Импорт комбайнов западного производства, развернувшийся в текущем году по всему сельскохозяйственному фронту, подарил наблюдателям немало сюрпризов. С одной стороны, ничего неожиданного в таких поставках, казалось бы, нет: машинно-тракторный парк Украины устарел морально и физически, так что из более чем 110 тыс. некогда составлявших его комбайнов к моменту начала уборочной в более-менее функциональном состоянии находилось лишь 85 тыс. К тому же собственного серийного производства зерноуборочной техники Украина, даром что самая «черноземная» держава, по сей день не имеет - десяток «Славутичей», сборка которых находилась чуть ли не под личным президентским контролем, погоды не делает и потому может считаться лишь предметом национальной гордости или скромным сувениром для аграриев к годовщине независимости страны.
С другой стороны, неожиданности были, однако наибольшая степень их концентрации зарегистрирована вовсе не в области технико-экономических показателей ввозимых машин (что было бы естественно), сколько в сфере чисто коммерческой: кто ввозит, куда ввозит, кому будет продавать, почем и сколько при этом положит себе в карман. Оно и понятно - при существующей неразберихе в отношениях собственности, мягко именуемой многоукладностью экономики переходного периода.
Итак, сюрприз первый. Когда под возгласы осуждения в Украину уже прибыли почти все из 600 запланированных на этот год комбайнов американской фирмы «Джон Дир» (о критики, где ж вы были раньше?), негативная оценка вдруг прозвучала из-за океана. В середине июля «Нью-Йорк таймс» опубликовала статью по этому вопросу, суть которой сводится к утверждению, будто, поощрив использование $200 млн. из $250 млн. кредита Эксимбанка США на закупку этих машин для украинских колхозов, американское правительство осуществило «дорогую инъекцию в чахлое тело коллективной формы собственности». Аргументация: все комбайны переданы исключительно коллективным сельскохозяйственным предприятиям, а не частным фермерам, к тому же их передачей занимается более чем на три четверти государственная, если верить «Нью-Йорк таймс», корпорация «Украгропромбиржа».
Таким образом, сделке с «Джон Дир» досталось на орехи не только от отечественных (о чем «ЗН» уже писала), но и от зарубежных критиков.
В плане того, что комбайны перешли в распоряжение руководителей исключительно коллективной формы собственности, с газетой трудно не согласиться. Более того, в свое время в интервью автору этих строк вице-премьер Украины по вопросам АПК Михаил Зубец сказал, что комбайн такого уровня технической оснащенности способен во время уборочной пожинать плоды труда работников даже не одного, а четырех-пяти колхозов, так что собственность на него, если угодно, можно считать даже суперколлективной. Однако, признавая правоту данного суждения, как не задаться вопросом о том, сможет ли «частный фермер» купить такую машину, которая с учетом процентов по кредитам стоит около $250 тыс.? Что он будет делать с таким агрегатом? Наконец, готово ли правительство любой из развитых стран кредитовать наших частников, и если да, то кто должен выступать гарантом таких кредитов - неужели опять-таки правительство страны, как это было в случае с закупками «Джон Дир»? Небезынтересно и то, что 250-миллионный кредит, предоставленный под гарантии правительства Украины сроком на пять лет под шесть процентов годовых, почему-то называется «помощью» кредитуемой стороне...
Впрочем, второй сюрприз из области поставок зерноуборочной техники вполне мог бы успокоить критиков. Этим же летом Валютно-кредитный совет КМ принял решение о направлении остатков данного кредита на закупку зерноуборочных комбайнов фирмы «Кейс». Но на сей раз схема реализации техники оказалась прямо противоположной. Комбайны будет закупать вполне приватная структура - Украинская аграрная биржа. Распределяться в собственность колхозов эти машины не будут: в течение пяти лет с момента получения их собственником будет УАБ. Она планирует создать по всей Украине механизированные отряды, которые будут предоставлять технику в аренду всем желающим из расчета 20% арендной платы от убранного данным комбайном урожая (то-то фермеров набежит!). Продавая полученный в качестве арендной платы урожай, УАБ будет возвращать кредит (и заодно обеспечит себя работой). По истечении данного срока комбайны становятся собственностью механизированных отрядов или специализированных предприятий, учредивших эти отряды. «Чахлое тело коллективной формы собственности», как видим, не получит в этом случае ничего.
Данный алгоритм практически неуязвим с позиций сторонников частной собственности. Правда, не исключено, что схема может некоторым образом измениться с течением времени: ведь в связи с тем, что решение Валютно-кредитного совета принято не так давно, о поставках комбайнов «Кейс» к уборочной этого года речь не идет. Однако в любом случае непонятно, почему право на осуществление закупок по кредиту предоставлено именно этой структуре и - даже если правительство на фоне истории с «Джон Дир» задумалось о поддержке приватного бизнеса вообще и биржевого рынка сельхозпродукции в частности - почему не был проведен по крайней мере конкурс, ведь действующих агробирж в Украине на данный момент около двух десятков? Наконец, в связи с данным прецедентом наверняка следует внести коррективы и в существующий пакет биржевого законодательства и норм биржевой деятельности, которые пока не предусматривают операции такого рода...
Однако главный сюрприз, вытекающий из сопоставления двух предыдущих, заключается в следующем. Поскольку в конечном итоге государство всем - и колхозным, и приватным - сестрам раздало по серьгам, постольку можно сказать, что в отношениях собственности у нас царит вовсе не такая уж неразбериха. И если не широкие массы, то по крайней мере представители аграрного лобби уже достаточно хорошо ориентируются в том, что вокруг колхозное и что вокруг - мое. Схема же распределения вышеупомянутого кредита, в свою очередь, свидетельствует о том, что сращивание государственных, хозяйственных и частно-коммерческих структур на нашей почве следует называть отнюдь не так, как это принято во всем мире, а «государственным капитализмом» - или, если угодно, «контролируемой со стороны государства рыночной экономикой».
... В конце июля Ассоциация сельскохозяйственных предприятий Бродовского района Львовской области в рамках программы TACIS получила в подарок два горохоуборочных комбайна британской фирмы FMC. Чем не сюрприз? Увы, акция прошла почти не замеченной средствами массовой информации. Что лишний раз доказывает общеизвестную истину: в Украине, как и везде, в зубы не смотрят только дареному коню, то бишь комбайну.