UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ВЗРЫВА

Какой бывает взрыв? Попробуйте задать этот вопрос случайным прохожим — и вы услышите массу трактовок взрыва: от ядерного до социального...

Автор: Олег Макаров

Какой бывает взрыв? Попробуйте задать этот вопрос случайным прохожим — и вы услышите массу трактовок взрыва: от ядерного до социального. При подготовке этого материала автор не поленился и попробовал. Из 100 опрошенных 99 предложили всевозможные ассоциации, вызываемые словом «взрыв»: война, теракт, бомба, трагедия... И только один произнес — мирный взрыв. Он оказался взрывником из Донецка.

Только он уверенно ответил, что взрывник (не путать с «подрывником–диверсантом») — профессия мирная и вполне гражданская. Взрывают в шахтах, в горнорудных карьерах, в строительстве, в... Применение взрыва в созидательных целях сегодня имеет самое широкое распространение в различных сферах экономики. Только в 2001 году в мирных целях было использовано около 120 тысяч тонн взрывчатых веществ (ВВ).

Эти сотни тысяч тонн — чрезвычайная потенциальная опасность. Особенно если представить себе всю полноту картины ведения взрывных работ в Украине.

Взрывчатые вещества в одном месте разрабатывают, в другом испытывают, в третьем производят, в четвертом хранят и ежедневно транспортируют. Это целая сеть, неравномерно опутывающая всю страну. И если в одних регионах взрывные работы производятся редко, эпизодически, то в таких, как Кривбасс и Донбасс, взрыв — ежедневный будничный процесс.

Использовать взрыв в гражданском производстве начали не сегодня и не вчера. На заре технического прогресса взрывали бочки с порохом и были весьма довольны эффективностью результата. Потом с восторгом применяли динамит, который сегодня вспоминают не иначе, как безнадежно древнее, сверхопасное и особенно ядовито-вредное взрывчатое вещество. Сегодня в Украине в основном применяются тротилосодержащие ВВ. Кто сказал, что технический прогресс остановился? Нет, он уверенно ползет вперед. И взрывное дело — не исключение.

Уже более 20 лет в мире разрабатываются, совершенствуются и успешно применяются так называемые эмульсионные взрывчатые вещества (ЭВВ), имеющие ряд очевидных преимуществ. Наверное, и Украине, как одному из крупнейших в Европе потребителей ВВ, пришло время внедрять новые технологии. Учитывая большие объемы, инертность огромной системы взрывопроизводства, включающей в себя большое число заинтересованных предприятий, организаций, институтов и т.п., процесс внедрения новых технологий должен был неизбежно столкнуться с сопротивлением присущей любому обществу консервативности, но и так же неизбежно его преодолеть.

Но не тут-то было. Сначала в среде заинтересованных ведомств и структур зарождается бескомпромиссная дискуссия, в которую со временем вовлекается все большее число специалистов, ученых, производственников. Не находя логического разрешения затянувшегося спора, взрывная тема выходит из узкого круга специалистов и словно взрывной волной оказывается выброшенной на страницы солидных и авторитетных украинских изданий. Наверное, во взрывной теме не осталось не освещенного прессой вопроса. Все рассказали: где, сколько и чего производится, как и чем возят, кто за этим стоит, и даже подробный состав взрывчатки наконец-то предан широкой огласке. Словом, не газеты, а самоучители по взрывному делу. Осталось только начать в рекламных целях мелкооптовую продажу взрывчатки для населения. Чтоб каждый желающий мог произвести дома пару-тройку взрывов и убедиться в несомненном преимуществе определенной технологии.

Самое время спросить: о чем, собственно, так горячо и самозабвенно спорим? Только вот у кого спрашивать? Взрывные работы в гражданском производстве используют более 500 предприятий и организаций Украины, находящихся под управлением почти 30 министерств, ведомств, концернов, корпораций и объединений. В этом многообразии трудно найти незаинтересованную сторону, чтобы услышать не просто компетентную, но и объективную оценку ситуации. Трудно, но можно.

Если все стороны сочли необходимым апеллировать к общественному мнению, то и автор позволил себе пойти тем же путем. И проводя мини-опрос, задался еще одной такой же общей проблемой: «Каким должен быть мирный взрыв, применяемый в гражданском производстве?» Вопрос, как справедливо заметят социологи, неверно сформулирован, ибо слишком широк диапазон возможных ответов. Но, тем не менее, отвечающие были почти единодушны, называя первым условием безопасность. Пожалуй, это и все, что на глубинном уровне интересует и должно интересовать здоровое демократическое общество. Остальное — сфера компетентности специалистов и государственных структур, которые в силу служебного долга обязаны определять преимущества технологий, не допускать хищений, стоять на страже экономических интересов государства и не давать желающим откровенно воровать ВВ на этапах продаж и перепродаж.

В отличие от большого числа участников взрывного дела в Украине, надзор за безопасным ведением взрывных работ осуществляет только одна структура —Государственный департамент по надзору за охраной труда. И координирует деятельность министерств, ведомств, концернов, корпораций и предприятий по всем вопросам взрывного дела также единственная общественная организация в нашей стране — Межведомственный совет по взрывному делу. Поэтому дальнейшее погружение в тему разгоревшейся дискуссии мы поведем, основываясь на позиции и мнении председателя Госнадзорохрантруда Украины, председателя Межведомственного совета по взрывному делу, доктора технических наук Сергея СТОРЧАКА.

Отказ от тротилосодержащих ВВ не повод для общественного взрыва

О том, что на смену тротилосодержащим ВВ идут современные, более безопасные, экологически чистые и экономичные эмульсионные ВВ, знают все, кто связан с взрывным делом. Но в чем, позвольте спросить, здесь неожиданность для специалистов, где здесь повод нагнетать ситуацию и пытаться использовать взрывной вопрос в качестве детонатора общественной напряженности? — не скрывает своего негативного отношения к излишней «шумихе» в прессе Сергей Сторчак. — Да, применение тротилосодержащих ВВ сопряжено с целым рядом негативных факторов, в числе которых и опасность транспортировки взрывчатки, и загрязнение окружающей среды продуктами взрыва, и случаи несработки зарядов, которые могут взорваться впоследствии под ковшом экскаватора. Поверьте, это все не надо преподносить в качестве сенсационных открытий, весь комплекс проблем хорошо известен специалистам, строго регламентирован нормативными документами и находится под контролем как со стороны соответствующих подразделений Госнадзорохрантруда, так и других контролирующих структур. Ведь, извините за резкость, в своем рвении ряд авторов доходит до абсурда, пытаясь сознательно или невольно дезориентировать общество.

Одни рисуют страшные картины, когда тысячи граждан останутся безработными из-за закрытия заводов в процессе сворачивания тротилового производства. По мнению других, огурцы в Украине не родят исключительно из-за взрывов в Кривбассе. Надо правильно понимать: процесс внедрения новых технологий, во-первых, неизбежен и прогрессивен, и, во-вторых, он не происходит в одночасье. Все производства, имеющие многолетний опыт работы с ВВ, как и специалисты-взрывники, несомненно, найдут свое место и будут востребованы. Ведь по мере роста объемов производства возрастает и объем взрывных работ. А огурцы... Знаете, я не специалист-овощевод, но знаю точно: десять-двадцать лет назад огурцы у нас были отменные, а взрывали тогда раза в два-три больше...

Получается, что перспективность внедрения эмульсионных ВВ очевидна и не является темой для всенародного обсуждения. С одной стороны, стратегия перехода на более безвредные, безопасные ВВ вполне соответствует ожиданиям общества, с другой, по интересам производителей тротилосодержащих ВВ не наносится смертельный удар. Есть время для переориентации, полный отказ от традиционных ВВ в ближайшие годы вряд ли произойдет.

Для Украины более актуальным и сложным оказался не сам факт перехода на ЭВВ, а определение пути, по которому этот переход будет происходить. По мнению участников дискуссии, существует два альтернативных, но почему-то взаимоисключающих и не допускающих пересечения и объединения пути.

О чем, собственно, спорим?

— Говоря о подходах к определению стратегии развития взрывного дела в Украине, я бы намеренно ушел от длинного перечисления фирм, ведомств, предприятий и персоналий, отстаивающих ту или иную позицию, — делится своим видением Сергей Сторчак. — Если мы хотим понять тенденции, лежащие в основе возникших трудностей и противоречий, то совершенно не обязательно собирать слухи и строить домыслы на тему, кто, с кем, чем и почему. Это ничего не добавит к сути вопроса, который состоит в том, что одни убеждены в необходимости внедрения проверенных передовых зарубежных технологий, другие рьяно отстаивают необходимость развивать взрывное дело на основе развития и внедрения отечественных эмульсионных ВВ. При этом исходная позиция и тех, и других исключала возможность компромиссного решения. Одни пытались всеми возможными способами добиться запрета на импорт зарубежных технологий, другие на всех уровнях доказали несовершенство отечественных разработок.

Прислушаемся к совету и воздержимся от утомительных перечней, ограничившись одним необходимым уточнением. Под передовой импортной технологией, усиленно стремящейся на украинский рынок, подразумевается применение эмульсионного ВВ марки «Пауэргель», разработанного американской транснациональной корпорацией «Орика». А со стороны отечественных альтернатив рассматриваются «Эмульхим» (Рубежанский химзавод «Заря») и «Украинит». Чего больше в этой непримиримости позиций: эмоций, экономических интересов или действительно научных разногласий? Сергей Александрович не желает высказывать свое мнение относительно преимуществ и недостатков упомянутых выше технологий.

— Внедрение любого новшества должно проходить на основе действующих в Украине законов и существующей нормативно-правовой базы, — говорит он. — Любое новое ВВ должно пройти полный цикл производственных испытаний, и только на основе экспертного заключения можно говорить о реальных характеристиках и рекомендованных сферах применения. Оценка экономической целесообразности внедрения конкретной новой технологии не входит в компетенцию Госнадзорохрантруда. Нас интересует в первую очередь комплекс по обеспечению безопасности взрывного дела в Украине.

Я хочу обратить внимание на другой аспект проблемы. Можно до бесконечности вести научно-технические споры и доказывать свою исключительную правоту, но нельзя допустить, чтобы процесс развития взрывного дела стал неуправляемым. Это слишком опасная тема, она требует единой государственной политики, строгого контроля и централизованной координации.

Лишь бы истина успела родиться

В настоящее время на рассмотрении в Кабинете министров находится проект Закона «Об обращении со взрывчатыми материалами», который в ближайшее время может быть передан для утверждения в Верховную Раду. Это первый стратегически важный шаг на пути государственного регулирования взрывного дела в Украине.

Еще в 1992 году Госнадзорохрантруда инициировал создание Межведомственного совета по взрывному делу. Уже тогда было очевидно, что в результате проведения экономических, административных реформ и упразднения управленческой вертикали перестал действовать отлаженный ранее механизм координации производства взрывных работ, а следовательно, создание подобного органа стало необходимостью. Совет объединил все заинтересованные стороны и ведущих специалистов во взрывной сфере. Поэтому, действуя даже в статусе общественной организации, он стал авторитетной структурой, способной играть заметную роль в формировании государственной политики. Кстати, упомянутый выше проект закона появился на свет при самом активном участии Межведомственного совета.

Общественная структура и сегодня продолжает свою результативную работу, несмотря на то что в его составе — сторонники различных подходов к развитию взрывного дела в стране. В соответствии с поручением Кабинета министров от 5 апреля с.г., в последних числах мая состоялось рабочее совещание по разработке проекта Программы развития взрывного дела в Украине до 2010 года. Принятие этого документа станет еще одним важным шагом, который позволит определить единую государственную политику и скоординировать целый ряд неурегулированных на сегодняшний день вопросов. Это разработка и внедрение новых взрывчатых веществ, экологически безопасных технологий ведения взрывных работ, организационное и нормативно-правовое обеспечение взрывного дела. Но принять этот крайне необходимый, жизненно важный документ в условиях бескомпромиссного противостояния сторон будет достаточно сложно. Наверное, из-за важности вопроса и сложности ситуации рабочее совещание началось несколько необычно.

«Господа горные инженеры, — именно так обратился к присутствующим Сергей Сторчак. — Мы не имеем права ждать, когда в вашем споре родится истина. Слишком важный вопрос стоит на повестке дня, слишком велика степень риска и нашей с вами ответственности перед обществом. Ведь даже кардиналы способны избрать Папу, правда, иногда для этого приходится замуровывать выходы. Давайте обойдемся без неординарных мер и, отбросив амбиции, найдем путь взаимовыгодных компромиссных решений. А это возможно только при условии преодоления ведомственных интересов и принятия решения на основе государственной позиции и вашего, бесспорно, высокого профессионализма».

Согласитесь, сказано красиво и главное — «в яблочко». Давно, наверное, никто не напоминал присутствующим на совещании генеральным директорам, председателям правлений, руководителям институтов, ведомств, корпораций и предприятий, что, решая технические вопросы, они прежде всего должны оставаться инженерами. А занимаясь рассмотрением вопросов государственной важности, вначале надо быть гражданином, а потом уже собственником, учредителем или ответственным сотрудником какого-либо предприятия.

Говорят, что в спорах рождается истина. Но всегда ли? Если горячо спорящие сидят на пороховых бочках, да еще и с оружием в руках, то истина, пожалуй, может и не успеть родиться... А здесь сотни тысяч тонн взрывчатки, миллионы долларов, и непонятно, как там поживает истина, когда начинают проскакивать первые искры от трения бескомпромиссных лбов. Как бы не бахнуло…

— Не волнуйтесь, мы этого не допустим. Пусть корпоративные споры и научные дискуссии идут хоть до бесконечности. Но на бумаге. Ведь рукописи не только не горят, но еще и не взрываются, — устало шутит Сергей Александрович. — А если говорить серьезно, то я уверен: в ходе работы Межведомственного совета нам удастся войти в плодотворное конструктивное русло. И как результат — в ближайшее время появится единая комплексная программа развития взрывного дела в Украине, отвечающая современным требованиям. Которая, по сути, станет государственной концепцией безопасного взрыва в гражданском производстве. А это очень важно. Ведь взрывы производятся не ради взрывов. В конечном счете, каждый мирный взрыв является элементом в системе создания определенных благ для человека. И было бы, по меньшей мере, абсурдом создавать благо для людей, расплачиваясь за это их здоровьем и жизнью.

Вот так. Коротко и ясно. Взрывное дело — вопрос, конечно, сложный и запутанный, зато позиция Госнадзорохрантруда проста и понятна: безопасность граждан превыше всего!