UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНЦЕРН «АЗОВМАШ»: БОРЬБА НА ДВА ФРОНТА НА ФОНЕ ВЫБОРОВ

В конце XIX века вблизи Мариуполя французскими и бельгийскими промышленниками были построены два металлургических завода - «Никополь» (1897 г.) и «Русский Провиданс» (1899 г.)...

Автор: Сергей Кораблев

В конце XIX века вблизи Мариуполя французскими и бельгийскими промышленниками были построены два металлургических завода - «Никополь» (1897 г.) и «Русский Провиданс» (1899 г.). После революции заводы были национализированы и объединены в один, который назывался «Мариупольские объединенные государственные металлургические заводы «А» и «Б». В 1924 году после смерти В.Ленина предприятию присвоено имя Ильича.

С 1943 года завод имени Ильича начинает лить броневую сталь для танков Т-34, а в марте 1945 года Государственный комитет обороны принял решение освоить на заводе производство железнодорожных цистерн для перевозки нефти и бензина. В августе того же года были отправлены первые 25 цистерн. К 1957 году было выпущено уже 50 000 цистерн. В 1958 году доля продукции машиностроения достигла 50%, поэтому машиностроительные цеха завода имени Ильича были выделены и на их базе создан Ждановский завод тяжелого машиностроения.

В 1976 году на базе головного завода, инженерно-технического центра и строительного комплекса создано производственное объединение «Ждановтяжмаш» (с 1989 года - «Азовмаш»).

Концерн «Азовмаш» - крупнейшее в Украине и одно из крупнейших в мире машиностроительных предприятий. Основные виды продукции - металлургическое оборудование, цистерны, вагоны, подъемно-транспортное оборудование, горнотранспортные комплексы. До недавнего времени «Азовмаш» являлся монопольным производителем цистерн в СНГ.

В концерн входит около 30 фирм, в том числе «Азоввагон» (выпуск 20 наименований цистерн, от нефтебензиновых до специальных, предназначенных для перевозки агрессивных сред), «Азовметаллург», «Мариупольтяжмаш» (выпуск горнорудного и металлургического оборудования) и «Азовобщемаш» (топливозаправщики и работа на оборонный комплекс). Кроме того, в составе «Азовмаша» два научно-исследовательских института.

Президент концерна - Валентин Садиков.

Часть первая: борьба с внешними обстоятельствами

В свое время «Азовмаш», Новокраматорский машиностроительный завод и «Уралмаш» занимали господствующее положение в экономике бывшего СССР. На одном только мариупольском заводе работало 25 тыс. человек. После 1991-го два украинских предприятия начали входить в рынок супергигантами, что противоречило всем законам экономики и обрекало предприятия на развал. Осознавая это, «Азовмаш» первым в отечественном машиностроении приступил к реконструкции, взяв за образец опыт немецких концернов. Пика своего развития он достиг в 1993 году, когда увеличил объем производства в 1,5 раза.

Валентин Садиков: «Ситуация начала ухудшаться с 1994 года, когда начали разделяться рынки Украины и России. Если два предыдущих года «Азовмаш» прочно стоял на ногах, то с 1994-го

началось падение объемов производства, что особенно отразилось на выпуске цистерн. Прежнее руководство не среагировало на изменение ситуации и вместо того, чтобы свернуть большое количество программ и тем самым уменьшить расходную часть, «Азовмаш» продолжал строить жилье, объекты соцкультбыта и т.п. Для пополнения оборотных средств были взяты кредиты на общую сумму 30 млн. грн., но несмотря на эти меры с ноября 1995 года начала расти задолженность по заработной плате».

Для того чтобы понять, что послужило причиной кризиса, достаточно взглянуть на структуру поставок продукции «Азовмаша». Если в 1991 году 95% экспорта концерна приходилось на долю России, то в 1994-м российские поставки снизились до 50%. Началась конкуренция со стороны российских предприятий, которые предприняли попытку выпуска собственных цистерн и оборудования. В итоге в 1996 году в Россию ушло только 40% изделий концерна. Как говорилось выше, «Азовмаш» в свое время был монополистом в СНГ и для того, чтобы ослабить эту монополию, Россия стала закупать цистерны в Польше, которые в 1,5-2 раза дороже, чем украинские.

Валентин Садиков: «Россия до сих пор придерживается политики ограничения проникновения «Азовмаша» на свой рынок. Хотя, если взглянуть на продукцию, которую МПС России закупило в 1996-97 годах, то окажется, что процентов на 80 это наши цистерны, но закупленные через всевозможные коммерческие структуры. Напрямую же ни одной цистерны поставлено не было. Часть вины за происшедшее лежит и на руководстве «Азовмаша». Когда в России стали выделяться частные перевозчики, то все наше производство было переориентировано на удовлетворение потребностей данных структур.

Сейчас Россия пытается «раскрутить» собственное производство изделий аналогичных нашим, хотя я считаю, что это дорога в тупик. По сравнению с нашими цистернами, российские стали тяжелее на 6 тонн, не получив ничего взамен со стороны техники безопасности. И кроме того, дороже на 10-12 тыс. долларов».

На 1996 год приходятся и кадровые перестановки в руководстве «Азовмаша». 19 марта министр машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Валерий Малев удовлетворил просьбу тогдашнего президента Анатолия Антифеева об освобождении от должности по состоянию здоровья, а

8 мая на пост президента концерна «Азовмаш» был назначен Валентин Садиков, до своего назначения в течение двух месяцев исполнял обязанности руководителя предприятия. Все это время мэр Мариуполя Михаил Поживанов поддерживал кандидатуру первого вице-президента «Азовмаша» Николая Алехина, в то время, как областные власти и лично тогдашний губернатор Владимир Щербань остановили свой выбор на г-не Садикове. Такого же мнения придерживался и трудовой коллектив концерна, проголосовавший на конференции за Валентина Садикова 362 голосами против 14. Кандидатура г-на Алехина была поддержана 13 голосами.

Новый президент столнулся с целым рядом нерешенных проблем. Пришла пора платить проценты за взятые ранее кредиты, перестроить производство не представлялось никакой возможности и выход был только в том, чтобы искать новые рынки сбыта. Но сделать это было не так просто. Не было соответствующей инфраструктуры, отсутствовали агентские соглашения и дилеры.

Валентин Садиков: «На протяжении последних двух лет «Азовмаш» не взял ни одного нового кредита и даже немного погасил кредиторскую задолженность. Самое же главное наше достижение в том, что сохранили производство. В настоящее время прорабатываем вопрос выхода на рынок Казахстана. Проводим работу с «Укрзалiзницею» на поставку последней 500 цистерн. Выходим на Прибалтику и пытаемся вернуться на рынок России».

Россия не только ограничила поставки продукции «Азовмаша» на внутренний рынок, но и заняла крайне отрицательную позицию в отношении украинских товаров. Раньше при Министерстве машиностроения СССР работал «Тяжпромэкспорт», который реализовывал продукцию концерна «Азовмаш» в дальнем зарубежье через свои структуры. Теперь же «Тяжпромэкспорт» проводит протекционистскую политику в отношении российских заводов - «Атоммаша»,«Уралмаша», «Южуралмаша». Впервые, что такое конкуренция по СНГ-овски, «Азовмаш» почувствовал в Индии. В 1997 году он выиграл у «Тяжпромэкспорта» три контракта на общую сумму 1,5 млн. долларов на поставку оборудования на Визахапатамский, Бакарский, Пхилайский металлургические комбинаты.

О том, что это достаточно серьезный успех, говорит то обстоятельство, что до самого последнего времени украинские промышленники сталкивались с достаточно специфической работой индийского чиновничьего аппарата. Объявлялся тендер, приглашения принять в нем участие рассылались всем заинтересованным предприятиям, а когда приходили ответы, то чиновник откладывал в сторону все, кроме одного. Так и получалось, что ответ давала только одна фирма, которая и получала заказ…

В самое ближайшее время должны быть подведены итоги тендера на поставку оборудования для кислородно-конверторного цеха, который проводится индийской компанией «Ниличал Испат Нитам Лтд» (г. Дубура, штат Ариса). Борьба за контракт идет между «Азовмашем», «Voest Alрine» (Австрия), «Mannesman» (Германия) и российским «Тяжпромэкспортом». Все конкуренты украинского предприятия пришли на тендер с государственными программами поддержки экспорта, в то время, как «Азовмаш» борется за место под солнцем, надеясь только на собственные силы. Не забывая при этом поддерживать и другие украинские предприятия. Из последней поездки в Индию специалисты концерна привезли пакет заказов на сумму 500 млн. долларов и отдали его «Важмашімпексу» (структуре, аналогичной российскому «Тяжпромэкспорту»), с тем, чтобы заказы на поставку продукции получили украинские заводы.

О том, что «Азовмашу» удается завоевывать рынок, говорят прошлогодние результаты. В ноябре 1997 года в Иране проходил тендер на поставку железнодорожных цистерн, в котором приняло участие четыре фирмы. Контракт на поставку 200 цистерн общей стоимостью 8,5 млн. долларов выиграли мариупольцы. Есть успехи и в Европе. В результате сотрудничества с фирмой «Дунайвереш» металлургическое оборудование стали поставлять в Венгрию, и благодаря этому об «Азовмаше» узнали в Польше и Чехии. В 1997 году в Италии проходил тендер на поставку оборудования для доменного цеха для фирмы «Лямпиатти». Участвовало 25 фирм, выиграл «Азовмаш». Сумма контракта - 4 млн. марок.

Маркетинговые службы концерна предметно занялись Латинской Америкой. В ноябре представители «Азовмаша» участвовали на выставке в Гаване, где состоялись переговоры с представителями деловых кругов Колумбии и Панамы. В планах на 1998 год - «разведка» на Африканском континенте.

Всего же в 1996 году концерн «Азовмаш» заработал на зарубежных контрактах 5,9 млн. долл., в 1997 - 6,1 млн. долл., и все идет к тому, что в 1998 году этот показатель может быть реально увеличен вдвое.

Так же всерьез рассматривается вопрос налаживания производства танк-контейнеров (емкости в металлической раме, которые можно перевозить любым видом транспорта), по технологии американской компании «Branner». В свое время, когда у предприятия еще были деньги, была закуплена технологическая линия, сделаны и испытаны первые образцы, получены сертификаты качества ABS и Морского регистра судоходства России, но в это время на заводе начался финансовый кризис. Для того, чтобы запустить производство танк-контейнеров необходимо

2 млн. долларов...

Валентин Садиков: «На «Азовмаш» приходило уже очень много потенциальных инвесторов, которые дотошно изучали экономическую ситуацию и готовы были с нами сотрудничать. Но когда я одним из условий партнерства называл владение инвестором рынка сбыта нашей продукции, то 70% из них прекращало переговоры. Можно обставить вокруг завода цистерны в пять рядов, но толку-то от этого не будет никакого...»

Часть вторая:

борьба

с внутренними обстоятельствами

Параллельно с борьбой за выживание проходила и приватизация концерна, начало которой было положено в 1994 году. 12 декабря приказом ФГИ №19-ПРА был утвержден первоначальный план размещения акций ОАО «Азов», созданного в процессе корпоратизации «Азовмаша». План предусматривал продажу 25% акций в ходе льготной подписки, 17 % - путем открытой подписки за приватизационные имущественные сертификаты, 28% на коммерческих и некоммерческих конкурсах. Таким образом, в собственности государства планировалось оставить 30% акций концерна.

В течение 1995 - первой половины 1996 года было реализовано 17,6% акций: 15,3% - по льготной подписке и 2,3% - на сертификатных аукционах (акции предприятия выставлялись на них несколько раз, но спросом практически не пользовались).

Валентин Садиков: «Приватизация ОАО «Азов» затянулась. Очень быстро были закончены ее первые два этапа. Но в течение последующих полутора лет, до октября 1997-го не было никакого движения. Хотя в Фонде госимущества менялось руководство, принимались всевозможные решения, были подписаны и утверждены планы размещения акций... В октябре 1997 года 9% акций были проданы на коммерческом конкурсе, и сейчас готовится проведение некоммерческого конкурса по продаже за денежные средства 35% акций».

Основным условием конкурса является инвестирование в предприятие 15 млн. грн. в течение года с момента заключения договора купли-продажи. При этом 10 млн. должны быть внесены уже в течение двух месяцев с даты приобретения пакета. Владелец пакета, кроме того, обязан обеспечить в течение двух лет ежегодную реализацию продукции «Азова» в объеме 35% от уровня реализации 1997 года, содержать объекты социально-культурной сферы, сохранить профиль и номенклатуру, а также объемы производства завода и численность сотрудников по состоянию на

1 октября 1997 года. В течение двух лет приобретенный пакет акций не подлежит отчуждению без гарантий выполнения тех же обязательств.

Ранее представители «Азова» высказывали заинтересованность в том, чтобы стратегическим инвестором предприятия стал «Проминвестбанк», являющийся основным кредитором концерна.

За первое полугодие 1997 года завод реализовал продукции на 110 миллионов 175 тысяч гривен, получив при этом прибыль в 1,53 миллиона. Кредиторская задолженность - 168 миллионов 435 тысяч гривен, дебиторская - 97 миллионов 583 тысячи, рентабельность отрицательная (-9,1%). Уже долгое время рабочие нерегулярно получают зарплату.

Валентин Садиков: «Проблема в том, что 80% производимой продукции реализуется по бартерным схемам. Полученных 20% «живых» денег просто не хватает для покрытия первоочередных потребностей комбината. И для своевременной выплаты зарплаты в том числе. Поэтому стараемся ее погашать продуктами и промтоварами».

Кроме того, «Азовмаш» задолжал городскому бюджету и Пенсионному фонду, о чем жителям Мариуполя регулярно напоминает местная пресса. В свое время проблема расчета с городом была решена путем передачи продукции концерна СП «МИАЛ»...

Валентин Садиков: «Это решение было принято прежним руководством «Азовмаша», и после моего прихода к руководству такая практика была прекращена. Меня абсолютно не интересует, что было с цистернами после того, как они передавались СП «МИАЛ». В данный момент у концерна опять есть задолженность перед городским бюджетом, но она незначительна и ежемесячно погашается. Осталась небольшая задолженность по Пенсионному фонду, но к концу прошлого года ее удалось сократить на 70% - с 10 миллионов гривен до 3. И вообще, тех отчислений, которые делают крупные промышленные предприятия Мариуполя, хватает на всех пенсионеров. А если говорить о долгах, то я скорее должен не городу, а области».

В мае прошлого года кровь президенту «Азовмаша» попортил председатель профкома родного концерна, который обратился к городскому голове Мариуполя Михаилу Поживанову с открытым письмом, главная мысль которого была приведена в последних строчках: «Убедительно прошу Вас ... принять меры по замене руководства концерна». Михаил Поживанов лично присутствовал на состоявшейся конференции трудового коллектива и своими глазами видел, что было роздано 457 бюллетеней и 306 участников голосования выразили доверие администрации.

Отношения между мэром и президентом концерна лучше после этого не стали, что только подтвердило письмо директоров комбинатов имени Ильича, «Азовстали» и «Азовмаша» на имя Президента Украины Леонида Кучмы, в котором они просили оградить их от «пристального» внимания со стороны Мариупольского городского головы. C той поры и Валентин Садиков и Михаил Поживанов живут по заветам Льва Давидовича Бронштейна (он же Троцкий): «Ни мира, ни войны». О том, долго ли продлится такое нейтральное сосуществование, в Мариуполе никто сказать не может.

Валентин Садиков: «Свою подпись под письмом Президенту я поставил абсолютно сознательно. Руководители города предпринимают попытки снять меня с должности президента концерна еще со второго дня назначения. Я не думаю, что Михаил Поживанов лично хочет стать директором «Азовмаша». У него все эти полтора года были другие планы - посадить в президентское кресло человека, который бы послушно выполнял его волю. Такой человек есть, поэтому и продолжается возня вокруг «Азовмаша». Главное обвинение со стороны городского головы в мой адрес состоит в том, что у Садикова, дескать, нет программы выхода из кризиса. Мы направляли ее Михаилу Александровичу пять раз. Да, не все там гладко, но на 80% она уже выполнена. Многочисленные комиссии проверяли состояние дел на заводе и отмечали, что, несмотря на все сложности, уже видны признаки экономической стабилизации. И если руководству концерна не будут мешать работать, этих признаков в 1998 году станет еще больше».

Часть третья:

борьба со всеми

Комментарий Михаила Поживанова по поводу того, что он думает о ситуации на «Азовмаше», вызывает интерес, поскольку городской голова наверняка войдет в новейшую историю Мариуполя как мэр, испортивший отношения с директорским корпусом наиболее значимых для города предприятий.

- Весь вопрос в экономических показателях одного из крупнейших предприятий города, от работы которого зависит жизнь 25% горожан. И когда ситуация на «Азовмаше» с каждым днем ухудшается, люди не получают заработную плату и не происходят расчеты с бюджетом, я, как руководитель города, не могу сидеть и молчать.

- Значит лично к г-ну Садикову у вас никаких претензий нет?

- Абсолютно никаких. Я просто отношусь к нему, как к руководителю, который на протяжении полутора лет своей работы не улучшил ситуацию. И это на фоне работы остальных предприятий города и машиностроительного комплекса Украины в целом. Когда еще только проходило обсуждение кандидатур на должность президента «Азовмаша», я видел, что лучше кандидатуры первого вице-президента концерна Николая Алехина не было. Но из-за возрастных показателей он не прошел.

- В свое время концерн «Азовмаш» в счет погашения долгов городскому бюджету передал фирме «МИАЛ» цистерны...

- Сначала это был наш коммерческий центр при горисполкоме. Но когда он не смог справиться с задачей, то свои услуги предложило СП «МИАЛ». И, надо сказать, эта коммерческая структура рассчиталась с бюджетом в июне 1995 года, в то время как концерн «Азовмаш» гасил остаток долга до середины 1997 года.

- СП «МИАЛ» - ваша фирма?

- Нет, и никакого отношения я к ней не имею.

- Не являются ли многочисленные проверки «Азовмаша» вашей реакцией на то, что один из кандидатов на пост городского головы будет именно с этого предприятия?

- Мэрия, к сожалению, не может проверить ничего, кроме бюджетных отчислений. Вот это мы и проверяем. Все остальные проверки проводятся центральными органами власти. Что касается самого вопроса, то я не считаю заместителя генерального директора Владимира Ярового достойным соперником. Если я увижу действительно достойную кандидатуру, которая сможет продолжать начатое нынешними городскими властями, то я поддержу этого человека и буду ему всячески помогать.

- У вас отвратительные отношения со всеми тремя директорами крупнейших предприятий Мариуполя. Почему так произошло?

- Я никогда их к себе в гости не зову и к ним не прошусь. Единственное, чего я добиваюсь, - чтобы они выполняли те требования, которые определены городскому голове законом «О местном самоуправлении». Я это делал, им это не нравилось. Я знаю всех руководителей металлургических предприятий и могу сказать, что тот же директор «Криворожстали» работает на несколько порядков выше, чем директора комбинатов имени Ильича и «Азовстали» вместе взятые. Но мировая цена на арматуру стоит на уровне 210-220 долларов за тонну, при расходах по переделу, равных показателям мариупольских комбинатов. В то время, как цена на отдельные виды продукции этих двух заводов может достигать 400 долларов. Им просто повезло...

- На выездном заседании Кабинета министров в Донецкой области премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко в присутствии большого количества уважаемых людей сказал, что он в курсе того, что вы мечтаете оказаться в директорском кресле одного из лидирующих предприятий Мариуполя...

- Если бы я хотел занять хоть одно из кресел, то я бы ходил и гладил по головке чиновников местного и киевского уровня. Делал бы так, чтобы всем понравиться.

- Когда премьер-министром был Павел Лазаренко, у вас была возможность понравиться очень многим...

- У меня были очень натянутые отношения с Павлом Ивановичем. И по очень многим вопросам я был вынужден с ним спорить и отстаивать свою правоту.

- Кроме того, что вы находитесь в натянутых отношениях с директорским корпусом, вы испортили отношения практически со всем руководством Донецкой области. Давая в мае интервью «Зеркалу недели», вы говорили о том, что будете поддерживать в работе нового губернатора Виктора Януковича. Прошло шесть месяцев, и на выездном заседании Кабмина вы начали говорить о том, что областью должен руководить человек с чистым прошлым, более чем открыто намекая на судимости нынешнего председателя Донецкой облгосадминистрации. Что побудило вас так резко изменить свою позицию?

- Вы посмотрите на те решения, которые сейчас им принимаются. Ведь когда Януковича назначили на пост председателя Донецкой облгосадминистрации, он везде говорил о том, что будет работать на благо области. Прошло четыре месяца, и на свет появились решения приводящие к снижению поступлений средств в бюджет. Одно из таких решений приводило к развалу ликеро-водочной промышленности, и там, где оно осталось действовать, наживается только теневой капитал. Программа, которая была принята после выездного заседания Кабмина, наполнена общими фразами. Предложения, внесенные в нее по качественному улучшению экономических показателей Донецкой области, требуют колоссальных средств, которых никто не даст.

- Вы являетесь одним из лидеров партии «Реформы и порядок». Каковы ее перспективы в Донецкой области?

- Та программа экономического развития Мариуполя, которая разрабатывалась совместно с Виктором Пинзеником еще в 1994 году, нашла свое отражение в том, что бюджетная сфера города своевременно получает заработанные деньги. Уже можно говорить о том, что реформы и порядок видны не в теории, а на практике Мариуполя. А перспективы партии в масштабах Украины я оцениваю как 12-15%.

- Вы отдаете себе отчет, что очень много людей хотят, чтобы вы потеряли депутатскую неприкосновенность?..

- Я не думаю, что таких людей слишком много. Я знаю, кто у меня враги...

Об истоках конфликта между директором концерна «Азовмаш» и мэром Мариуполя не сказал ни тот, ни другой. Хотя оба знают, что послужило причиной возникших разногласий. Временами об этом узнают и потенциальные инвесторы, и судя по некоторым признакам, они тоже с нетерпением ждут, когда в Украине в целом и в Мариуполе в частности пройдут выборы. Слишком ярко за эти четыре года в экономике Мариуполя «светилась» политика больших денег.