UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЛЬГОТЫ НЕСОВМЕСТИМЫ

15 июля с.г. в Киеве состоялась пресс-конференция с участием директора ОАО «Искра» Мирона Костива. К...

Автор: Анна Сюч

15 июля с.г. в Киеве состоялась пресс-конференция с участием директора ОАО «Искра» Мирона Костива. Костив выступил с протестом против действий Межведомственной комиссии по международной торговле, создавшей для ОАО «Искра» дискриминационные условия торговли. Речь идет о решении Межведомственной комиссии отменить ограничительные меры по импорту в Украину электроламп из Беларуси, Польши, России и Венгрии.

— Мирон Андреевич, почему вы просите защитить ОАО «Искра» от конкуренции?

— В течение всего периода существования «Искры» она никогда не нуждалась в каких-то особых условиях работы. Предприятие — один из отечественных производителей, которые никогда не пользовались государственными преференциями. Благодаря этому в течение всего переходного периода от плановой к рыночной экономике (в условиях гиперинфляции, кризиса платежей) мы полагались только на собственные силы. Это сделало нас сильными. Отсутствие государственной помощи заставило заняться поиском инвестора, наладить выпуск конкурентоспособной продукции, искать экспортные рынки, вводить энергосберегающие технологии. В результате сегодня ОАО «Искра» имеет все признаки конкурентоспособного предприятия.

— И все-таки завод обслуживает военно-промышленный комплекс, авиационную отрасль. Почему же не было попыток войти в список предприятий, пользующихся государственной помощью? Может, вам повезло меньше, нежели другим?

— Нам некогда было заниматься получением льгот и дотаций. Те, кто знает, как получают льготы, поймут меня: этот процесс не оставляет времени на развитие предприятия. Иначе то время, которое мы бы потратили на поиск зарубежных партнеров, проведение переговоров и экономические расчеты, пришлось бы потратить на просиживание в ведомственных кабинетах.

Кроме того, в 1998 году нам удалось найти инвестора — всемирно известный банк Credit Swiss First Boston. Инвестор подтвердил наши представления о том, как должно происходить развитие предприятия и откуда брать финансовые ресурсы. Результатами нашего сотрудничества мы удовлетворены.

Поиск иностранных партнеров привел к тому, что ОАО «Искра» наладило отношения с владельцами известных торговых марок Osram и Philips. Благодаря агрессивной политике сбыта ныне продукция ОАО экспортируется в 28 стран мира, а экспортные поставки в страны дальнего зарубежья составляют почти 40% всего объема производства. Кроме того, завод находится на завершающей стадии подготовки к получению международного сертификата качества ІSО. Ввиду того, что документы серии ІSО приняты в качестве стандарта более чем в 90 странах мира, получение этого сертификата даст дополнительные преимущества продукции «Искры» на мировом рынке.

Сейчас коллектив постоянно работает над созданием новых источников света, расширяет ассортимент производимой продукции. Настоящей гордостью предприятия стал фактически восстановленный нами Институт света. Здесь разрабатывают новые средства освещения, усовершенствуют производственные технологии с учетом современных материалов и спроса, создают новые направления деятельности предприятия.

Мы совершенствуем способы экономии энергии. ОАО «Искра» активно применяет в производственном процессе энергосберегающие технологии. Благодаря приобретению новой стекловарной печи экономия газа достигла почти 35%. Кроме того, специалисты завода нашли способ экономить более 50% воды, используемой в производстве. В ходе совместного с «Львовоблэнерго» эксперимента ОАО «Искра» упростило процедуру приобретения компактных люминесцентных ламп для потребителей. Использование таких энергосберегающих ламп возросло, что в определенной мере разгрузило энергетическую систему Львова и сгладило пиковые нагрузки, 90% которых имеют бытовое происхождение. Если бы наши лампы работали по всей стране, Украина могла бы выводить из эксплуатации устаревшие энергоблоки тепловых энергетических станций.

Признанием качества нашей энергосберегающей продукции стал выигрыш предприятием тендера на поставку ламп Киевскому метрополитену. По подсчетам столичных специалистов, процедура замены электрической лампы обходится метрополитену вдвое дороже, чем стоимость самой лампы. Поэтому главным требованием стал как можно более длительный срок эксплуатации электрических ламп. Выяснилось, что изделия, разработанные Институтом света и предложенные ОАО «Искра», могут работать вдвое дольше, нежели любая из остальных предложенных ламп.

— Но судя по вашей последней пресс-конференции, сложные времена для предприятия возвращаются...

— Сегодня существуют препятствия, которые мы не в состоянии преодолеть самостоятельно. В России и Беларуси есть аналогичные «Искре» электротехнические заводы, с которыми мы готовы конкурировать при равных условиях хозяйствования. Но эти заводы потребляют значительно более дешевые энергоресурсы, имеют лучший налоговый режим. А Майлуу-Сууйский электротехнический завод, что в Киргизии, вообще ввозил в Украину продукцию по демпинговым ценам. До сих пор мы находили поддержку Межведомственной комиссии по международной торговле, но одно из ее последних решений стало для нас настоящей неожиданностью. Без какого-либо предупреждения, консультаций с нами и обоснования своих действий комиссия фактически создала для нашего предприятия дискриминационные условия в торговле сразу с четырьмя странами — Россией, Беларусью, Польшей и Венгрией.

Для польских и венгерских производителей украинский рынок фактически был открыт в одностороннем порядке. Эти страны сохранили существующие тарифы на импорт ламп из Украины: в Польше — 9%, в Венгрии — 10%. Конкуренция в Европе настолько жесткая, что тариф в 9—10% фактически закрывает рынки этих стран для украинских товаров. Мы считаем это несправедливым.

Что касается России и Беларуси, то стоимость энергоносителей в этих странах в несколько раз ниже, нежели в Украине. Поэтому мы также считаем несправедливым то, что эта разница в ценах никоим образом не компенсируется.

Более того, не исключено, что в Украину снова начнут ввозить товар по демпинговым ценам из Киргизии. В 2002 году наше предприятие и правительство приложили немало усилий, чтобы провести расследование по поводу демпингового импорта электроламп из этой страны. Расследование доказало факт демпинга, и мы добились применения компенсационных антидемпинговых тарифов. Но похоже, что сейчас эти тарифы могут быть упразднены. Иными словами, в ситуации, когда факт демпинга был доказан, и отмена ограничительных мер приведет к закрытию отечественного предприятия, Межведомственной комиссией было принято явно дискриминационное решение.

— Но ведь Киргизия так же, как и Польша с Венгрией, является членом Всемирной торговой организации — организации, в которую скоро вступит и Украина. Нам все равно придется либерализовать торговый режим с другими странами мира, в частности и с вышеупомянутыми...

— Вступать во Всемирную торговую организацию необходимо, и в этом нет никакого сомнения. Я рад прогрессу в отношениях с ВТО, появившемуся при новом правительстве. ВТО создана для обеспечения равных условий конкуренции. Членство в ней — это согласие на равную и недискриминационную конкуренцию в международной торговле. Насколько мне известны правила этой организации, они не запрещают защищаться от недобросовестной конкуренции и, в частности, демпинга. Наоборот, если страна не будет защищаться от демпинговых цен, она рискует получить претензии от других членов ВТО.

В 2002 году Украина действовала в отношении Киргизии строго по схеме ВТО. Сначала было осуществлено антидемпинговое расследование, и только после этого были введены компенсационные тарифы. ВТО так же не требует одностороннего открытия украинского рынка, как это сделала Межведомственная комиссия в случае с Венгрией и Польшей.

— Киргизский завод по производству электроламп принадлежит россиянам. Россия предлагает Украине синхронизировать вступление в ВТО, в частности, посредством создания Единого экономического пространства. Так, может, в этом есть необходимость, и Украина только выиграет от такого политического союза?

— В принципе я не против того, чтобы синхронизировать вступление нашей страны в ВТО с Россией. Но как мы можем синхронизировать свои действия со страной, где газ, например, в три раза дешевле, чем в Украине? Взглянем на нынешнюю ситуацию на рынке электрических ламп. Главные российские конкуренты нашего предприятия покупают газ по 20—25 долларов за 1000 кубометров, тогда как нашему предприятию газ обходится в 65—70 долларов. Стоимость потребления электроэнергии для российских предприятий составляет 1,6—2 цента за кВт·час, а «Искра» платит за нее 4 цента.

Тема энергоносителей — это камень преткновения в переговорах России с ВТО. Мы должны либо вступить в эту организацию, и тогда все остальные ее члены будут требовать защиты украинского рынка от энергоемкой российской продукции, либо ждать, пока сама Россия не повысит на нее цены. В рамках Единого экономического пространства Россия не готова установить более низкие цены на свои энергоносители для Украины.

Сегодня вполне понятно, что получает Украина от членства в ВТО. Это более благоприятные условия доступа на рынки 145 стран мира, возможность использовать механизм ВТО для урегулирования торговых споров, участие в выработке новых правил международной торговли. А вот чего мы точно не получим от вступления в Единое экономическое пространство — это более низких цен на энергоносители. В таких условиях Единое экономическое пространство выгодно лишь для России: для дешевых российских товаров будут открыты рынки других стран-членов ЕЭП.

— Один из главных ваших конкурентов — Брестский электроламповый завод — расположен в свободной экономической зоне. Благодаря этому он не платит таможенной пошлины на импорт оборудования и комплектующих, а общая налоговая нагрузка на него — на уровне 60% от обычной. Почему вы не просите зарегистрировать ОАО «Искра» в одной из украинских СЭЗ или на территориях приоритетного развития?

— Льготы — это не решение проблемы. Ну не могут все украинские предприятия, имеющие иностранных конкурентов, регистрироваться в свободных экономических зонах и получать помощь от правительства. А вот что точно нужно сделать — так это уменьшить налоговую нагрузку на украинских производителей. Налоговая реформа уже началась, но уменьшение налога на доход физических лиц — лишь первый шаг. Ведь остается чрезмерная нагрузка на фонд заработной платы предприятий. Поэтому почти половину фонда заработной платы предприятие платит в виде социальных сборов.

В осуществлении налоговой реформы правительство не может останавливаться на полпути. Я считаю, что Виктор Янукович должен довести начатую реформу до конца, как бы ее ни критиковали. От тех предприятий, которые добросовестно платят налоги, в 2004 году страна получит меньше налоговых поступлений. Вопрос в том, получит ли государство деньги от тех, кто сегодня налогов не платит.

Налоговую реформу необходимо осуществлять быстро, комплексно и в этом году. Иначе уменьшение налоговых поступлений в начале следующего может привести к тому, что идея такого реформирования будет дискредитирована. А если это произойдет, то вероятным будет очередное увеличение налогов, давление на предприятия со стороны проверяющих и т.д. На пути налоговой реформы полумеры лишь навредят добросовестным предприятиям.

— Ваше предприятие находится в жестких конкурентных отношениях с польскими и венгерскими производителями. Польша и Венгрия уже являются членами Европейского Союза. Как расширение ЕС повлияет на украинскую промышленность?

— Сегодня в стране фактически существуют две экономики. Одна — рентабельная и конкурентоспособная, другая — убыточная и конкуренции не выдерживающая. По своему объему эти экономики примерно одинаковы. Но у них различные интересы. Какая-то из этих экономик и определит дальнейшую судьбу страны.

Ввиду подобного разделения для части украинских предприятий расширение Европейского Союза выгодно, для других — нет. Невыгодно оно прежде всего для тех, чья продукция не соответствует европейским стандартам. А для таких, как ОАО «Искра», расширение ЕС будет иметь положительные последствия. Во-первых, для нас оно снимает проблему сертификации продукции в каждой отдельной европейской стране. Во-вторых, благодаря расширению ЕС наше предприятие получит больший рынок сбыта.