UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инвестиция или благотворительность? На ММК пришел нетипичный инвестор

В современной Украине существует два типа металлургических комбинатов. Первый — это комбинаты, на приватизации и национализации которых сегодня настаивает государство...

Автор: Никита Афанасьев

В современной Украине существует два типа металлургических комбинатов. Первый — это комбинаты, на приватизации и национализации которых сегодня настаивает государство. Яркими представителями этой когорты являются «Криворожсталь» и Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского. В случае с ними государство морщит лоб и считает размеры упущенной выгоды, параллельно раздумывая, потребовать ли доплаты с уже имеющихся собственников, либо провести новый конкурс и найти новых владельцев, либо в принципе вернуть комбинаты в госсобственность, а там «посмотрим на конъюнктуру мировых цен на металл».

Второй тип — это металлургические комбинаты, принадлежащие государству, но о существовании которых оно (государство) хотело бы забыть и не вспоминать даже в страшном сне. Встречайте — Макеевский металлургический комбинат имени Сергея Мироновича Кирова. Последнее десятилетие это предприятие у многих специалистов ассоциируется с таким феноменом нашей Вселенной, как «черная дыра». Возможно, причина этого кроется в возрасте ММК, которому еще в прошлом веке стукнуло 100 лет. Неудивительно, что уровень износа его основных производственных фондов на сегодняшний день уверенно преодолел отметку в 90%.

Возможно, все дело в кредите, который предприятие неосмотрительно взяло у немцев под гарантии родного государства на модернизацию своего производства еще в начале 90-х, да так и не смогло вернуть. Причем на введение части этого оборудования в строй в 1995 году были угроханы последние оборотные средства комбината. После чего ММК начал работать исключительно в рамках давальческих схем.

Не исключено, что окончательно доконала предприятие непрерывная смена давальцев, которые, естественно, пытались поучаствовать в его управлении. Среди них — «Эмброл-Украина», скандально известный банк «Славянский», концерн «Энерго». Все это время официальные права на управление комбинатом кочевали из столичных министерств в Донецкую облгосадминистрацию и обратно. Итогом этого «междуцарствия» стала остановка комбината летом 2002 года — Торговый дом «Газ Украины» за долги отключил подачу природного газа на предприятие (перед этим Макеевский комбинат как раз покинул очередной управляющий «Данко», так и не решившийся вырвать из груди свое сердце и отдать его макеевским металлургам). Месяц спустя Министерство промышленной политики Украины предложило реструктуризировать на несколько лет задолженность комбината перед государственными структурами и продать предприятие «за символическую цену» тому инвестору, который возьмет на себя обязательство вывести предприятие из кризиса. По сути, государство однозначно признало, что не готово более нести ответственнось за ММК и отдаст его первому встречному.

И он не заставил себя ждать. В начале сентября 2002 года тогдашний губернатор Донецкой области Виктор Янукович заявил, что инвестор найден. Это американская Trans Сommodities — дочерняя фирма давнего кредитора ММК британско-израильского концерна Trans World Group. Леонид Кучма поддержал инициативу западного инвестора, при этом оговорившись: «Я хочу верить сегодня американскому инвестору, но не на словах. Я хочу видеть программу». При этом пригрозил Януковичу, что если Trans Commodities не продемонстрирует хорошие результаты работы ММК, то он будет отдан в управление гендиректору Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Владимиру Бойко.

Trans Commodities выделила 13 млн. долл. для возобновления работы Макеевского меткомбината. Американцы стали работать с заводом по давальческой схеме: поставлять газ, кокс и железорудную продукцию, забирая в качестве оплаты за них готовый прокат.

Параллельно Trans Commodities убеждало Кабмин создать на базе комбината новое совместное предприятие, не обремененное долгами. Предполагалось, что при поддержке правительства долги Макеевского меткомбината, составляющие на тот момент порядка 1 млрд. грн., должны были быть реструктуризированы на пятилетний срок с обязательством нового СП погасить их. При этом Trans Commodities просила предоставить новому предприятию ряд льгот, в частности, обеспечить низкие тарифы на железнодорожные перевозки и электроэнергию. Кроме того, Кабмин должен гарантировать полный возврат предприятию из бюджета НДС при экспорте продукции. В обмен Trans Commodities давала обязательство запустить комбинат на полную мощность, достроить еще один прокатный стан и погасить задолженность по заработной плате.

В случае, если украинское правительство откажется создать райские условия, американцы пообещали свернуть свою деятельность на комбинате. По мнению Trans Commodities, их уход был равнозначен закрытию предприятия: «Для нас совершенно очевидно, что никакой инвестор сюда не придет. Дешевле снести и построить новый завод». Тем не менее Государственная налоговая администрация отказалась визировать проект решения правительства об антикризисных мероприятиях на Макеевском меткомбинате, и в феврале 2003 года Trans Commodities прекратила поставлять сырье и отказалась создавать СП. «Они просто сбежали с предприятия, и в настоящее время нашим единственным инвестором выступает правительство Украины», — заявил тогдашний руководитель ММК Валерий Дудник. Стало ясно, что концепция первого встречного инвестора не сработала, и государство вновь оказалось один на один с Макеевским комбинатом и его бесконечными проблемами.

Год спустя правительство предприняло очередную попытку «сдыхаться» от ММК, на этот раз передав комбинат в более надежные руки. 14 апреля прошлого года Кабмин утвердил распоряжение «О мерах по возобновлению производственной деятельности и стабилизации финансово-экономического состояния ОАО «Макеевский металлургический комбинат». В соответствии с ним санатором «Макеевки» назначался один из ее основных кредиторов — НАК «Нафтогаз Украины». Распоряжение предполагало, что после проведения санации НАК получит 60-процентный пакет акций комбината. По словам председателя Фонда госимущества Михаила Чечетова, на базе «Нафтогаза» и ОАО «Макеевский металлургический комбинат» должно было быть создано закрытое акционерное общество: «На выходе получим новое предприятие, где контрольный пакет будет у НАК». В результате на свет появилось ЗАО «Макеевсталь», которое и стало инвестором процесса санации ММК.

Довольно быстро нефтегазовый монополист убедился в том, что черная металлургия — это не его призвание, тем более когда управляешь таким успешным предприятием отрасли, как ММК. «Нафтогаз» начал поиск более искушенного в металлургическом бизнесе инвестора. В августе стало известно, что НАК уступил свою долю в «Макеевстали» структурам россиянина Вадима Новинского, украинский бизнес которого ассоциируется в первую очередь с днепропетровской компанией «Смарт-групп» и Ингулецким горно-обогатительным комбинатом.

Именно на ИнГОКе пять лет назад «Смарт-групп» проявила себя как антикризисный управляющий. В 1999 году Ингулецкий ГОК находился в крайне тяжелом финансовом состоянии: задолженность в бюджет и внебюджетные целевые фонды превышала 25 млн. долл., задолженность по заработной плате составляла семь месяцев, доля бартера в расчетах превышала 35%; а дефицит собственных оборотных средств составлял 30 млн. дол. Помимо этого, ИнГОК нуждался в незамедлительной реконструкции важнейших производственных объектов. Именно это обстоятельство подвигло государственную компанию «Укррудпром» передать бразды управления ИнГОКом «Смарт-групп».

В рамках реализации антикризисной программы с 2000 года в ИнГОК было инвестировано более 200 млн. долл. и уже в 2003-м комбинат добывал руды больше своих проектных возможностей. На комбинате прошла коренная модернизация целого ряда технологических линий. И по итогам 2002 года Ингулецкий ГОК вышел на первое место в горнорудной отрасли Украины как по объемам продажи продукции, так и по размерам средней зарплаты.

Понятно, что для Новинского Макеевский меткомбинат — это возможность в перспективе создать в Украине замкнутую производственную цепочку. Однако, учитывая непростую историю ММК и наличие более 1,5 млрд. грн. кредиторской задолженности, это предприятие сегодня вряд ли представляет из себя «сладкий кусок» собственности. Может быть, оно таковым когда-нибудь и станет, но произойдет это не завтра и даже не через десятилетие. Ведь помимо огромных инвестиций (как в возврат долгов кредиторов, так и в будущую модернизацию), Макеевский меткомбинат требует банальных оборотных средств для налаживания процесса текущего производства. Он также остро нуждался в профессиональной команде управленцев, ибо за годы вялотекущего кризиса ММК покинули многие способные управленцы, которые сегодня работают на других металлургических предприятиях Донбасса.

Участие нового инвестора в санации началось с реструктуризации бизнеса ММК. На базе основных фондов комбината и «Макеевстали» было создано ЗАО «Макеевский металлургический завод», куда до мая текущего года будет переведен весь производственный персонал ММК. Новый инвестор направил на предприятие 170 млн. грн. в виде поставок сырья и материалов, полностью погасил задолженность по зарплате (с начислениями и компенсацией в связи с задержкой по выплате) в размере 32,4 млн. грн. Дабы вернуть уверенность трудовому коллективу, текущую зарплату на ММК начали выплачивать дважды в месяц и увеличили ее размер за последние полгода почти на треть — до 830 грн. Но самое главное на ММК пришла команда менеджеров, поднимавшая в конце 90-х еще Ингулецкий ГОК. На должность руководителя Макеевского меткомбината был приглашен бывший директор «Криворожстали» Владимир Нечепоренко, металлург с более чем 30-летним стажем.

Положительный результат начавшейся санации не заставил себя ждать. По итогам 2004 года объем товарной продукции ММК вырос по сравнению с предыдущим годом более чем вдвое. По отдельным видам продукции, например по выпуску катанки, комбинат вообще вышел на уровень своих проектных возможностей. Параллельно выстраивались взаимоотношения с потребителями продукции. В частности, достигнуто соглашение с украинским объединением производителей метизной продукции (включает в себя «Силур», «Стальметиз» и «Стальканат») о поставках ему в нынешнем году продукции ММК на регулярной основе. Параллельно Макеевский комбинат начал активно осваивать рынок Ближнего Востока, где сейчас реализуются масштабные строительные проекты. В частности, в марте ММК собирается выпустить 200 тонн марки стали, разработанной специально для покупателей из стран Персидского залива.

Дальнейшее развитие Макеевского металлургического комбината сегодня сдерживается как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, государственные монополии (в первую очередь «Укрзалізниця» и «Донецкоблэнерго») отказываются заключать с Макеевским металлургическим заводом договора на поставку своих услуг, настаивая на немедленном погашении долгов комбината (даже не пытаясь достичь хоть какого-то компромисса в этом вопросе). Во-вторых, состоянием основных фондов. По самым скромным оценкам, в их текущий ремонт и модернизацию необходимо вложить в этом году 250 млн. грн. Кроме того, на торгах 8 февраля Макеевский металлургический завод приобрел объекты незавершенного строительства, в свое время не вошедшие в уставный фонд ММК (среди них недостроенный металлопрокатный стан). По оценкам продавца «незавершенки» госпредприятия «Агентство по вопросам банкротства», на завершение строительства и введение в эксплуатацию этих объектов заводу придется потратить минимум 400 млн. грн.

Принимая во внимание имеющиеся у комбината долги, новый инвестор фактически взял на себя обязательство вложить в данную производственную площадку сумму, приближающуюся к полмиллиарду долларов. При том, что годовой объем производства продукции на ММК сегодня не достигает даже 300 млн. долл. К тому же последние полгода на комбинате происходит нечто, не поддающееся пониманию отечественных бизнесменов-металлургов. «Макеевка» отгружает металл на экспорт по реально существующим ценам мирового рынка. То есть никто не пытается отжать на ММК свою «копеечку».