UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХЛЕБ С ПРИВКУСОМ МОНОПОЛИИ

Согласно расчетам украинского НИИ гигиены питания, потребление хлеба в кризисный период должно составлять в среднем 7,8 килограмма на человека...

Автор: Владимир Писковый

Согласно расчетам украинского НИИ гигиены питания, потребление хлеба в кризисный период должно составлять в среднем 7,8 килограмма на человека. В месяц. Аппетиты среднестатистического запорожца соответствуют данной норме, колеблясь на протяжении последних четырех лет в пределах 7,5-8 килограммов. Однако по удельному весу расходов семьи на продукты питания доля хлеба постоянно растет. Если, к примеру, в 1994-м этот показатель составлял 6,2 процента, то на исходе прошлого года он превысил 20 процентов.

Хотя цены на хлеб в области и не подвержены резким перепадам, они традиционно превышают среднеукраинские на 6,4-14,8 процента. В связи с этим логично было бы предположить, что основной причиной тому является высокая стоимость сырья. Но анализ свидетельствует о совершенно противоположном: стоимость килограмма муки высшего сорта в Запорожье составляет 0,85 гривни - пусть на копейку, но все же дешевле, чем в среднем по стране. Но вот что удивительно. Аналогичного качества мука в Донецке дороже, чем в Запорожье, более чем на 8 процентов, а выпеченные из нее хлеб и булочные изделия дешевле - на 15-21 процент. Выходит, причины следует искать на стадии производства.

Основная доля выпечки запорожского хлеба приходится на 35 промышленных предприятий. Причем наиболее мощными среди них являются пять хлебозаводов, производящих без малого 70 процентов хлеба и хлебобулочных изделий. Именно они и оказывают определяющее влияние на формирование цен, поскольку предприятия подсобной промышленности (13 процентов в удельном весе региональной выпечки), не говоря уже о предприятиях малого бизнеса (менее 1 процента), не могут выступать в роли влиятельных конкурентов.

Столь же невелико влияние торговли. Об этом можно судить хотя бы по тому, что хотя два крупнейших запорожских хлебозавода, в сумме выпекающих 45 процентов областного производства хлеба, реализуют большинство своей продукции частным предпринимателям, это практически не оказывает влияния на розничную цену.

Исключения имеют место лишь тогда, когда торговцы-частники ищут рынки сбыта в районах. Вторгаясь в ранее безраздельные монополии, они вынуждают местные пекарни существенно снижать цены. Однако на ассортимент и качество это практически не влияет. Как и прежде, чем дальше от областного центра, тем уже становится покупательский выбор. В ряде районов он ограничивается хлебом из муки высшего и первого сорта. Ни тебе булок, ни ржаной выпечки.

С учетом того, что выпечка хлеба и хлебобулочных изделий в области ежегодно снижается в среднем на 20 процентов, специалисты склонны полагать, что вскоре влияние крупных хлебозаводов ослабится - в пользу предприятий подсобного производства и малого бизнеса. Остается надеяться, что это сыграет на руку потребителям, которые вынуждены тратить пятую часть своих доходов на покупку хотя и важного, но далеко не единственного продукта питания.