UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСТОРИЯ ЭНЕРГО-ПРИВАТИЗАЦИОННОГО ГОДА

Напомню, что летом прошлого года ФГИ аннулировал утвержденные прежде некоммерческие конкурсы под инвестиционные обязательства...

Автор: Наталка Прудка

Напомню, что летом прошлого года ФГИ аннулировал утвержденные прежде некоммерческие конкурсы под инвестиционные обязательства. Фонд убеждал, что разница между коммерческим и некоммерческим конкурсом весьма условна и суть коммерческих конкурсов в том, чтобы привлечь стратегических инвесторов плюс упростить контроль за внесением инвестиций.

События прошедшего года убеждают в обратном: при выборе победителя в коммерческих конкурсах по продаже акций облэнерго единственным критерием выбора стала цена пакета. По существу, это обусловлено Положением о проведении конкурсов, изданным ФГИ. Инвестиционные обязательства, ради которых, собственно, и были начаты реформы в электроэнергетике, во внимание не принимаются…

Минэнерго в настоящее время пробует отыграть ситуацию назад, рассылая письма во все инстанции. В частности, в представленном в Кабмин и ФГИ предложении к Госпрограмме приватизации на 1999 год министерство предлагает возобновить проведение некоммерческих конкурсов и усилить меры по привлечению эффективных собственников с реальными инвестициями. Чтобы процесс был подконтрольным, следует одновременно проводить конкурсные продажи не более двух компаний в месяц.

С другой стороны, Фонд, у которого полностью завалена программа приватизации на текущий год, противодействует усилиям энергетиков. При этом он, похоже, пытается полностью отстранить Минэнерго от приватизационных процессов. Фонд не намерен выпускать отдельное Положение о коммерческих конкурсах в электроэнергетической отрасли. Одновременно с Минэнерго ФГИ прислал письма в Комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку и в Кабинет министров с просьбой выделить представителей в конкурсные комиссии для повторного проведения конкурсов по продаже акций облэнерго. Однако в Минэнерго такое письмо не пришло. Недоброжелатели утверждают, что существует и вполне конкретный заказ одной не безразличной власть предержащим финансовой группы на приватизацию энергетики…

По требованию Минэнерго Кабмин еще в июле принял протокольное решение о приостановке приватизации энергопредприятий. Однако, ФГИ продолжает начатый процесс. Фонд продолжает конкурсы по «Николаевоблэнерго» и «Черновцыоблэнерго». Ссылаясь на то, что они объявлены до этого решения. Ситуация - патовая.. Пытаясь как-то влиять на события, Минэнерго требует, чтобы результаты продажи акций облэнерго утверждались правительством. Впрочем, основная надежда на челобитную к Президенту, в которой описана суть происходящих процессов.

Ретроспектива

Приватизация в украинской энергетике развивалась несколькими волнами. Первая волна, начатая в декабре прошлого года, благополучно схлынула почти без всякого эффекта. Из девяти выставленных на продажу компаний были проданы только две, причем самые дешевые. При этом бюджет не получил от этого ничего. За «Кировоградоблэнерго» владелец акций не стал вкладывать деньги в компанию в течение 60 дней, а провел взаимозачет с Оптовым энергорынком на сумму 3,5 млн. грн. Аналогичным образом действуют новые владельцы акций компании «Полтаваоблэнерго». За «Тернопольоблэнерго» ФГИ вообще предстоит суд с победителем конкурса, так как все сроки внесения инвестиций давно прошли. Кстати, за 20-процентный пакет акций «Тернопольоблэнерго», предложили самую большую цену - аж 1,65 номинала.

После столь «блестящего» старта Минэнерго предложило увеличить выставляемые пакеты, что позволило бы продавать акции не просто посредникам, а привлекать стратегических инвесторов с опытом работы в энергетике. ФГИ частично согласился с Минэнерго, и в условия конкурса были введены изменения: пакеты акций были увеличены до 35-40% плюс победители получили право управлять госпакетами акций. К участию в конкурсах допускались компании, подтвердившие опыт в управлении энергопредприятиями.

Так началась вторая волна приватизации. По новым правилам состоялось 7 конкурсов. В результате проданные на коммерческих конкурсах облэнерго приобрели новых собственников, подписавших финансовые обязательства об инвестировании на модернизацию изношенного и уже небезопасного в эксплуатации оборудования. Вот только 2 октября на совещании премьера с операторами энергорынка министр энергетики Алексей Шеберстов и премьер-министр Валерий Пустовойтенко заявили, что не знают, кому же теперь принадлежат некоторые из проданных энергокомпаний…

Победителями конкурсов по первым пяти облэнерго стали финансовые посредники, не имеющие ни малейшего отношения к электроэнергетической отрасли (см. таблицу). И уже есть основания сомневаться в том, что новые владельцы смогут выполнить финансовые и инвестиционные обязательства: победители конкурсов передают свои права на акции другим фирмам... Часто клиентами (то есть реальными покупателями акций энергокомпаний) оказываются кредиторы генерирующих электростанций, которые не забыли о поставленном на станции в кредит топливе. А им незачем вкладывать в энергокомпании «живые» средства, достаточно провести взаимозачеты по существующим долговым обязательствам, так как до проведения конкурсов не была реструктурирована дебиторская и кредиторская задолженности (а это десятки миллионов гривен). Кстати, схемы поставок топлива на теплоэлектростанции замыкаются через Госкомрезерв, руководитель которого - Анатолий Минченко - мог бы многое рассказать. Однако он неразговорчив с прессой.

Консорциум «Оверкон» уполномочен...

Увеличение пакетов акций до 40% с предоставлением права управлять госпакетами акций вызвало некоторый интерес к приватизационному процессу и со стороны западных компаний, имеющих требуемые Украине миллиарды долларов на модернизацию ее электроэнергетики и опыт управления энергопредприятиями.

Но рассчитывать на поступление средств в отрасль не приходится, поэтому продолжать приватизацию - бессмысленно, считают инициаторы ее реформирования.

Ситуация с приватизацией энергокомпаний приводит к мысли, что роль Фонда госимущества заключается в том, чтобы не пустить в энергетику стратегических инвесторов до того времени, пока энергофонды не будут поделены между «своими». Подтверждает эту версию история с продажей «Одессаоблэнерго».

В апреле 1998 года группа западных инвесторов приняла решение об участии в приватизации украинской энергетики. С целью реализации этого плана в штате Делавер (США) был зарегистрирован консорциум «Украинское энергетическое партнерство», который учредил компанию «Оверкон Энтерпрайзес Лимитед» для реализации инвестиционных проектов в энергетике. В консорциум вошли мировые лидеры: EDF («Электрисите де Франс»), корпорация ABB, японская Tomen Corporation, американская FondElec, ECM (Европа Капитал Менеджмент).

В июле 1998 года консорциум был признан победителем конкурса по продаже акций «Одессаоблэнерго», предложив инвестировать в компанию 450 млн. долл. Другие участники конкурса - «FS Trading» и «Vostion» - не должны были допускаться Фондом госимущества к конкурсу из-за отсутствия опыта работы в управлении объектами электроэнергетики. Однако были допущены, а значит, не было выполнено обязательное условие, определенное Положением о конкурсах. К слову, компании «FS Trading» и «Vostion» зарегистрированы в Атланте (США) и принадлежат украинскому юридическому лицу - коммерческому банку «Финансы и Кредит». В этом самом банке находится счет Фонда госимущества, на котором аккумулируются средства, получаемые ФГИ в качестве конкурсных залогов. Так что этот банк мог знать, кто и сколько внес средств.

После победы консорциума «Оверкон» на конкурсе по продаже пакета акций «Одессаоблэнерго», компания «FS Trading» подала иск на ФГИ в Высший арбитражный суд Украины. И не без успеха - суд признал недействительным заседание конкурсной комиссии от 17 июля 1998 года. По положению о проведении конкурсов ФГИ должен был провести заседание конкурсной комиссии и определить победителя или же снять объект с конкурсного отбора. Однако 18 сентября Фонд госимущества вопреки правилам игры самолично признал компанию «FS Trading» победителем конкурса.

Участники консорциума «Оверкон» с целью получить разъяснения сути происшедшего письменно обращались в ФГИ, Минэнерго, Кабинет министров, администрацию Президента, однако, безуспешно.

Кроме всего прочего консорциум понес значительные убытки на сумме залога, обесценившейся из-за финансового кризиса. Вывод стратегических инвесторов однозначен: навсегда уйти из этой страны и других предупредить о поджидающих здесь «перспективах».

Подводя годовые итоги проведения коммерческих конкурсов по продаже пакетов акций энергоснабжающих компаний (облэнерго), вывод может быть однозначным: пока что приватизация электроэнергетики не принесла ни малейшей пользы ни бюджету страны, ни самой отрасли. Состояние энергокомплекса остается хронически-критическое; этой осенью там объявлено чрезвычайное положение. Однако продукция отрасли, как всегда, востребована (и нередко безоплатно) каждым живущим в нашей стране. Какие еще «плоды» принесет третья волна приватизации энергокомпаний?