UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ОБМЕНЯТЬ БРАКОВАННЫЙ ТОВАР

«Купленный товар обмену и возврату не подлежит» - такие надписи можно встретить сегодня во многих магазинах...

«Купленный товар обмену и возврату не подлежит» - такие надписи можно встретить сегодня во многих магазинах. Правомерны ли они? Заметим сразу, что зачастую они рассчитаны на покупателя, не имеющего представления о своих правах. А прав, надо сказать, достаточно. Об этом наша беседа с юрисконсультом Украинской ассоциации потребителей Оксаной Нагорнюк.

- Давайте рассмотрим типичную ситуацию: человек купил телевизор, а в нем испортился кинескоп. Обращается в магазин, а там отвечают, что ремонтировать нужно за свой счет или, что еще хуже, отказываются принять товар обратно...

- Прежде всего, купив непродовольственный товар, сохраняйте чеки, квитанцию, гарантийный паспорт, в котором обязательно должен стоять штамп магазина и подпись продавца, выдавшего вам покупку. В течение гарантийного срока вы имеете право на бесплатное устранение недостатков. Поэтому проследите, чтобы в паспорте были указаны адреса гарантийных мастерских. Бывают случаи, когда в мастерских в ремонте отказывают, ссылаясь на отсутствие необходимых запчастей. Не падайте духом! Вы имеете право заключить договор с другой организацией и отремонтировать изделие за счет изготовителя.

Далее. Вы можете потребовать замену товара на аналогичный надлежащего качества или же на товар другой модели, доплатив разницу в сумме. И в конце концов вы можете вернуть товар в магазин. Замечу, что расчет с покупателем должен осуществляться, исходя из той суммы, которая действует на момент сдачи товара.

- А если, что бывает крайне редко, цена товара упала?

- Тогда с вами должны рассчитаться по той цене, по которой была сделана покупка.

- Как поступить, если срок гарантии еще не истек, но магазин препятствует обмену или возврату товара?

- Свои претензии вы можете предъявить как к продавцу, так и изготовителю. В заявлении укажите полное наименование и юридический адрес торгового предприятия, продавшего товар, свои фамилию и инициалы, домашний адрес. Изложите суть претензии: когда и какой товар вы приобрели, его стоимость, через какое время изделие вышло из строя, а также ваше требование. Заявление нужно писать в двух экземплярах: один отдать в магазин, а другой, с указанием даты и подписи работника магазина, принявшего у вас заявление, сохранить. Пригодится, если дело дойдет до суда.

Если у вас заявление не принимают, то пошлите его по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Приложите к заявлению копию товарного чека. Подлинник же храните у себя. Словом, идите на абордаж! Претензии ваши должны быть рассмотрены в течение семи дней.

- Оксана Николаевна, по-моему, на практике бывает все гораздо сложнее...

- Замечу, что администрация магазина о правах покупателя осведомлена гораздо больше последнего. И знает, чем чреваты последствия суда, когда не выполняются законные требования потребителей. Вот один из последних примеров. Покупатель К. приобрел в магазине «Спорт» легководолазный аппарат с гарантийным паспортом на него. Уже дома обнаружил, что аппарат этот не работает. Отправил претензию - ответа не последовало. Тогда обратился с иском в суд. Итог - помимо стоимости покупки, ему компенсировали еще и моральный ущерб, в три раза превышающий стоимость самого аппарата. И такие случаи, когда изготовители или же магазины выплачивали покупателю компенсацию, у нас уже исчисляются сотнями. Компенсация за телевизоры, холодильники, пальто...

- А как же определить срок годности пальто или же обуви? Ведь гарантийный паспорт на такие изделия не выдается...

- Если вы чувствуете вину производителя - допустим, с первых дней ваша покупка разошлась по швам, - можете подать заявление на технологическую экспертизу. Более того, вы вправе участвовать в ней лично.

- Оксана Николаевна, давайте вернемся к гарантийному обслуживанию товаров. В какой срок устраняются недостатки?

- В течение 14 дней. Запомните еще одно важное положение Закона Украины «О защите прав потребителей», незнанием которого, кстати сказать, часто пользуются изготовители и ремонтные службы: за каждый день задержки выполнения требования о предоставлении аналогичного товара и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара. Поэтому проследите, чтобы в квитанции, выданной вам, была четко указана дата. Устные беседы, телефонные звонки, обещания - все это не является доказательством в том случае, если вы решите обращаться в суд.

- Предусмотрена ли компенсация за то, что покупатель на время ремонта остался без покупки?

- Да, по вашему требованию на время ремонта обязаны предоставить аналогичный товар из обменного фонда.

- Думаю, не ошибусь, если скажу, что это положение закона для многих наших читателей будет просто открытием.

- Возможно. Поэтому посоветую прочитать статью 14 Закона Украины «О защите прав потребителей». А пока запомните перечень товаров обменного фонда, который утвержден Кабинетом министров Украины 19 марта 1994 года. В нем телевизоры, магнитолы, магнитофоны, радиоприемники, холодильники, стиральные и вязальные машины, пылесосы, электроутюги, электромиксеры, электросоковыжималки.

- Хотелось бы внести ясность и в такой вопрос: подлежат ли возврату товары, купленные в комиссионных магазинах?

- Если эти товары уже были в употреблении, то возврату они подлежат только с согласия продавца. Иное дело - новый товар, имеющий гарантийный паспорт. Форма собственности магазина при этом значения не имеет.

- Мы говорили с вами только о недоброкачественных товарах. Но бывают случаи, когда куплено то же добротное пальто и оно не подошло по размеру. Можно его возвратить?

- Конечно. Главное - сохранить товарный вид, ярлык и, конечно же, чек. Однако есть довольно значительная группа товаров, которая возврату не подлежит. Она также утверждена Кабинетом министров. Это лекарственные препараты, предметы личной гигиены, включая постельное и нижнее белье, парфюмерно-косметические изделия, резиновые, мягкие и надувные детские игрушки, ювелирные изделия с драгоценными камнями, печатные издания, грампластинки, пуховые изделия, перчатки, гардинные ткани, пиломатериалы, стекло, если оно нарезано по размеру, определенному заказчиком, все некондиционные товары. Вот почему убедиться в работоспособности купленного вами товара лучше всего в магазине. Не подлежат возврату и продовольственные товары. Исключение - если на упаковках, а целостность их не нарушена покупателем, проставлен срок годности, который уже истек. В этом случае вам должны обменять продукт или же вернуть за него деньги.