UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кофейные зерна истины

Небольшое открытое акционерное общество Starbucks Corp., основанное в Сиэтле в июне 1992 года, радует как потребителей своей продукции, так и акционеров...

Автор: Оксана Приходько

Небольшое открытое акционерное общество Starbucks Corp., основанное в Сиэтле в июне 1992 года, радует как потребителей своей продукции, так и акционеров. Семикратный - за пять лет - рост цен на акции компании, прямо пропорционален количеству ценителей настоящего кофе, которые предпочитают продукцию Starbucks любой другой. «Только две очень маленькие частные компании - Peets Coffee из Сан-Франциско и Caribou из Миннеаполиса, - утверждает Крэг Биб, аналитик нью-йоркской фирмы Paine Webber Inc., - могут предложить нечто подобного же качества». Правда, без такого дохода акционеров. Жан-Мишель Валет, аналитик Hanbrecht&Quist, уверен, что акции Starbucks, которые сейчас идут по 36 долларов за штуку, в следующем году поднимутся в цене до 50 долларов, а к 2000 году даже миллион долларов не будет для них пределом.

Сильные ветры и другие погодные условия, вызванные Эль Нино, заставляют производителей кофе еще больше поднимать цены на кофейные зерна (несмотря на то, что в прошлом году они уже и так поднялись на 15%). Полное отсутствие дождей на кофейных плантациях Колумбии «компенсировалось» проливными дождями на плантациях Бразилии, а производители кофейных зерен в Коста-Рике изнемогали от небывалой жары. На плантациях Африки и Азии проблем было не меньше, и цены, естественно, были не ниже. Не способствовали удешевлению кофе и многочисленные забастовки рабочих. Все это привело к тому, что в ближайшие месяцы ожидается рост цены на кофе до 2 долларов за фунт, а затем возможно снижение до 1,5 доллара, да и то если в Бразилии удастся собрать хороший урожай. Нынешняя цена пока держится на уровне 1,75 доллара за фунт.

Подобные обстоятельства ставят Starbucks в еще более выгодное положение, так как эта компания может позволить себе роскошь не поднимать цену на кофе. Зато она все больше и больше наращивает обороты: компании уже принадлежит 1 200 магазинов, ежегодно открывается как минимум 300 новых. К 2000 году количество магазинов должно достигнуть 2000, при этом не менее 100 из них будут за пределами Соединенных Штатов. Правда, при выходе на международную арену, и особенно на заокеанских просторах, Starbucks уже поджидает достойный конкурент - японская компания Doutor Coffee Co., которая даже в условиях азиатского кризиса чувствует себя достаточно уверенно, а ее акции по цене 33 доллара за штуку считаются не менее выгодным капиталовложением, чем акции Starbucks.

Не совсем понятно, правда, почему в мировом рейтинге вкусовых качеств кофейных зерен, ежегодно проводимом The Coffee Review, первое место присуждено продукции компании New World Coffee&Bagels. Вряд ли нам представится возможность оценить справедливость такой оценки, так как этой компании за пределами США принадлежит один-единственный магазин, недавно открытый в Мюнхене.