UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОРОША СТРАНА БОЛГАРИЯ

Может, хотите приобрести какой-нибудь ветхий драндулет? Или ищете старый «опель», или двухцилиндровый «трабант»?..

Может, хотите приобрести какой-нибудь ветхий драндулет? Или ищете старый «опель», или двухцилиндровый «трабант»? А как насчет ворованного «мерседеса»? Тогда приезжайте в Болгарию, где нашли временное пристанище миллионы видавших виды автомобилей со всех концов Европы. Слабая экономика, вольное таможенное законодательство и страстное желание болгар, много лет не имевших реальной возможности стать владельцами собственных колес, приобрести наконец-то что-то подходящее - все это вместе делает страну настоящим «раем» автомобилей «из вторых рук».

«Болгария - один большой рынок подержанных машин», - говорит Матвей Семенов, бывший шофер, ставший автодилером. Он уверяет, что нигде в другом месте к западу от России нет такого спроса на машины «из вторых рук», как в Болгарии.

Автомобили 70-х и 80-х годов можно здесь встретить повсюду. Советские «лады», румынские «даки», старые «фиаты» и «рено» - все это превращает дороги (вместе с выбоинами и трещинами) в бесконечный ряд ностальгических воспоминаний.

Целые кварталы в Софии оккупированы мелкими магазинчиками, торгующими новыми и старыми запасными частями, что в какой-то степени помогает авторазвалюхам противостоять разрушительному бегу времени и пройти еще одну тысячу километров. Самодеятельные рынки автомобилей устраиваются прямо на обочинах. Самый крупный - на большой стоянке возле загородного пивоваренного завода. Семенов проводит здесь целые дни, а иногда и ночи. По его словам, торговля автомашинами - самый «горячий» бизнес: здесь легко делать деньги.

Полиция такой тезис не оспаривает, однако полагает, что большая часть доходов в этом бизнесе получена незаконным путем. Правоохранительные органы пытаются усилить борьбу с контрабандой автомашин и процветающим рынком неизвестно откуда берущихся запасных частей, но пока что с переменным успехом.

В 90-х годах автомобили стали с бешеной скоростью распространяться по странам бывшего советского блока. И это не удивительно, поскольку раньше потенциальным обладателям заветной легковушки приходилось стоять в многолетней очереди и получать, в конце концов, не самого последнего слова техники продукт домашнего производства.

Теперь же болгары даже с умеренными доходами могут найти вполне приличную «ладу» 1979 года за 950 долларов. Мелкие предприниматели могут позволить себе подержанный «мерседес» - от четырех до восьми тысяч долларов.

Собственного производства автомобилей в Болгарии никогда не было. Но сейчас эта страна, более известная своими черноморскими курортами, пиратскими компакт-дисками и прекрасной сборной по футболу, приобрела также и репутацию автомобильного «торгового центра», куда стекаются со всех направлений машины из вторых, третьих и даже пятых рук.

Торговля с самого начала сделала ставку на всякую рухлядь, а более свободные, чем в других странах, таможенные ограничения только способствовали процветанию рынка. Теперь, похоже, Болгария уже «накормилась» битыми машинами. Дилеры говорят, что спрос на низкосортную продукцию насыщен, а эксплуатационные расходы слишком велики, чтобы приобретать какую-нибудь дрянь.

Так что теперь главное внимание на рынке уделяется менее «древним» западным моделям, находящимся в эксплуатации за пределами страны несколько лет.

Легче всего обогащаются поставщики запчастей. Один из таких ведущих «импортеров» доверительно сообщает, что в его бизнесе главное три вещи: быть в хороших отношениях с организованной преступностью, уметь отремонтировать и перекрасить украденную машину и выдать ее за «почти новую» и быть готовым дать взятку властям. «У меня везде связи», - подмигивает не пожелавший, естественно, назвать своего имени дилер, отвечая на очередной звонок по радиотелефону.

Однако насыщенность старыми автомашинами имеет и обратную сторону. Сейчас власти решают, что делать с 900 тысячами брошенных машин (одна на каждые девять жителей), которые ржавеют на обочинах и пустырях. А тем временем множество восточногерманских доходяг-«трабантов» (их можно приобрести за две сотни долларов) и им подобных развалин все еще натужно кашляют на дорогах страны.

Но каждый, кто, услышав о райских условиях для покупки подержанного автомобиля в Болгарии, поспешит туда с кратким визитом, должен сначала хорошо подумать. Бросовые цены - это только для местных водителей.

(«Новое русское слово»)