UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как выжить торговому флоту под украинским флагом. Прощание с великодержавной мечтой

Когда наши власти вспоминали о морском торговом флоте страны и по долгу службы задавали себе вопрос, как же с ним быть, они почти всегда останавливались на формуле — «возродить флот»...

Автор: Константин Ильницкий

Украинский флот
в мировом масштабе

По данным Review of Maritime Transport, 2003, подготовленного Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD), на 1 января 2003 года Украина имела торговый флот суммарным дедвейтом (грузоподъемностью) 1,081 млн. тонн, что позволяло ей занимать 54-е место в списке флотов стран мира (см. таблицу).

Прямо скажем, оставшись позади таких стран, как Гондурас или Северная Корея, претендовать на статус морской державы невозможно.

Наших читателей не должны смущать гигантские цифры флотов под флагами, например, Панамы, Либерии или Багам, поскольку в этих и ряде других стран так называемого удобного флага кто угодно может регистрировать свои суда с целью получения налоговых льгот. Так, 42% тоннажа под флагом Панамы является собственностью японских судовладельцев, 11% — собственность греков, по 8% — представителей Гонконга и Южной Кореи...

Последний лайнер

Многие ли граждане Украины знают, что к 2005 году в составе украинского флота не осталось уже ни одного морского пассажирского судна?

Единственный пассажирский лайнер — «Одесса», который еще принадлежит украинской судоходной компании АРК «Антарктика», носит флаг Коморских Островов. Судно пока еще стоит на ремонте на судостроительном заводе «Украина» в Одессе. Но денег на ремонт у компании нет, и, похоже, судно может быть продано «на иголки», как был продан в прошлом году другой пассажирский лайнер «Антарктики» — «Тарас Шевченко».

«Одесса» и «Тарас Шевченко» (бывшие суда Черноморского пароходства) ранее были приобретены «Антарктикой» по инициативе ее прежнего генерального директора Валерия Кравченко, большого энтузиаста возрождения отечественного круизного судоходства.

Так, теплоход «Одесса», имеющий 243 каюты для 522 пассажиров, был куплен в 2002 году на аукционе в Неаполе, где судно семь лет простояло под арестом.

В интервью, которое Валерий Кравченко дал журналу «Порты Украины» буквально за неделю до своей гибели, он говорил, что АРК «Антарктика» стала «крупнейшей морской пассажирской компанией страны».

«Итальянские, французские, испанские фирмы отмечают огромный наплыв туристов из постсоветских стран, — говорил Кравченко. — Почему эти услуги им предоставляют только иностранные компании? Почему мы бездарно потеряли круизный рынок? Почему не попытаться вернуть хоть малую толику его? Компаниям, берущимся сделать это для страны, нужно помогать или по крайней мере не мешать… Мы попытаемся стать тем предприятием, на базе которого появится мощная украинская судоходная компания, располагающая пассажирским флотом. Это, в частности, позволит Украине сохранить уникальный кадровый состав моряков, работавших на пассажирском флоте».

Увы, этим мечтам не суждено было осуществиться. Ушел на металлолом «Тарас Шевченко». Сейчас, не исключено, будет продана и «Одесса».

Говорят, компании не хватает 5 млн. долл. для завершения ремонта судна. Деньги немалые. Но и не большие, учитывая рыночную стоимость судна такого типа и настоящий бум на сегодняшнем круизном рынке.

Так, может быть, государству или муниципальным властям войти «в долю» и начать многократно обещанное возрождение отечественного флота с этого одного судна — нашего последнего пассажирского лайнера?