UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК УТОЛИТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД, ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ ПО-НОВОМУ

«Кадры решают все» — эти слова Иосифа Сталина, правильные по своей сути, в условиях современной Украины звучат то ли как скрытый упрек, то ли как ориентир для нынешней системы управления...

Автор: Алексей Кучеренко
Председатель правления компании «УкрСат» Борис Непомящий

«Кадры решают все» — эти слова Иосифа Сталина, правильные по своей сути, в условиях современной Украины звучат то ли как скрытый упрек, то ли как ориентир для нынешней системы управления.

Говоря о любой системе управления, мы так или иначе ведем речь о трех ее важнейших составляющих: людях (или, выражаясь бюрократическим языком, «человеческом факторе»); идеях, технологиях, ноу-хау и т.д., опираясь на которые управление может осуществляться с наибольшей эффективностью; собственно процессе управления на основе слаженного взаимодействия различных уровней системы. Тем не менее было бы ошибочно рассматривать эти три составляющие как хоть и взаимосвязанные, но все же отдельные вещи. За всеми идеями, технологиями, способами и средствами управления — так или иначе стоят придумавшие, внедрившие и контролирующие их люди.

Поэтому правильно вы подметили, Иосиф Виссарионович: кадры действительно решают все. Вернее, должны решать, да как-то все не получается. По крайней мере, у нас.

«У них», за бугром, — как-то по-другому. Не будем далеко ходить. Возьмем наших знакомцев по футбольным баталиям — словенцев.

Словения получила независимость на месяц раньше, чем Украина, поэтому возможности для реформирования у них были такие же, как и у нас. В декабре 1991 года у словенцев уже была Конституция и всего 175 тыс. долл. валютного государственного резерва. А в прошлом году этот резерв составлял 5 миллиардов долларов! 60% словенской промышленности работает на экспорт: Германия, Италия, Франция, США. А у нас все соревнуются — кто выше. И сейчас, как в 1991-м, митингуют, кричат. Неужели за десять лет ничего не наработали?

А действительно, что наработали-то за это время? Нет, наработали бесспорно. Правда, со знаком «плюс» или «минус» — это вопрос… Хотя вопрос — только для нас, а отнюдь не для некоторых международных организаций: не так давно Всемирный банк отнес Украину к числу беднейших стран мира.

Стыдно? Мне — да. Во-первых, за откровенно абсурдную оценку нашей страны. Во-вторых, за нерасторопность наших деятелей, которым по службе положено просчитывать действия наших друзей, партнеров, оппонентов и т.д. на несколько ходов вперед с тем, чтобы предотвратить возможный удар по и так хрупкому положительному имиджу Украины. В-третьих, за тех недалеких «патриотов», которые мазохистски радуются подобной издевательской насмешке над своей страной.

А ведь эти люди — те самые «кадры», которых у нас хватает так, что упаси Боже! Все ходят со значительными лицами, пытаются говорить умные значительные слова, даже мелкие молодые клерки, переносящие пару бумажек из одного кабинета в другой, пытаются делать это значительно — как настоящие «кадры», а не как простые помощники-консультанты-референты. «Кадровитость» выражается, с одной стороны, исключительно в снобистском внешнем виде и неприятно расслабленной, мягкой, как вымя, руке, протянутой для пожатия «не своим». А с другой — в подобострастной вытянутости по стойке «смирно» и паркинсоновски кивающей в знак согласия голове при общении с вышестоящими «кадрами». Так что кадров у нас вроде навалом, а ничего все равно не получается.

«Почему?» — чешет свои лысеющие то ли от радиации, то ли от большого ума, то ли от мук совести, а может, просто от старости когда-то остервенело-коммунистическая, а теперь яростно-демократическая интеллигенция. Да и не только она. Может, людей недостает? Так нет же: в конце сентября 2000 года Счетная палата Украины, помнится, сообщала, что только на 01.09.2000 предельное количество сотрудников органов исполнительной власти превысило на 4,4 тысячи человек фактическую штатную численность этих же органов, зафиксированную на конец 1999 года. Так что люди вроде есть. Даже более того, их количество растет несмотря на требования админреформы сократить численность сотрудников аппарата органов исполнительной власти. К слову, поговорку вспомнил: «Лишних денег не бывает». Оказывается, и в данном контексте она может быть применима.

Так что же тогда мешает эффективному управлению? Возможно, эти люди просто лишены необходимых возможностей, то бишь средств на эффективное управление не хватает?

Так снова нет: та же Счетная палата сообщала, что, несмотря на требование указов Президента и других нормативных актов о сокращении бюджетных расходов на содержание органов исполнительной власти, объем капитальных расходов этих органов в 2000 году по сравнению с 1999-м возрос в 6,3 раза, а у финансовых и фискальных органов и того больше — в 12,1. Более того, по информации Счетной палаты получается, что расходы на проведение реорганизации органов исполнительной власти значительно превышают экономию средств от их ликвидации. А ведь это наши с вами деньги — налогоплательщиков.

«Кто же принимает подобные решения?» — недоуменно спросите вы и тут же, хлопнув себя ладонью по лбу, сами же ответите: «Ах, да — управленцы».

Правильно, они. А точнее, некомпетентные и даже случайные в системе управления люди. Каким образом они туда попадают? На этот вопрос фактически дал ответ Президент Украины. Выступая на IX внеочередном съезде УСПП, Леонид Кучма отметил: «По большому счету, у нас нет целостной, рассчитанной на перспективу общегосударственной кадровой политики, не создана атмосфера заботливого и заинтересованного отношения к способным, многообещающим людям, талантливым организаторам и управленцам всех звеньев. В этой сфере еще не изжиты непоследовательность, ведомственные или даже местечковые подходы».

Вот и получается, что зачастую принимаемые решения являются результатом недостаточного опыта, неполных знаний, несогласованных действий, недопонятых распоряжений, наконец, просто неправильно реализуемых правильных решений. Помимо отсутствия необходимого опыта, одной из главных причин такого положения дел является банальное неумение эффективно работать с информацией — причина, состоящая из двух факторов: личностного и технического.

Если о первом в основном было сказано выше, то второй может быть охарактеризован словами Голдена: «Информация, которая у вас есть, — не та, которую вы хотите; информация, которую вы хотите, — не та, которая вам нужна; информация, которая вам нужна, — недоступна».

Для нашего рядового среднестатистического управленца (честно говоря, не только для рядового) все утверждения данного высказывания верны. Наш управленец не привык работать с информацией так, как это делают во всем мире — с глобальными компьютерными системами, объединяющими в единый электронный транспортный поток массу необходимой и полезной для государства информации. Да и, по правде сказать, с компьютером вообще. В то же время объединенная в единую сеть такая система позволяет не только быстро и эффективно осуществлять управление на разных уровнях — центральные органы власти, местные органы власти, субъекты хозяйственной деятельности, контролирующие органы и т. д., но и сэкономить значительные суммы. Ведь если реальную экономию средств, возможную благодаря такому объединению, перевести в денежное выражение, получится сумма, равная годовому бюджету Украины.

Об этом смело заявляет председатель правления компании «УкрСат» («Украинские сателлитарные системы») Борис Непомящий на недавно проведенной в УНИАН пресс-конференции «Управленческий кризис в Украине: как его преодолеть?».

Обвинений в голословности и популизме он не боится: возможность экономии средств в таких масштабах «УкрСат» успешно доказал на практике. Благодаря внедренным информационно-телекоммуникационным проектам в Государственной таможенной службе Украины и Государственной налоговой администрации Украины экономический эффект составил сотни миллионов гривен.

Почему же государство не проявляет интереса к созданию такой глобальной централизованной системы на всеукраинском уровне? Не потому ли, что в этом случае кое-кому придется навсегда забыть о «ручном управлении» экономикой?

«Сегодня мы имеем несколько указов Президента по построению информационной инфраструктуры администрации Президента и органов исполнительной власти, которые благополучно не выполняются, — говорит Борис Непомящий. — Все сводится к механизму ручного управления, а система единого учета и контроля документооборота, оперативного оповещения и реагирования на все распоряжения главы государства почему-то отсутствует. Хотя это нужно было делать еще вчера. Кроме того, если внедрить сегодня на предприятиях, в отраслях новые технологии, которые в два раза быстрее и в два раза дешевле позволяют передать информацию, то мы получим сумасшедший экономический эффект: сокращение расходов ровно вдвое с последующим использованием высвободившихся средств для модернизации производств. Что, конечно, должно быть жестко регламентировано».

Замечательно! Но у меня возникает вопрос: почему об этом не болит голова у наших управленцев, почему они беспомощно разводят руками? И кто же в таком случае является большим государственником и кто более подготовлен для решения управленческих проблем на государственном уровне — предприниматель, доказавший своей успешной работой в наших непростых условиях нестабильного законодательства и убийственной налоговой системы, что он хочет и умеет реально и толково управлять процессами, или же чиновник, который управлять, возможно, хочет, но реально не умеет?

И второй вопрос, закономерно вытекающий из предыдущего: так, может, чиновнику-неумехе следует освободить свое место более компетентному в области управления специалисту?

Победитель в номинации «Менеджер года-2000» общенациональной программы «Человек года» Борис Непомящий считает, что многие из тех, кто сегодня находится у «рычагов управления», реально управлять не умеют: «Им просто дана возможность управлять. При этом они ни за что не отвечают. Отсутствие системы специальной аттестации для всех уровней управления является громадным тормозом на пути повышения компетентности и профессионализма управленцев. Да, сегодня нет законодательного обеспечения таким глобальным ежегодным аттестациям, промежуточным тестированиям. Но есть приоритетные отрасли, на которые сегодня делается основной упор. Вот с них и нужно начать. Обязательно».

По мнению же самого Бориса Непомящего, одним из приоритетов национального развития должны стать информационные технологии. Во-первых, в глобальном понимании. Согласно озвученным ЕС прогнозам развития трех основных мировых макроотраслей хозяйства — сельского хозяйства, индустрии и информационных технологий, — в 2035 году темпы роста сельского хозяйства составят всего 1%, индустрии — 9%, а информационных технологий — 90%! Т.е. весь мир будет жить фактически за счет информтехнологий, существенно потеснив производственные отрасли. Как бы нам вновь не оказаться «на задворках».

А во-вторых, в плане геополитическом. Ведь сегодня все много говорят о транспортных коридорах «Азия — Европа» по транзиту нефти и газа, аммиака, разумно используя которые Украина может обеспечить себе высокие доходы. Но никто не говорит о том, что Украина является стратегическим местом построения также и транспортных информационных коридоров и, соединив глобальными информационными потоками Европу и Азию, может получать от этого транзита сотни миллионов долларов.

Итак, опыт против кумовства, знание против некомпетентности, ответственность против безответственности, постоянный поиск против безмыслия — кто должен побеждать в этом противостоянии? И кто обычно побеждает…

Отсутствие эффективного управления по-новому сказывается на социально-экономическом положении рядовых украинцев, т.е нас с вами. Политического кризиса не было бы и в помине, если бы во всех сферах, и прежде всего в сфере экономики, управляли профессионалы.

Не претендуя на роль изобретателя велосипеда, Борис Непомящий тем не менее предлагает свой рецепт выхода из управленческого кризиса.

Первое: как можно скорее создать централизованную единую систему координации информационных транспортных (сетевых) потоков всего государственного аппарата и субъектов хозяйственной деятельности.

Второе: срочно разработать и приступить к реализации концепции защиты национального производителя, особенно работающего в сфере информатизации.

Третье: активнее использовать опыт, знания и наработки успешно работающих предпринимателей для решения проблем государственного управления. По словам Бориса Непомящего, ряд бизнесменов готовы взяться за решение задач государственного управления, перенеся в эту сферу принципы коммерческого менеджмента.

И четвертое: от дилетантов следует активно избавляться. Аттестация, объявленная в этом году, является недостаточной мерой. Аттестации и тестирования следует проводить чаще, причем не среди управленцев среднего и особенно мелкого уровня, но и высшего — чем они лучше? Каждый из «высоко сидящих» деятелей должен раз в год отчитываться в том, что лично он сделал, чего достигло возглавляемое им учреждение за этот год и т.д. И амбиции в данном случае следует умерить: нам нужно совершенствовать систему управления — ради будущего страны. И достичь этого можно.

Злопыхателям же, злорадно твердящим о невозможности совершенной системы управления в Украине (коррупция, кумовство и т. п.), отвечу словами Эразма Роттердамского: «Ничего вообще не бывает совершенным с самого начала. Но все, что имело начало и первооснову, может со временем совершенствоваться».