К КАПИТАЛИЗМУ
В свое время глава крупнейшей американской компании «Дженерал электрик» Джек Уэлш, которого, по мнению коллег, трудно заподозрить в лести, так говорил об Индии: «Эта страна, благодаря огромному интеллектуальному потенциалу своего населения, сегодня является наиболее финансовоконкурентоспособной во всем мире». Господин Уэлш настолько был уверен в безоблачном будущем индийской экономики, что зачислил ее, вместе с такими странами, как Мексика и Китай, в число трех наиболее перспективных рынков для своей компании.
Подобное заявление оказалось немного преждевременным. По большинству параметров индийская экономика оказалась для зарубежных инвесторов сплошным разочарованием. Сегодня Индия получает 3 миллиарда долларов ежегодных зарубежных инвестиций - смешную сумму в сравнении с теми средствами, которые вкладываются в экономики Китая и Мексики. Кроме того, большая часть этих средств поступает лишь в несколько конкретных отраслей, которые в них уже и не нуждаются. Например, переинвестиции в автомобильную промышленность Индии составили в прошлом году 33%, а в нефтехимическую - около 40%…
И в этих условиях многие индийские компании работают с убытком. Последний финансовый год был для них наихудшим за последнее десятилетие как с точки зрения роста товарооборота, так и чистой прибыли. Даже у господина Уэлша дела шли неважно: по данным экспертов, в минувшем году ни одно из индийских предприятий «Дженерал электрик» не было прибыльным.
И все это происходит, несмотря на значительные преимущества Индии по сравнению с соседями. В то время, скажем, как Китаю еще предстоит создать большую часть своего капиталистического аппарата, Индия имеет сильный англоговорящий средний класс, британскую юридическую систему и развитые государственные службы. Поэтому, учитывая, что страна спустя пять лет после начала либерализации все еще находится в таком плачевном состоянии, многие индийцы полагают, что необходимы десятилетия для создания чего-то похожего на современную, конкурентоспособную экономику.
Картина вырисовывается довольно пессимистичная, и она, по мнению ряда экспертов, сохранится, если при рассмотрении в скором будущем нового бюджета индийское правительство поддастся лоббированию крупных промышленных компаний и примет пакет протекционистских мер, направленных на защиту их интересов.
До настоящего времени либерализация в стране носила половинчатый характер, однако она способствовала появлению в стране трех тенденций, которые могли повлиять на преобразование индийской экономики. Первая - это стремление фирм использовать свой капитал достаточно эффективно. Вторая - появление в стране новых предпринимателей как из низших социальных слоев общества, так и из сельских районов. И третья, наиболее мощная, - это положительное отношение к реформам индийских потребителей, которые начали получать выгоды от экономических преобразований и будут поощрять тех бизнесменов, с риском для себя идуших на нарушения табу, характерных для индийской экономики прошлого.
До того, как в 1991-93 годах в Индии начались реформы, капитал в стране был распределен скорее «патронажным» способом, нежели рыночным. Но сегодня банки стремятся оценивать инвестиционные проекты, пользуясь более привычными финансовыми аргументами, и крупные индийские фирмы начинают проникать на мировые рынки. Это может быть стимулом для перемен в лучшую сторону, так как своего капитала в Индии недостаточно и индийские компании чрезвычайно нуждаются в притоке денег извне.
Другой предпосылкой стало появление новой генерации предпринимателей, которые создают свой бизнес по всей Индии. Некоторые из таких новых компаний являются достаточно крупными, с годовым оборотом в полмиллиарда долларов и даже более. Многие из них возникли в таких областях, как информационные технологии, в которых государственные структуры чувствуют себя не особенно уютно. Например, расположенная в городе Бангалор компания «Infosys» развивается достаточно успешно и надеется вскоре создать для индийских фирм новую систему, с помощью которой их акции можно будет котировать на биржах в США и они станут доступными для американских инвесторов.
В городе Ченнаи предприниматель Пратап Рэдди превратил сеть провинциальных больниц «Аполло» в высокодоходную международную систему медицинских учреждений, которая принесла ему в прошлом году прибыль в 1,6 миллиарда рупий (45 миллионов долларов). И если реформы будут продолжаться, он надеется превратить свою компанию в первую здравоохранительную организацию, созданную по американскому образцу.
Владельцы крупных предприятий, еще недавно бывших государственными, утверждают, что предприниматели новой волны даже отказываются от утаивания налогов и содержат свою бухгалтерию в порядке в надежде получить от государства кредиты для расширения дела. В отличие от отпрысков крупных бизнесовых кланов, эти пришельцы не имели стартового капитала и встали на ноги без существенной поддержки и патронажа правительственных структур.
Например, Сунил Миттал создал в Дели компанию «Bharti Enterрrises», которая может считаться блестящим предпринимательским успехом - он стал первым, кто привез в Индию портативные генераторы и кнопочные телефоны. Сейчас его фирма превратилась в телекоммуникационную империю с ежегодным оборотом в 5 миллиардов рупий и ростом в 40-50 процентов каждый год. В течение 20 ближайших лет такие восходящие звезды, достаточно молодые и представляющие всевозможные социальные слои Индии, заменят добрую половину имен, фигурирующих сегодня в списке ста крупнейших индийских компаний.
В деревне, где проживает две трети индийцев, либерализация вызвала подобный, правда, менее заметный эффект. Не секрет, что бедность и голод остается в Индии угрозой для сотен миллионов человек, однако сейчас выпуск сельскохозяйственной продукции постоянно растет. Не редкость в стране и фермеры, имеющие в собственности и обрабатывающие наделы в 20 тысяч акров. Они занимаются не только выращиванием зерновых, но также и бизнесом, непосредственно снабжают определенные компании, предприятия, магазины и т. д. своей продукцией.
Индийские аналитические фирмы, занимающиеся исследованиями процессов в экономике страны, подтверждают, что потребительская способность населения сельских районов постоянно возрастает. По их данным, удельное количество золота, находящееся на руках у индийских крестьян, - самое высокое в мире. Это и неудивительно: индийцы признают его в качестве единственного элемента, способного выполнить в глубинке функцию накопления.
Сталкиваясь с конкуренцией представителей новой волны, некоторые из крупных индийских компаний оказываются неспособными ей противостоять. Так, фирма Рахула Баджаджа, долгое время выпускавшая популярные среди индийцев недорогие двух- и трехколесные велосипеды, не смогла подтянуть свою продукцию до требований мировых стандартов. Сейчас он является одним из активнейших сторонников принятия правительством комплекса протекционистских мер в надежде, что это спасет его бизнес. По данным аналитиков, другие крупные бизнесмены, поняв, что в перспективе не смогут выстоять в конкурентной борьбе, потихоньку перекачивают свой капитал за границу. Как свидетельствуют швейцарские банкиры, индийские компании сегодня хранят в зарубежных банках от 100 до 200 миллиардов долларов, и большая часть этих денег поступила уже после начала либерализации в Индии.
Однако самая лучшая новость для индийской экономики - что все больше и больше компаний осознают необходимость изменений. Нарастает волна разделений и приобретений и первые слияния ранее конкурировавших компаний.
Ну а перемены в провинции заставляют верить, что реформы в стране будут продвигаться вперед, а потребители станут первыми, кто от них выиграет. Если еще лет пять назад при покупке автомобиля индийцы не имели другого выбора, кроме неудобного угловатого «Амбассадора», копии британской модели 50-х годов «Моррис Оксфорд», то теперь к их услугам десяток современных авто. Еще совсем недавно скверный цветной телевизор местного производства стоил в Индии до 1400 долларов, а сейчас самые последние модели «тянут» не более чем на 500…