UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИЕВ - МОСКВА - КИЕВ

Проблемной лабораторией Украинского института предпринимательства (УИП) в рамках исследований челночного бизнеса мне была предложена командировка в Москву...

Автор: Светлана Мемех

Проблемной лабораторией Украинского института предпринимательства (УИП) в рамках исследований челночного бизнеса мне была предложена командировка в Москву. Обработка материалов (не только по моей поездке), итоговые цифры и обобщения всего объема исследований еще впереди, а пока - как бы путевые заметки

Нерыночная железная дорога

В последний праздничный день годовщины независимости Украины в кассе железнодорожного вокзала билетов на Москву не оказалось. Зато перекупщики предлагали билеты на любые направления и даже с выбором типа вагона. На мое возмущение по этому поводу кассир резонно заметила, что спекулянтами должна заниматься милиция. В такие моменты остро осознаешь свое бессилие...

Возможно, она (кассир) права. Однако вот несколько чисто экономических аспектов. Если бы цены на билеты, пользующиеся повышенным спросом, были выше, разве было бы при этом такое количество предложений от спекулянтов? Наверняка, нет. Значит, сегодня чиновники государственной железной дороги, даже не пытающиеся пробивать через Кабинет министров методу оперативного плавного повышения цен на проезд в железнодорожном транспорте вслед за инфляцией, создают дефицит билетов, лишают доходов свои коллективы, порождают примитивную спекуляцию, неудобства и условия для ограбления населения. Вероятно, для некоторых работников железной дороги это и есть рынок, потому что без их участия вряд ли возможно организовать циклическую предварительную продажу билетов перекупщикам.

Осознав безвыходность ситуации, я была вынуждена купить билет у спекулянтки по цене, всего лишь в два раза выше государственной (предлагали и дороже). И было совсем неудивительно, что немало мест в вагоне оставались свободными до самой Москвы. Видимо, перекупщики жертвуют частью билетов, лишь бы держать цену. А это уже проявление дикого рынка.

В душном грязноватом вагоне я порадовалась за явно улучшившееся благосостояние соотечественников: лишь несколько человек не взяли у проводника постельное белье. Полгода назад картина была противоположной.

Правда, от предложенного проводником чая отказались почти все и, как оказалось, зря: в конце пути проводник сообщил, что стоимость чая входит в стоимость постельного белья. Прямо скажем - сервис у нас ненавязчивый.

За время пути обвалилась всего одна полка (не шучу). Упавший пассажир, слава Богу, отделался легким испугом. В единственном убогом туалете зеркала не было, но вода была.

Не буду описывать состояние и вид матрасов, подушек - оно уже многие годы остается неизменным. Скажу только одно: не умея торговать билетами по рыночной цене с учетом спроса, не желая организовать для пассажиров хоть мало-мальский сервис в пути, наши дорогие железнодорожники вынуждают своих клиентов путешествовать в почти скотских условиях.

Труд на экспорт в ближнее зарубежье

До этой поездки я знала о том, что украинские вахтовики работают на нефтепромыслах Тюмени, шахтеры Донбасса добывают уголь в ростовских шахтах, киевские водители водят троллейбусы в Москве. А наши челночники, как известно, обеспечивают поставку продуктов в Россию. Эта поездка познакомила с другими примерами украинского экспорта труда.

Киевлянка Нина Осиповна регулярно ездит в Москву преподавать украинский язык в каких-то государственных и частных структурах.

Кузнец-художник из Канева (мой попутчик) сумел найти кредитора с божескими процентами для создания маленькой кузницы не в своем родном городе, а в Москве. Проблем со сбытом продукции нет. В итоге его заработки составляют до 3 млн. руб. в месяц. Живет в хорошем благоустроенном общежитии с горячей водой и душем один в комнате, за что платит 300 тыс. руб. в месяц. Примерно раз в месяц ездит домой погостить и захватить в Россию побольше украинской вкуснятины для подарков. Свою мечту открыть кузницу в Каневе пока не оставляет.

Другая моя попутчица, Галя из Черкасс, уже несколько месяцев с 8 утра до 8 вечера без выходных продает на мытищинском рынке под Москвой картошку, лук, помидоры, перец, капусту, морковь. Начинала с челночного бизнеса, однако трудности с провозом багажа (таможенникам приходится платить все больше), частое отсутствие гарантии продажи товара и московский рэкет побудили к поиску иных способов заработка. Оптовики нашли ее сами. Хозяин (оптовик) доставляет овощи к месту продажи, назначает на них цену. В зависимости от спроса Галя может цену менять и приработок брать себе. Ее гарантированный заработок - 80 тыс. руб. в день. За место на рынке и налоги платит сама. Втроем, с сестрой и подругой, которые работают по такой же схеме, они снимают комнату за 10 тыс руб. в день с человека. Много денег уходит на питание (продукты в Москве дорогие), но 1,3 - 1,5 млн. руб. в месяц чистыми она имеет. Дома, в Черкассах, - муж, двое детей, бабушка. Галя счастлива, что может теперь покупать подарки своим близким.

Прозрачная граница

Ночью в Хуторе Михайловском (Украина) и в Брянске (Россия) пограничная и таможенная службы осуществляли досмотр документов и багажа на предмет провоза оружия, боеприпасов, наркотиков. У меня спросили, не везу ли валюту, на что я твердо сказала «нет», четко помня про свои лежащие в сумочке 40 долларов.

В соседнем купе нашего вагона ехали в Париж через Москву две настоящие француженки, мать и дочь. Мать - эмигрантка, хорошо говорит по-русски. Показывала дочери свою бывшую родину. Иностранкам больше всех досталось от таможенной службы. На въездной визе у них якобы не хватало какой-то отметки, и российский таможенник был непреклонен: «Собирайте вещи и следуйте за мной...». Француженка-мать говорила, что откуда ей знать, сколько нужно отметок и что если они выйдут, то отстанут от поезда. Создалось впечатление, что происходило явное вымогательство.

Но парижанкам повезло: таможенника вызвали из вагона. Вернувшись, он сказал им примерно следующее: «Пусть наш разговор останется между нами. Я прощаю вас (!) из-за вашего возраста». И ушел. Неизвестно, получил ли он указание или то, чего добивался.

Времени на досмотр багажа челночников (хотя их было немного) у таможенников уже не оставалось. Ситуация с француженками избавила «водителей кравчучек» от нервотрепки. Поезд отправился.

Заграница, заграница. Здесь друзей любимых лица

Утром в Москве. Последний раз я посещала белокаменную в середине прошлого года, и тогда она произвела гнетущее впечатление. Толпы народа возле Киевского вокзала и внутри, люди спят прямо на полу. Везде грязь и мусор, масса бомжей, пьяниц, попрошаек.

Новое знакомство с Москвой я начала, поменяв в обменном пункте 10 долларов на рубли по курсу $1=4400 руб. (то есть, биржевой - 4422 руб., и коммерческий доллар в Москве отличаются всего на 0,5%) и сделав несколько телефонных звонков друзьям и знакомым (телефон-автомат в Москве по-прежнему платный).

Кстати, цивилизованно, через обменный пункт продать украинские карбованцы невозможно - не покупают. Продать их можно лишь частным валютчикам прямо возле вокзала по курсу 100 крб = 2,5 руб.

На этот раз мои впечатления от Москвы значительно позитивнее. А международный Киевский вокзал меня просто восхитил. Вход туда только по проездным билетам или за отдельную плату - 4800 руб., поэтому масса свободных мест, чисто, приятно, красиво. Работают кафе, бистро, телеграф, телефон и т.д. В общем, все, что нужно, можно сделать, не выходя из вокзала. Правда, цены на услуги таковы, что лучше пользоваться ими реже. Например, посещение туалета стоит 1000 рублей.

В кассах вокзала очереди отсутствуют, спекуляции билетами нет. Неорганизованная торговля возле вокзала запрещена. Попрошаек нет, хотя явных бомжей и роющихся в урнах стариков видела. Зато бросилось в глаза большое количество омоновцев. В чуть критической ситуации они действуют быстро и жестко. На моих глазах драка между лицами неславянской национальности (такие чернявые) моментально была пресечена с помощью дубинок.

Посещение московского рынка и универсама входило в планы моей командировки - необходимо было ознакомиться с ценами.

На рынке и в государственной торговле стоимость основных продуктов выше, чем в Киеве (см. таблицу - перевод московских цен в купоно-карбованцы осуществлен по коммерческому курсу 37 крб./1 руб.). Однако зарплаты и пенсии у россиян тоже больше. И все же бедствующие пенсионеры также, как и в Киеве, покупают иногда по 2 - 3 картофелины.

Универмаг «Московский» ничем не отличается от зарубежных супермаркетов. Обилие самых разноообразных российских и импортных товаров и продуктов просто шокировало, хотя цены производили тот же эффект. Ассортимент колбас, сыров, кондитерских изделий, различных консервов таков, что глаза разбегаются. Великолепные витрины и отличный дизайн в целом делали сравнение с киевской «Украиной» не в пользу последней. Лучший киевский универмаг выглядит в сравнении с московским, по меньшей мере, как провинциальный. Я искренне порадовалась за достижения капитализма у наших ближайших соседей.

Итак, что можно сказать в заключение? Москва постепенно превращается в европейскую столицу, хотя все еще довольно грязновата. И до Парижа ей далеко. А до Киева, к сожалению, нет. Киев в последнее время утрачивает свои приоритеты по чистоте, Москве по-прежнему не хватает дешевой рабочей силы и людей низкоквалифицированного труда. Все это она принимает из ближнего зарубежья, в том числе из Украины. А что же украинцы? Пока с готовностью «продаются». И это сказано не в осуждение. Естественно, что, выбирая между не платящим даже мизерную зарплату государственным предприятием на родине и довольно щедрым (по нашим меркам) российским работодателем, они отдают предпочтение последнему. И продолжаться это будет до тех пор, пока средняя зарплата в Украине не догонит российскую.

Так, может быть, успех украинских реформ имеет смысл оценивать по темпам приближения зарплаты украинца к зарплате россиянина?