UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОНКОНГ НАКАНУНЕ СМЕНЫ ФЛАГА

Сянган - «благоуханная гавань» или «жемчужина Востока» - так называют эту землю китайцы. В английский язык она вошла под названием Гонконг...

Автор: Сергей Лебедько

Сянган - «благоуханная гавань» или «жемчужина Востока» - так называют эту землю китайцы. В английский язык она вошла под названием Гонконг. Пройдет еще два месяца - и британский флаг над этой колонией будет спущен. Гонконг станет Сянганским специальным административным районом КНР.

Сянган расположен на юге континентальной части Китая к востоку от устья реки Чжуцзян и граничит с китайской провинцией Гуандун. На острове Сянган, полуострове Цзюлун и новых территориях (общая территория площадью 1076 кв. км) проживает около 6,5 млн. человек. Выполняя функции торгово-экономического, финансового, информационного центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Гонконг сегодня относится к числу наиболее процветающих и развитых государств современного мира. Наряду с Южной Кореей, Сингапуром и Тайванем его называют «азиатским драконом». Среднедушевой доход составляет здесь более 23 тыс. долларов в год.

Прошлое

Согласно историческим хроникам, остров был впервые открыт для внешнего мира 20 июля 1793 года. Об этом знаменательном событии написал в конце XVIII века английский путешественник лорд Маккартней (кстати, эта книга была переведена на русский уже в 1805 году).

Десятилетиями англичане использовали Гонконг для вывоза из Китая шелка, чая, фарфора, серебра. Взамен сюда поставлялись дешевые ткани, товары широкого потребления, подрывавшие местную кустарную промышленность.

Во время опиумных войн в 1840-42 гг. Британия захватила Сянган, а позже присоединила к нему полуостров Цзюлун. Ей удалось навязать Циньской династии, правившей тогда Китаем, три неравноправных договора. В 1842 году был подписан Нанкинский договор, в 1860-м - Пекинский, в 1898 году - Конвенция о расширении территории Сянган. Согласно документу, Англия получила в аренду на 99 лет новые территории (более 200 островов). Однако Китай никогда не признавал эти неравноправные договоры, после 1949 года его правительство не раз заявляло о том, что Сянган - неотъемлемая часть КНР.

Только в 1982 году правительство М. Тэтчер решило пойти на переговоры с Пекином, поскольку инвесторов в экономику Гонконга волновало будущее этой территории. Великобритания и Китай должны были определить статус колонии и зафиксировать его в международных документах, причем Лондон надеялся, что ему удастся навязать Пекину договор, устраивающий в большей степени британскую корону.

На переговорах англичане пытались в обмен на призрачный суверенитет КНР над Сянганом сохранить право на управление им и после 1997 года. Затем английская сторона сделала попытку превратить Гонконг в независимое образование. Осуществить это не удалось. После 22 раундов переговоров (1982-84 гг.) стороны подписали совместную декларацию по Гонконгу, согласно которой 1 июля 1997 года суверенитет над этой территорией переходит к Китаю и образованный Сянганский специальный район будет подчиняться напрямую Пекину. В документе был зафиксирован основной принцип, по которому должен жить Сянган (его предложил отец китайских реформ Дэн Сяопин): «Одна страна - две системы». Экономический уклад должен оставаться неизменным в течение последующих 50 лет, т.е. до 2047 года.

В начале 1992 года новым губернатором Гонконга был назначен Крис Паттен. При нем отношения накалились, поскольку губернатор посягнул на некоторые принципы формирования законодательных органов Сянгана. В частности Пекин не против был избрания в Законодательный совет и другие руководящие органы автономии только гонконгцев, но при этом рассчитывал на лояльное отношение к себе местных жителей. Планировалось привлечь к выборам коммунистов, которые находились в подполье (по некоторым данным, их насчитывается 10 тыс. чел.), а также предпринимателей, служащих, для которых духовное родство с материковым Китаем имеет большое значение. В свою очередь, К. Паттен стремился провести в Законодательный совет тех людей, которые после спуска британского флага будут по возможности дистанцироваться от центрального правительства в Пекине. Понимая, что остановить действие подписанных документов уже не удастся, губернатор пытался оставить за Великобританией косвенную возможность влиять на экономическое положение в Гонконге после 1 июля 1997 года.

Такой маневр не прошел. Китай отстоял свои позиции. Был избран временный Законодательный совет во главе с прокитайски настроенным Танг Чи Хва. Пекин надеется, что в лице этого богатого судовладельца он найдет союзника и КНР удастся осуществить меры, которые в конечном счете приведут к «китаизации Гонконга в политической сфере» (об экономике пока речь не идет). На деле Танг Чи Хва оказался крепким орешком и заявил о защите того политического и экономического статуса, который был зафиксирован в китайско-английских документах.

Недавно в китайском городе Шэньчжэнь, недалеко от Сянгана, был сформирован так называемый теневой парламент, который возглавила Рита Фань, ранее работавшая в колониальной администрации. Этот временный орган после 1 июля придет на смену Законодательному совету. Теневой парламент в течение года будет заниматься правовой деятельностью, приведением в соответствие некоторых (не всех) юридических документов, принятых еще при англичанах, в соответствие с конституцией Китая. После завершения этой работы предполагается, что в 1998 году будут проведены выборы в законодательный орган. Центральное правительство планирует аннулировать статью Билля о правах, которая гласит о верховенстве над всеми другими законами. Предлагается вернуть старые варианты статей, жестко регулирующих право жителей Сянгана на демонстрации, создание ассоциаций и контакты с иностранными организациями.

Попытки контрреформ, предпринятых Пекином, вызвали серию дипломатических демаршей со стороны Англии и поддержавших ее США. Лондон обратился в Международный суд в Гааге, считая действия центральных властей в Пекине неправомерными. В свою очередь Демократическая партия, которая имеет большое влияние на умы гонконгцев, отправила делегацию в Европу за поддержкой. Пекин утверждает, что все эти действия спровоцированы британской колониальной администрацией, но на всякий случай дал понять внешнему миру, что он не намерен убивать курицу, несущую золотые яйца, - как-никак Гонконг владеет 60 млрд. долларовыми запасами.

Деньги-товары-деньги

Проблемы передачи Гонконга Китаю - ведущая тема многих солидных изданий мира. Всех, и в первую очередь финансистов, предпринимателей, волнует, выполнит ли Китай взятые на себя обязательства по отношению к Гонконгу, сохранит ли последний роль значительного мирового и финансового узла.

Чем же привлекает Гонконг? В первую очередь - низкими сведенными практически к нулю налогами, солидной законодательной базой, динамически развивающимся сектором услуг, разветвленной системой коммуникаций.

Небольшая территория пропускает через себя огромные торговые потоки, в десятки раз превышающие объемы, которые переваривают, к примеру, ОАЭ. В 1996 году Гонконг экспортировал продукции и услуг на 150 млрд. долл. и импортировал на 154 млрд. долл. Более 80% его торгового оборота приходится на пять стран: Китай, США, Японию, Тайвань и Сингапур (кстати, континентальный Китай является главным торговым партнером Гонконга, оборот составил 125 млрд. долл.). Основные статьи экспорта Гонконга: электроника (50 млрд. долл.), одежда и текстиль (более 30 млрд. долл.), игрушки и часы (16 млрд. долл.).

Гонконг обладает второй по масштабам операций в Азии и седьмой в мире фондовой биржей и претендует сегодня на роль Манхэттена в Азии. В связи с активизацией деятельности китайских фирм на внешних рынках здесь боятся наплыва «теневых денег» из континентального Китая, поскольку это может нарушить установленные правила игры на фондовой бирже. Причины для беспокойства налицо: по некоторым данным, в Гонконге уже сегодня крутится 20-30 млрд. долл., вывезенных из Китая нелегально.

В 90-х годах Гонконг вышел на первое место по контейнерным перевозкам. Местная гавань служит местом переброски различной продукции и услуг, производимой в Китае, странах Юго-Восточной Азии, а также в государствах Ближнего Востока, Африки, Европы, Америки. Через порт проходит свыше 40% китайских экспортных товаров. Кстати, Гонконг является важнейшим портом для американского флота - сюда ежегодно заходят примерно 65 кораблей из США. По грузовым авиаперевозкам Гонконг занимает второе место в Азии, по пассажирским - третье (в 1996 году было обслужено около 30 млн. человек). К 1998 году предполагается, что новый современный аэропорт Чек Леп Кок будет принимать и обслуживать 37 млн. чел. В создании аэропорта принимают участие международные компании, которые уже вложили в сооружение этого азиатского транспортного гиганта 1 млрд. долл.

Гонконг имеет развитую систему коммуникаций, новейшие компьютеры по обработке данных, связанные с 129 странами мира. Сейчас готовится к запуску третий по счету спутник «AsiaSat-3», который будет покрывать территорию от Индии до Австралии.

Гонконг - десятый в рейтинге мировых центров услуг. Ежегодный рост последних составляет примерно 16% (кстати, на услуги приходится 83% ВВП и только 9% - на обрабатывающую индустрию). Не будем забывать также, что Гонконг - это мировой выставочный центр. Здесь ежегодно проводятся 16 крупнейших выставок по отдельным направлениям: хозяйственные товары, игрушки, электроника, одежда, книги, товары широкого потребления и т.д. Экспозиции занимают огромные площади - от 5000 кв. метров до 30 тысяч. Посещают эти промышленные форумы бизнесмены из многих стран мира - около 2 млн. человек. Благодаря таким выставкам фирмы Гонконга, которые практически ничего не производят из того ассортимента товаров, которые представлены на экспозициях, получают заказы на 2 млрд. долл.

К статусу ведущего финансового центра мира Гонконг намерен добавить еще статус серьезного научно-технологического центра. Вместе с китайскими компаниями, Академией наук КНР гонконгские фирмы планируют в ближайшие годы создать Силиконовую долину, подобную калифорнийской.

Заинтересованность в сотрудничестве

Американские бизнесмены больше всех волнуются в связи с приближающимся сроком передачи Гонконга Китаю. Это связано не только с обширными товарными потоками, идущими в обоих направлениях, но и разработкой совместных планов выхода на рынки стран Юго-Восточной Азии. В XXI веке компании США и Гонконга намерены вложить в инфраструктуру вышеуказанных стран 2 трлн. долл. Примерно 6 трлн. планируется инвестировать в строительство предприятий и жилья. В этом деле Гонконгу отводится роль «проталкивателя» проектов.

Европа, хотя и расположена от Гонконга далековато, также не намерена упускать выгодной возможности закрепиться в регионе. Сейчас здесь работают в общей сложности 80 европейских банков и страховых компаний. 50 тысяч бизнесменов из Старого Света приезжают в Гонконг ежегодно. 115 европейских фирм заняты на строительстве нового аэропорта. Во время своего пребывания в Гонконге вице-президент Европейской комиссии Л.Бриттен подчеркнул важность налаживания прочных торговых мостов между обоими регионами.

В преддверии 1 июля многие экономические обозреватели склоняются приписывать Китаю роль «душегуба» золотой курочки. В самом деле, есть ли необходимость резко менять экономическую систему Гонконга, если небольшая территория является не только окном во «внешний мир», но и самым крупным инвестором в экономику Китая? По некоторым данным, из 150 млрд. долл. иностранных инвестиций, полученных КНР за последние 12 лет, три пятых прошло через Гонконг. В 1995 году только гонконгскими компаниями было влито в хозяйство Китая 20 млрд. долл. Средства были инвестированы в энергетику, фармацевтику, химическую промышленность, развитие инфраструктуры. К примеру, международный консорциум «Хилтон» намерен в ближайшее время построить 20 пятизвездочных комплексов. Частично финансирование будет осуществляться с помощью компаний и банков Гонконга.

Китайские компании не только отправляют через свободный порт Гонконга товары в другие государства мира, они вкладывают значительные средства в банковское дело, страхование, посреднические операции в Сянгане. К примеру, в последние годы многие ведущие государственные предприятия из различных провинций КНР размещают акции на фондовой бирже. После слияния Китая и Гонконга предполагается, что компании, банки будут работать в одинаковых условиях - налоги, тарифы, преференции. Мы можем лишь позавидовать Китаю, имеющему под боком такое карликовое государство с миллиардным богатством…

Совсем недавно из деловой поездки по Китаю и Гонконгу возвратилась делегация бизнесменов Украины, которую возглавлял президент УСПП Анатолий Кинах. Наши предприниматели встретились с представителями китайского бизнеса, посетили предприятия, подписали ряд контрактов на поставку товаров.

Нельзя сказать, что поездка украинской делегации в Гонконг была первой. В 1995 году с возможностями работы на тамошнем рынке ознакомились представители некоторых банков и фирм Украины, в 1995-м и 1997-м в Киеве проводились выставки промышленных товаров из Гонконга. В марте с.г. исполнился год со дня учреждения Ассоциации торгового сотрудничества «Киев - Гонконг», инициатором которого выступили ТПП Украины, УСПП, Укоопсоюз и Совет по развитию торговли Гонконга, имеющий 51 представительство в 32 странах мира. Совет может предоставить, в том числе и украинскому предприятию, информацию о 60 тысячах компаний Гонконга. Есть у него и обширные данные о фирмах материкового Китая.

Для многих фирм Гонконга Украина - такая же terra incognita, как в принципе и сам Гонконг для наших предпринимателей. По словам одного из организаторов ассоциации «Киев - Гонконг» Вячеслава Меньшикова, они намерены вкладывать лишь небольшие суммы в гостиницы, легкую промышленность, переработку сельхозпродукции, а также поставлять потребительские товары. Гонконгские компании предполагают построить складские помещения в Украине для переброски продукции в другие страны Европы.

И в заключение - о товарообороте между Украиной и Гонконгом. В 1996-м он составил примерно 20 млн. долл., что почти в 15 раз меньше, чем между Гонконгом и Россией…