Не прошло и двух недель, как вступило в силу соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Украиной, а в Киев уже нагрянула проверка - прибыла комиссия Европейского сообщества во главе с руководителем отдела, курирующего Россию, Белоруссию и Украину, г-ном Мингерелли. Первые результаты переговоров делегации ЕС с украинской стороной были сообщены на пресс-конференции в МВЭСторге в пятницу.
Как и следовало ожидать, переговоры начались с обсуждения вопроса о соответствии международным соглашениям закона, принятого Украиной по стимулированию автомобилестроения. Из заявления руководителя делегации ЕС следует, что отдельные положения закона противоречат некоторым соглашениям ВТО. Поэтому состоялись «откровенные разговоры» с украинской стороной по этому поводу.
На вопрос о возможных санкциях в случае невыполнения Украиной своих обязательств, представитель ЕС ответил, что эта проблема вообще не обсуждалась, так как он уверен - стороны сумеют договориться. Комиссия высказала понимание желания украинской стороны сохранить рабочие места и получить инвестиции. Но при этом господин Мингерелли подчеркнул, что это должно делаться в соответствии с международными обязательствами Украины. Так, к примеру, содержащийся в известном постановлении Кабмина запрет на ввоз автомобилей старше 5 лет, а также минимальная цена на ввозимый автомобиль не ниже 5 тысяч долларов противоречит условиям вступления в ВТО.
В сложившейся ситуации делегации ничего не оставалось, как попросить отрегулировать те положения закона, которые расходятся с международными обязательствами Украины. На раздумья и принятие решений нам отпущено три недели. Кроме того, были высказаны пожелания ЕС по поводу того, как привлекать инвестиции, не задевая интересы других партнеров.
Словом, ничего неожиданного и тем более экстраординарного в отношениях между Украиной и ЕС на этой неделе не произошло. Вероятно, этим и объясняется довольно обтекаемая позиция украинских должностных лиц. Так, представитель нашей стороны на переговорах - заместитель министра промышленной политики Вадим Лящев - заявил, что однозначной оценки предложениям комиссии ЕС он дать пока не может. Некоторые претензии не обоснованны, и украинская сторона собирается доказать ЕС свою правоту.
Сейчас за работу принялись эксперты.
По поводу постановления Кабмина об условиях ввоза старых автомобилей Вадим Лящев заявил, что почти все ввозимые таким образом автомобили не учитываются во внешнеторговом обороте, т.к. ни одна страна не торгует с нами автомобилями «секонд хэнд», и поэтому «мы считаем, что меры, принимаемые в этом отношении правительством, - это внутреннее дело Украины». При этом неоднократно подчеркивалось, что дальнейшая работа будет идти в конструктивном русле: никто на черное не будет говорить белое…