UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ ИЗ СТАМБУЛА В МОСКВУ

С видом на Николаев Мы уже привыкли к тому, что из морского «фронта» Украины поступает почти исключительно негативная информация...

Автор: Надежда Федотко

С видом на Николаев

Мы уже привыкли к тому, что из морского «фронта» Украины поступает почти исключительно негативная информация. Одно ЧМП, растерявшее корабли по всему свету, чего стоит! Ну как тут не засомневаться в морском будущем Украины? Но в том-то и дело, что факты последнего времени вызывают вполне понятный оптимизм.

Если еще несколько лет тому назад все три морские порты Николаева последовательно снижали переработку грузов, то в последнее время тенденция круто меняется. Налицо признаки оживления. За первое полугодие нынешнего года морской транспорт области оказался в числе наиболее благополучных отраслей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот грузов увеличился втрое. Специалисты прогнозируют, что это только начало возрождения былой мощи. Тем более, что недавнее событие засвидетельствовало: Николаев снова занимает свое место - своеобразной перевалочной базы по пути из Турции в Россию.

Не так давно кратчайшая линия из Стамбула в центр России проходила через Николаевский морской порт; именно здесь осуществлялась перевалка грузов с судов на железнодорожный транспорт. Вскоре после распада Союза вместо Николаева стали использоваться российские порты Азовского моря, Новороссийский морской порт и даже порты государств Балтии. Однако экономический интерес все же сказал свое веское слово. Его можно игнорировать несколько лет, но не всю жизнь: кратчайший путь есть кратчайший, он выгоден для всех участников. Это и стало основной причиной того, что к совместным действиям по возрождению бывшей транзитной линии «приложили» руку Николаевский морской порт, «Укрзалізниця», российская железнодорожная станция Кунцево-2.

И вот, наконец, в пятницу 24 июля по новой линии в Николаевский порт пришел первый контейнеровоз «Виталий Байнов», доставивший 50 специальных контейнеров. Они в кратчайшие сроки будут отправлены по железной дороге до Кунцева-2 и далее грузополучателям.

Чтобы возродить транзитную линию, надо было сделать много по линии Министерства транспорта Украины, силами облгосадминистрации, железнодорожников. В частности, следовало учесть, что транспортные линии не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. И когда «Укрзалізниця» в свое время повысила тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, это сразу же ударило по интересам морских портов, клиентов у которых, по причине завышенных требований железнодорожников, поубавилось. Открытие нынешней линии последовало сразу же после того, как «Укрзалізниця» снизила тарифы на грузоперевозки, и это не простое совпадение. В этих условиях вновь открытый транзит «Стамбул-Москва» стал крайне выгоден российским партнерам.

К открытию новой транспортной линии готовились не только докеры, которые озаботились переоборудованием причалов. «Укрзалізниця» побеспокоилась о том, чтобы приобрести 50 сорокафутовых контейнеров, перевозка которых в два раза экономичнее обычных. К тому же, железнодорожники составили такой график прохождения поездов с контейнерами, что они будут передвигаться с пассажирской скоростью, сократив нормативный срок прибытия в Москву вдвое. Без таких инициатив «Укрзалізниці» российские клиенты вряд ли бы согласились отказаться от услуг своих портов и дать возможность зарабатывать соседнему государству.

Важно и еще одно обстоятельство. Первое судно, которое открыло транзитную линию, принадлежит херсонской компании. И в дальнейшем грузы из Стамбула в Николаев будут доставлять суда Украины - таковы условия договора. А это значит, что вскоре появятся новые рабочие места… К тому же Стамбул - не конечная точка этой транзитной линии. Идет подготовка к тому, чтобы продолжить ее до средиземноморского порта Триест - города, который совсем недавно стал побратимом Николаева.