UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХЕРСОНСКИЕ ШТАНЫ И В АМЕРИКЕ ЗНАЮТ

Как ни печально, а вещи имеют неприятное свойство изнашиваться. Вот и пришлось снарядить экспедицию «Брюки» по херсонским рынкам, магазинам и лоткам...

Автор: Маргарита Субтеля

Как ни печально, а вещи имеют неприятное свойство изнашиваться. Вот и пришлось снарядить экспедицию «Брюки» по херсонским рынкам, магазинам и лоткам. Нужны, пардон, штаны - летние, легкие, конечно, приличные и, разумеется, недорогие. Сколь ни прискорбно, а среди обширного развала турецко-польского ширпотреба отыскать что-либо интересное так и не удалось. Отечественных изделий вообще не увидела. В чем же дело - перестали шить, что ли? А если шьем, то куда деваем?

Пришлось заглянуть в известное не только в Херсоне ЗАО «Красень».

- Наше предприятие, не в пример другим родственным, работает стабильно, - говорит генеральный директор ЗАО Виктор Мирошниченко. - Хотя далась эта стабильность непросто. Что тут удивляться - всех нас бросили в рынок, как в глубокую реку - выгребай, если жить хочешь. Выгребали, как могли. Сегодня уже и плавать научились, имеем постоянных партнеров, заказы, естественно, загрузку для коллектива.

Это на словах просто - взяли и научились. На деле года четыре-пять ушло на становление. Зарубежные фирмы в поисках партнеров-швейников не обошли вниманием Херсонскую фабрику. Все приглядывались к качеству изделий, оценивали технологический потенциал предприятия, квалификацию работников. По всей видимости, пришлись херсонцы ко двору: сегодня ЗАО выпускает в год до 100 тысяч мужских костюмов и порядка 120 тысяч брюк. Продукция практически полностью идет за рубеж - США, Канаду, Германию, Венгрию, другие страны. Экспортируется до 90 процентов изделий.

Казалось бы, есть основания радоваться. Еще бы - качество на мировом уровне, от партнеров отбоя нет. Однако есть здесь одна закавыка - предприятие работает на давальческих материалах. Иными словами, в Херсон везут из-за границы все - от тканей до ниток и пуговиц. Что это означает для ЗАО, понять несложно - хозяином продукции, а следовательно, и полученных доходов является заграничный партнер. «Красеню» достается оплата за работу и производственные издержки. При этом расчетливые фирмачи отнюдь не склонны считаться с неурядицами наших будней.

Понятно, что говорить о высокой доходности такого партнерства не приходится. Предприятие напрягается до предела, чтобы уложиться в жесткие ценовые рамки. Иностранцы и не скрывают, что их интересует прежде всего наш рынок труда. Куда как заманчиво - получить европейское качество при, скажем так, украинском уровне оплаты труда. А наши производственники вынуждены идти на такие в общем-то незавидные условия - на западных рынках нас не ждут, свой практически не работает, к тому же предприятия напрочь лишены оборотных средств.

А если бы они были, скажем, у «Красеня»? И в таком случае мало утешительного - от тех 10 процентов продукции, которую ЗАО поставляет на отечественный рынок, в кармане остаются крохи. Судите сами. В стоимости, к примеру, мужских брюк около 70 процентов приходится на материалы, более 25 процентов - всяческие налоги и сборы. Оставшиеся проценты должны покрывать все расходы предприятия на зарплату, энергоносители, вспомогательные службы и прочее. Вот и выходит - на все это из отпускной цены тех же мужских брюк (25 гривен) «Красень» имеет чуть больше гривни. Не густо.

Тем не менее коллективу удается не только полностью рассчитываться с бюджетом и фондами, но и получать зарплату и даже заботиться о социальных благах. «Живыми» деньгами здесь выдают не менее 70 процентов заработка, остальное работники получают продуктами либо услугами.

- С февраля этого года, - продолжает Виктор Иванович, - у нас снова заработала заводская столовая. Обед из трех блюд стоит 60-70 копеек, причем отпускается в счет зарплаты. Наши женщины довольны - среди них много молодых, незамужних. Да и для семейных тоже подспорье. Не забываем и пенсионеров - их у нас более трехсот. Я так скажу - не все, что было в прежние времена, стоит отметать. Забота о людях всегда сторицей возвращается.

- Так все же, Виктор Иванович, где купить ваши изделия?

- Мы сотрудничаем с украинско-английским СП «Валди-Украина» (Киев), они наши постоянные партнеры. Под реализацию даем продукцию различным украинским торговым фирмам. Что поделать - отечественный потребитель озабочен в основном куском хлеба, а не обновками. Поэтому наши изделия расходятся не так быстро, как хотелось бы. К тому же, многие, особенно молодежь, до сих пор на этикетки смотрят. Парадокс - передай мы продукцию в торговую сеть для реализации, будут мимо проходить. А реэкспортируй свои же пиджаки и брюки из Германии - раскупят.

Что тут добавить - рынок заставляет рекламировать свою продукцию, проталкиваться между конкурентами. Но для масштабного влияния на потенциального потребителя у наших производителей попросту нет денег. Краткосрочные рекламные акции не в счет - давно пора в законодательном порядке регулировать тарифы на рекламу. Думается, это была бы тоже защита отечественных товаропроизводителей на деле, а не на бумаге.

Проблем у предприятия хватает. И все же «Красень» выжил. И даже мечтает о модернизации. Здесь разработали инновационный бизнес-план, сейчас он находится на экспертизе. И если удастся реализовать задуманное, то предприятие сможет подняться на качественно новый уровень. Может, тогда-то и мы станем щеголять в штанах с фирменной «лейбой» - «Херсонское ЗАО «Красень».