлагаемых действиях для устранения проблемы. Представители госуправления Днепропетровской области и региональной инспекции были приглашены на ряд совещаний и комиссионное обследование. Нарушений природоохранного законодательства при разборе лещади доменной печи, транспортировке, складировании и сортировке графитированных блоков не выявлено, о чем свидетельствует заключительный акт, подписанный членами комиссии. В настоящее время все работы ведутся в рамках законодательства и нормативных документов, определяющих условия проведения подобных видов ремонтов.

Сергей Жупинас, начальник управления по вопросам ЧС и ГЗН Кривого Рога:

— Согласно приказу гендиректора комбината, 9 июля работы на лещади были прекращены и создана комиссия для выяснения причин загрязнения графитированных блоков. Основу этой комиссии составляла постоянно действующая комиссия техногенной безопасности «Криворожстали». В ее состав вошли и специалисты радиологической лаборатории комбината, городской СЭС, экологической инспекции и управления по вопросам ЧС и ГЗН Кривого Рога. Оперативно были приняты все возможные меры, чтобы в рамках законодательства и без ущерба здоровью людей организовать разборку лещади печи. Есть заключение руководителя работ по локализации этих блоков: на 16 июля они были уже извлечены и отправлены на спецплощадку. Сейчас они находятся в думпкарах, и каждый вагон по очереди разбирают специалисты. Определены три уровня их готовности: чистые блоки, ограниченно чистые и имеющие радиоактивное излучение. Речь о том, что какие-то из этих блоков можно отнести к категории радиоактивных отходов, пока не идет. Возможно, таких и не будет выявлено. Площадка, на которой находятся извлеченные блоки, специально оборудована со всеми мерами предосторожности, в том числе и для рабочего персонала. Она находится на территории комбината — в промышленной зоне и удалена от жилых районов города. Для сортировки блоков пригласили специалистов Харьковского, Донецкого и Днепропетровского спецкомбинатов «Радон». Это единственное в Украине предприятие, которое имеет право выполнять работы с радиоактивными веществами.

Хочу подчеркнуть: ситуация в целом контролируема, управляема.

Пострадавших, а тем более погибших при этом не было. Более того, по просьбе руководства комбината в горбольнице №2 обследованы 68 работников предприятия-подрядчика «Домнасервис», работавших на разборке лещади ДП-9. Получено заключение главврача А.Светловского о том, что ни у кого из обследованных никаких тревожных симптомов не выявлено, никто из них никаких жалоб не высказал. Кроме того, Киевский «Радон» предоставил «Криворожстали» аппарат для обследования людей, которые участвовали в работах на лещади ДП-9. Пострадавших не выявлено. На основании документов, которые мы сегодня имеем, могу со всей ответственностью утверждать, что этот случай на ДП-9 не классифицируется Министерством ЧС и ГЗН, городской СЭС как чрезвычайная ситуация или как авария — речь идет о нарушении технологического процесса, а это возможно, как я понимаю, на любом метпредприятии. Этот случай не представляет никакой угрозы для экологической ситуации Кривого Рога, Дзержинского района города и территории комбината. Тем более что «Криворожсталь» не жалеет денег на то, чтобы как можно скорее решить эту проблему.

Чтобы быть точным, скажу так: возникшую ситуацию на лещади ДП-9 можно назвать объектовым происшествием (от слова «объект»), так как дело касалось только комбината. И руководитель предприятия в связи с этим своевременно принял все меры.

Ирина Грузин, и. о. главного санитарного врача городской СЭС:

— После того как на лещади доменной печи № 9 была зафиксирована повышенная радиоактивность, дирекция комбината «Криворожсталь» тут же проинформировала об этом нашу службу. Завотделением радиационной гигиены Л.Федотов выехал на место, провел обследование, сделал замеры, на основании чего было вынесено постановление о приостановлении работ. После того как созданная на комбинате для расследования данного факта комиссия, в которой работал и представитель городской СЭС, установила причины и выдала соответствующие предписания для безопасного ведения работ, предприятие «Домнасервис» выделило людей старше 30 лет, которые прошли медобследование и под контролем дозиметристов «Криворожстали» работали на разборке лещади печи. Копии актов всех работ, всех приказов по комбинату, связанных с этим случаем, своевременно предоставлялись нам. Специалисты городской СЭС тоже периодически выезжали на место и контролировали ход работ.

Могу сказать, что эта ситуация не представляла опасности для здоровья и жизни людей в районе и городе, так как проводимые исследования показывали: на расстоянии уже двух метров никакого повышенного фона не было. Он локализовался только в районе лещади доменной печи.

Никакие замеры, в связи с этим случаем, в городе не проводились — в этом не было необходимости. Ведь исследования, проводимые на доменной печи и вокруг нее, не фиксировали повышения фона. Представитель городской СЭС участвовал в подписании заключительного акта, которым засвидетельствовано, что все работы выполнялись согласно существующим требованиям.