На пресс-конференции 20 февраля с.г. ответственные работники Фонда госимущества Украины малость погорячились, живописуя радужные перспективы скорого внедрения компенсационного сертификата в приватизационное русло. Журналистам было сообщено, что приказ по Фонду, регламентирующий порядок проведения специализированных аукционов за компенсационные сертификаты, уже утвержден и даже зарегистрирован в Минюсте, о чем мы и не преминули сообщить (см. «ЗН» за 2 марта с.г.). Однако прошла неделя, другая, третья, а документ, застряв где-то в министерстве, так и не обрел прав гражданства. Первый заместитель председателя ФГИ Е.Григоренко объяснял: камнем преткновения стала записанная в положении о специализированных аукционах возможность продажи акций приватизируемых предприятий по цене, ниже их номинальной стоимости. Минюст - как бы это повежливее сказать? - в данном случае не прав, прежде всего потому, что попытался влезть в «чужую», экономическую парафию. Ему ли, дескать, рассуждать, почем можно продавать и почем нельзя? Если законом не запрещено продавать по цене ниже номинала, значит, должно быть разрешено.
А не запрещено ведь - по той простой причине, что ни в одном украинском законе нет ни словечка о компенсационных сертификатах. Да и вряд ли таковое появится: парламентарии к данному виду ценных бумаг и данному способу компенсации потерь от обесценения вкладов относятся более чем скептически.
Но выполнять указ Президента надо? Надо. Точно так же, как и выполнять февральское постановление правительства. А поскольку наша исполнительная власть всецело за «компенсационную приватизацию» (или, если угодно, «приватизационную компенсацию»), то 27 марта выходит постановление КМ за № 363, которое в довольно лаконичной форме подтверждает основные принципы разработанного в ФГИ положения о специализированных аукционах. В частности, в пункте 1.5 говорится, что аукционная цена одной акции АО устанавливается путем «прямого соотношения» суммы компенсационных сертификатов, участвующих в торгах по данному предприятию, и выставленного на продажу количества акций этого предприятия. Слов «ниже номинала» нет, но они подразумеваются, так как далее сказано, что на аукционе необходимо продать - независимо, стало быть, от спроса - не менее 95 процентов предложенного пакета акций.
Зачем я все это рассказываю? Ну уж не затем, чтобы в очередной раз посетовать на нравы чиновничьей «кухни». Наш читатель должен осознать: в истории с компенсационными сертификатами все далеко не так просто и просто не будет. Первый специализированный аукцион, обещанный еще с 15 марта (затем с 1 апреля), перенесен на неопределенный срок, и я уж не рискну предположить, когда же он все-таки состоится и по каким правилам. Как не возьмусь предсказывать саму судьбу сертификатной компенсации. Особенно после 2 апреля, когда из уст Президента Л.Кучмы на всю страну прозвучало: «Правительству и Национальному банку при проведении будущей денежной реформы следует рассмотреть возможные механизмы возвращения сбережений тем, кто может не дождаться дивидендов от сертификатов, компенсирующих потери от обесценения инфляцией вкладов в Сбербанке и Укргосстрахе». Звучит, конечно, гуманно и обнадеживающе, но как будет выглядеть на практике?