UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАБМИН ПРОТИВ «ПОРОЧНОЙ» СВЯЗИ… УКРАИНСКИХ ЦЕН С АМЕРИКАНСКИМ ДОЛЛАРОМ

Не могу вспомнить, чтобы мне приходилось прежде видеть нечто подобное постановлению правительства «Об усовершенствовании порядка формирования цен» от 18 декабря 1998 года...

Автор: Алла Еременко

Не могу вспомнить, чтобы мне приходилось прежде видеть нечто подобное постановлению правительства «Об усовершенствовании порядка формирования цен» от 18 декабря 1998 года. Не в том дело, что нынче в Украине буквально все пытаются упорядочить, прибегая ко всяким, даже немыслимым, способам. Поражает вышеназванное постановление как формой, так и содержанием. Смысл его, очевидно, станет судьбоносным для отечественной экономики, в частности для ее системы ценообразования. Но и форма - своего рода прецедент.

Из немногим более двух страничек текста постановления более страницы занимает преамбула.

На моей памяти впервые авторам кабминовского документа такого рода понадобилось столько слов и места, чтобы показать убедительными 8 пунктов постановляющей части. Если учесть и предварительную обработку общественного мнения, проведенную в духе преамбулы, то можно предположить, что авторы этого документа серьезно заботились об имплементации его положений в жизнь. Итак,

ПРЕАМБУЛА указанного постановления КМ отмечает, что «в последнее время в отраслях народного хозяйства значительно расширилась практика установления цен и тарифов в долларовом эквиваленте». К слову, подобной практикой грешил и сам Кабмин... Далее подробно объясняется, что пагубность этой практики в том, что при стремительном падении курса гривни к доллару (в августе-сентябре 1998-го) так же стремительно растут и цены на товары и услуги на украинском рынке, особенно в отраслях, где используется импортное сырье и материалы.

Далее текст постановления напоминает сводку Минстата с индексами цен и инфляции, в которой говорится о «цепной реакции» при подорожании доллара и констатируется «негативное влияние применения долларового эквивалента на ценовую ситуацию...»

Следующее «откровение» в том, что даже на те товары, в производстве которых импортная составляющая минимальна, цены все равно растут. Необоснованно. По тексту постановления КМ: «Это приводит к необоснованно дискриминационному повышению цен, увеличивает запасы неликвидной продукции и, соответственно, уменьшает оборотные средства предприятий, провоцирует раскручивание цен в смежных отраслях и, как следствие, к инфляции».

Затем сообщается, что в результате проверок Госинспекции по контролю за ценами «выявлены не единичные факты», свидетельствующие о том, что рост цен зачастую опережает рост долларового курса. И все это - в наиболее масштабных, в частности энергоемких отраслях экономики. Причины такого положения также перечисляются, и они также не оригинальны: несформированность прозрачных рыночных отношений, недостаток конкуренции, «безответственные действия отдельных коммерческих структур» (интересно - каких именно?!), недостаточная борьба с монопольными замашками...

Словом, КМ принял это постановление «с целью стабилизации цен на внутреннем рынке, усиления борьбы с монопольными проявлениями и защиты интересов отечественного производителя и населения». (Знали б об этом цены!..) А вот чтобы достичь вышеуказанных целей,

Кабмин ПОСТАНОВИЛ...

Во-первых, формирование, установление и применение субъектами предпринимательства свободных цен (ну просто цирк: КМ рассказывает, как устанавливать... свободные цены!) в Украине осуществляется «исключительно» в гривнях. Объясняется, и что считать «обоснованным учетом затрат в долларовом эквиваленте»: ту часть ценовой составляющей, которая приходится на импорт.

Во-вторых, все нормативно-правовые акты (имеющие отношение к ценам и ценообразованию) должны быть приведены в соответствие с вышесказанным уже до 20 декабря 1998 года. И заняться этим должны Минэкономики, Минтранс, Госнефтегазпром, НКРЭ.

Упоминание этих госорганов исполнительной власти наряду с «провинившимися» в ценовом отношении отраслями (горнорудной, металлургической, коксохимической, электроэнергетической, нефтеперерабатывающей) и трейдерами наводит на неоригинальную мысль: именно вышеназванные госорганы и отрасли имеют непосредственное отношение к энергоносителям и формированию цен на них в Украине. Энергоносители в Украине, как известно, большей частью - импортные. А об энергоемкости отечественной промышленности уже написаны тома исследований и статей (правда, энергоемкости от этого - ни холодно ни жарко). Можно вдаваться в долгий анализ на сей счет, но пока достаточно, на мой взгляд, напомнить, что ежегодно Украина импортирует только газа на сумму около 4 млрд. долларов (50 млрд. кубометров газа по 80 долл. за 1000 кубометров). Такой вот «газовый» эквивалент...

Пересчитать прежние «долларово-эквивалентные» цены и тарифы на новый гривневый лад названные госорганы должны в порядке, о котором речь идет в приложении к описываемому постановлению КМ. Это самое приложение утверждает «Порядок перерасчета регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги, установленные не в национальной денежной единице».

Напрашивается вопрос: так о чем речь - о регулируемых ценах или все-таки о свободных?..

Итак,

ПОРЯДОК...

По версии уже названного приложения к постановлению КМ от 18 декабря, распространяется этот «порядок» на продукцию и услуги, цены и тарифы внутреннего рынка Украины. (Интересно знать, неужели кто-то бы додумался с этим «порядком» сунуться на какой-нибудь иноземный рынок? Вот смеху-то было бы!..)

Пункт 2 «порядка» гласит, что в установленных регулируемых ценах (тарифах) определяется доля составляющей, на которую расчеты проводятся в иностранной валюте. Эта самая доля должна определяться тем органом, который и устанавливает цены и тарифы.

(В принципе, все производители могут легко назвать эту самую импортную составляющую, так как всегда ее учитывали в схеме сборной цены - себестоимости и реализации продукции. Другое дело, что под шумок падения гривни кое-кто умудрялся не только заблаговременно позаботиться о «долларовой» составляющей цены своего товара, но и об увеличении процента рентабельности, также включаемого в оптовую цену товара наряду с его себестоимостью.)

Пункт 3 приложения есть смысл процитировать дословно: «Установленная импортная составляющая цены (тарифа) пересчитывается в национальную денежную единицу по курсу Нацбанка, действовавшему на 1 декабря 1998 г. (3,4270 грн. за 1 долл. США)». Запомните это.

Пункт 4 гласит: «Остальная составляющая часть цены (тарифа) пересчитывается в национальную денежную единицу по курсу Нацбанка, действовавшему на 1 сентября 1998 г. (2,25 грн. за 1 долл. США)...» Запомним и это.

Смысл этого «жонглирования» курсами гривни, вероятно, будет более понятен на следующем примере. Предположим, что химкомбинат, производящий карбамид и аммиак (основу для производства минудобрений), закупает ежемесячно 200 млн. кубометров газа для своего производства. Закупает импортный газ у трейдеров, скажем, по 80 долл. за 1000 кубометров (хотя известны и примеры покупки химиками газа по 38-42 долл., но в данном случае не о цене газа речь - дело в принципе подсчета). При этом стоимость газа в цене производимого из него карбамида составляет около 70% себестоимости этой продукции (условно говоря). Поэтому в тонне произведенного химиками карбамида 70% цены - стоимость газа, та самая импортная составляющая. Ее исчисляли в долларовом эквиваленте. И хотя при расчете с теми же газотрейдерами химики платили им гривни - по курсу Нацбанка на день оплаты. Платили, стоит заметить, зачастую через три-четыре месяца после поставок газа и уже после реализации произведенного из этого газа карбамида. Но как производители карбамида, так и поставщики газа (и всех прочих импортных составляющих) особо в накладе не были. Так как в цене товара, можно сказать, автоматически учитывался инфляционный процент и курсовая разница на день оплаты товара. Скажем, химики по договору обязывались оплатить газ, полученный ими еще в сентябре, через три месяца, т.е. в конце декабря. Из расчета 80 долл. за 1000 кубометров газа. Значит, за 200 млн. кубометров газа (полученных в сентябре) химики должны заплатить газотрейдеру 160 млн. долларов - в гривнях по курсу Нацбанка на день оплаты. И окончательная цена карбамида (то есть все составляющие этой цены) была приведена к единому знаменателю - условным единицам (или точнее - к долларовому эквиваленту). Все вроде бы понятно.

С принятием Кабмином 18 декабря «антидолларового» постановления вышеописанная в условном примере схема установления цены на карбамид и расчета с поставщиками того же газа кардинально изменяется. Теперь те же химики за 200 млн. кубометров газа, полученных в декабре, должны будут заплатить газотрейдеру вплоть до мая 1999 года фиксированную в гривнях сумму. По курсу Нацбанка на 1 декабря 1998 года (1 долл. = 3,4270 грн.) это 548,32 млн. грн. Такая «стабильность» была бы уместной, если бы курс гривни по отношению к доллару не менялся, что маловероятно. А ежели еще и гривню отпустят, как поговаривают, с января в свободное плавание (и установят так называемый плавающий курс); и ежели гривня заплывет за отметку 6-7-8-... В нашем примере химикам при таком раскладе еще повезет: платить им придется по курсу 3,4 грн. за 1 долл (за газоимпортную составляющую), даже если доллар и подорожает. А газопоставщики при этом получат, выходит, в 2-3-4 раза меньше «эквивалентных» средств (уменьшение будет пропорционально росту курса доллара), чем сами платят россиянам за газ - валютой, долларами? И уповать им остается только на то, что ежели в течение 10 месяцев «свободные оптовые» цены на продукцию энергоемких отраслей вырастут в Украине на 30%, то Минэкономики сжалится и разрешит им «изменить цены». Кстати, по информации из Минэкономики, и это возможно только до мая следующего года. А что будет потом? Да и что еще случится с гривней к маю?!

Но кроме «газоимпортной» составляющей в нашем примере ценообразования на карбамид остается еще и другая «эквивалентная» составляющая цены. И вот ее химики должны теперь пересчитать в гривни по курсу Нацбанка на 1 сентября 1998 года: 1 долл.=2,25 грн. Так что и их «выигрыш» весьма условный, если вспомнить, что уже сегодня официальный курс гривни к доллару составляет 3,42...

В Минэкономики и даже в Антимонопольном комитете Украины говорят, что «отвязка» гривни от доллара - в интересах национального товаропроизводителя и потребителя. Но и притча гласит, что благими намерениями выстелена дорога в ад. На первый взгляд, и в самом деле для отечественных производителей «антидолларовое» постановление сулит ощутимые блага. Ну как же - плевать теперь на доллар!

Но хочется почему-то спросить: как долго можно будет «плевать» на эту самую «капусту»? Пока она, зеленая, не скиснет? Или пока от отечественных товаропроизводителей останется одна кочерыжка? Последнее - вполне вероятно в силу того, что все энергоемкие предприятия в Украине (а они, увы, составляют основную часть всей еще «дышащей» промышленности страны) очень скоро столкнутся с тем, что поставщики импортного сырья просто откажутся поставлять его в Украину по фиксированным «антидолларовым» условиям. И вовсе не потому, что они, дескать, шкурники-саботажники. Изначально трейдеры (и газотрейдеры - всего лишь самое популярное звено в этом ряду), будучи акционерными и частными компаниями или консорциумами, в своих уставных документах среди своих основных задач и целей официально декларируют: «получение прибыли...» В расчете на это они выстраивают хитроумные схемы.

По большому счету, трейдерам всех рангов предлагают раскошелиться в пользу бюджета: то ли путем бартерных контрактов, то ли как участникам «антидолларовой» кампании. Даже в условиях тотальных неплатежей трейдеры исхитрялись до сих пор уходить от прямых бартерных контрактов.

И как только они (трейдеры) убедятся в том, что «антидолларовая» кампания - долгосрочное явление, они просто займутся чем-то менее убыточным, или же придумают что-то, что вполне законно позволит им уйти от навязываемых им прямых убытков и недополучения прибыли. И если бы от их действий не зависела большая часть экономики Украины, можно было бы наплевать на их мнение и интересы... Одна надежда на информацию Минэкономики - все вышесказанное пока растянуто до мая. А сколько всем потом еще маяться?