UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИМПЕРИЯ «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» В ОПАСНОСТИ

Все империи хранят в себе семена своего будущего упадка. Их богатство является источниками бюрократизма и самодовольства...

Автор: Максим Череда

Все империи хранят в себе семена своего будущего упадка. Их богатство является источниками бюрократизма и самодовольства. В их среде рождаются олигархи, расходующие свои силы и таланты на междоусобную борьбу за должности в руководящих структурах, вместо того чтобы бороться за расширение пределов империй.

На сегодняшний день «Дженерал Моторс» (или, в американской аббревиатуре, GM) вполне может претендовать на статус империи: это компания, на которую работают 680 тысяч человек и которая имеет объем продаж в 166 миллиардов долларов. Кроме того, на протяжении всего столетия GM была также и одной из важнейших компаний в мире. Система управления, предложенная ее руководителем Альфредом Слоаном в 20-х годах, стала основой современной крупной многоуровневой корпорации. Слоан сумел создать компанию, которая могла функционировать сама по себе, вне зависимости от прихотей одного человека. Этим объясняется и децентрализованность структуры GM, имеющей подразделения, которые работают автономно, а также жесткий порядок управления и контроля, в котором продумано все до мельчайших деталей.

Прошли годы. Децентрализация в понимании GM - создание многих различных подразделений, конкурирующих друг с другом, - постепенно вышла из моды. Наличие для каждого из таких подразделений своих маркетинга и разработок приводит к ненужным дополнительным затратам. Стало понятно, что с глобализацией современной экономики система Слоана начала уступать конкурентам.

Сегодня GM появляется в учебниках по менеджменту только в качестве негативного примера. Никто не будет возражать против того, что империя «Дженерал Моторс», так же, как и Римская или Византийская империи, знала лучшие времена - масштабные исследования, экспансию на германский рынок и т.д. И поэтому, когда GM недавно начала рекламную кампанию по своей новой модели «Шевроле Сильверадо», она все еще оставила впечатление мощной и впечатляющей.

Однако остаются подозрения, что нынешние руководители компании, проведшие всю свою трудовую жизнь в «Дженерал Моторс», все еще рассчитывают, что именно благодаря своей величине GM не сможет утратить лидирующего положения в мире автомобильной промышленности. А вот на Уолл-стрит в этом очень сомневаются, как и в способности руководства компании вывести ее из тупика. Прибыль от акций GM за последнее десятилетие уменьшилась на 70%, и эта печальная традиция, похоже, продолжает сохраняться.

До последнего времени попытки реорганизовать «Дженерал Моторс» приводили к двум вариантам последствий - катастрофическому и неэффективному. Наиболее катастрофической была крупнейшая реорганизация 1984 года, стоившая компании 80 миллиардов долларов и разделившая ее американскую часть на две группы - БОК («Бьюик-Олдсмобил-Кадиллак») и ШПК («Шевроле-Понтиак-Канада»).

Изменения, происходящие в последние месяцы, можно считать наиболее революционными с того времени. Несмотря на утверждения руководства GM, что подготовка к реорганизации проходила уже давно, непосредственным толчком к ее началу стали два события. Первое - это недавнее слияние компаний «Крайслер» и «Даймлер Бенц». Второе - беспрецедентная забастовка работников на двух крупнейших заводах компании в городе Флинт, штат Мичиган. GM потеряла за семь недель забастовки 2 миллиарда долларов, а инвесторы заговорили о смене руководства компании...

И председатель совета директоров «Дженерал Моторс» Джек Смит объявил о начале реорганизации:

- GM будет пытаться продать все свои акции компании «Делфи», отказавшись тем самым от постулата господина Слоана о вертикальной интеграции. Ранее львиная часть приобретаемого за счет GM сырья и комплектующих главным образом уходила на нужды «Делфи». Теперь же корпорация будет свободна в их распределении.

- GM намеревается централизовать реализацию автомобилей, предоставив право на это шести крупнейшим американским подразделениям компании, которые обеспечивают две трети продаж. Такое решение не только сэкономит 300 миллионов долларов ежегодно, но и похоронит идею Слоана о том, что «Кадиллак», «Понтиак» и т.д. должны функционировать как автономные автомобильные компании. В дальнейшем они превратятся в лишь бирки с известными именами, которые будут крепиться на багажники автомобилей «Дженерал Моторс».

- Корпорация намеревается построить сеть новых заводов по сборке автомобилей. Для США, где GM больше закрывала свои заводы, чем строила новые, это явно в новинку. Однако новые заводы будут значительно более компактными, чем ныне действующие, с меньшим количеством работающих и на порядок меньшим объемом инвестиций.

- Наконец, GM объявила об объединении своих подразделений по производству автомобилей в Северной Америке и за рубежом в единую структуру, подчиненную Рику Вагонеру, новому президенту компании и явному наследнику Джека Смита. Кроме значительного сокращения бюрократического аппарата, такой шаг призван изменить подход «Дженерал Моторс» к проектированию и изготовлению автомобилей. Даже после последних реформаторских мероприятий компания все еще имеет ни много ни мало - 16 базовых моделей. Вагонер обещает сократить их до восьми. И даже несмотря на то, что GM планирует в скором будущем начать выпуск нескольких новых моделей легких грузовиков, она все равно не будет увеличивать нынешнее число базовых моделей автомобилей такого класса - их останется также восемь.

На предложенные господином Смитом мероприятия эксперты прореагировали двояко. Одни просто-напросто сомневаются в их реализации. Даже у работающих в самой компании существуют подозрения по поводу недостаточно тщательной проработки подобных планов.

Другие свои опасения связывают с достаточно сильным отставанием GM от ряда автомобильных корпораций с мировыми именами. Например, тот же крупнейший европейский производитель - «Фольксваген» переходит всего на четыре базовые модели. Уже сегодня такие модели, как проворный «Жук» и респектабельный «Гольф», имеют множество одинаковых компонентов. «Фольксваген», кроме того, уже начал применять модульную сборку на своем крупнейшем заводе в Бразилии.

Однако компанией, на которую, скорее всего, сегодня ориентируется GM, является «Форд». Многие постулаты из планов реорганизации GM повторяют знаменитую программу «Форд-2000», запущенную четыре с половиной года назад и нацеленную на объединение производств корпорации по всему миру в единую глобальную систему. По данным экспертов «Форда», она помогает компании экономить до 3 миллиардов долларов ежегодно. Однако и здесь не все так гладко, как хотелось бы. Были уже кое-какие колебания и даже одно тактическое отступление (восстановление отдельного европейского подразделения компании).

Кроме того, у GM немало проблем с персоналом. Главные трудности здесь исходят от американского отделения корпорации, имеющего довольно натянутые отношения с профсоюзами. Многие заводы в США не загружены заказами, а на них работают слишком много пожилых, а значит, и более дорогих, рабочих. Вполне возможно, что планы реорганизации не только не вызовут у них восторга, но и приведут к новому витку забастовок.

«Дженерал Моторс» сегодня не позавидуешь - она ведет отчаянную борьбу за свое выживание в следующем столетии. Иначе... Если империи не удается приспособиться к новым условиям, она должна умереть.