UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОЛЫЙ ГОЛОМУ ДОЛЖЕН ШТАНЫ...

Похоже, тема Черноморского флота в украинско-российских взаимоотношениях становится вечной. Иногда кажется, что если бы не проблемы вокруг ЧФ России, то жизнь в тихом провинциальном Севастополе совсем бы замерла...

Автор: Владимир Притула

Похоже, тема Черноморского флота в украинско-российских взаимоотношениях становится вечной. Иногда кажется, что если бы не проблемы вокруг ЧФ России, то жизнь в тихом провинциальном Севастополе совсем бы замерла. А так — то моряки подрались, то свет или телефон внепланово отключили, то адмирал не так понял вице-адмирала — и готова межгосударственная проблема, а белый город у моря опять на телеэкранах и в сердцах болеющих за своих россиян и украинцев. И опять надо садиться за стол переговоров, присылать из столиц экспертов, а потом заверять братские народы, что флоты у нас и дальше стратегически дружат. Из всех мелочных обид, на которые обращалось вселенское внимание мировой общественности пресс-службами сторон, тема долгов друг другу остается наиболее актуальной, поскольку затрагивает материальные интересы как верхов, т.е. государств и их правителей, так и низов, т.е население украинского Севастополя и военнослужащих российского ЧФ.

Особую глубину, выражаясь осторожно, дискуссия между командованием ЧФ России и украинскими властями Севастополя получила после возбуждения 22 февраля уголовного дела в отношении начальника 13-го судоремонтного завода ЧФ Российской Федерации капитана 1-го ранга Степана Арутюняна и главного бухгалтера полковника Александра Крутова. Налоговая милиция Севастополя инкриминирует им злоупотребление служебным положением, укрытие прибыли и уклонение от уплаты налогов. 19 февраля налоговики задержали российских офицеров, однако, после вмешательства представителей штаба ЧФ России, освободили из-под стражи под подписку о невыезде.

Пресс-служба Черноморского флота объяснила, что начальник 13-го СРЗ на самом деле не уклонялся от выплаты налогов, а только временно приостановил погашение задолженности лишь для того, чтобы выдать задерживаемую длительное время зарплату трудовому коллективу. При этом ударение делается на том, что среди работников российского военного завода — много граждан Украины.

Командующий ЧФ адмирал Владимир Комоедов немедленно встал на защиту своих подчиненных. Он публично подтвердил, что лично дал указание в первую очередь выплачивать зарплату, а не налоги. По словам адмирала, такие действия полностью соответствуют его личным понятиям о гуманизме и заботе о ближнем.

Начальник завода был отправлен подальше от прытких правоохранителей во флотский госпиталь, а действия налоговиков командующий назвал «театром абсурда» и заявил, что «готов защитить своих офицеров». По его словам, «развитие событий по сценарию, предусматривающему личную ответственность российских офицеров за преступление, которого они не совершали, не приведет ни к чему хорошему».

Поскольку в Севастополе восприняли высказывание адмирала В.Комоедова в какой-то мере как угрозу и давление на следствие, тон представителей ЧФ был снижен и уже на следующий день флотская пресс-служба сообщила, что «командование Черноморского флота принимает необходимые меры по погашению задолженности перед судоремонтным заводом (СРЗ) за выполненные работы по заказам флота, а также по решению вопроса погашения кредиторской задолженности завода перед бюджетом Украины».

По данным севастопольской налоговой администрации, задолженность 13-го СРЗ по налогам составила 1,372 млн. грн. (данные на 1 января 2000 г.) Как утверждает пресс-центр Государственной налоговой администрации по Севастополю, налоговики «неоднократно делали шаги навстречу руководству завода». В 1997—99 годах проводилась реструктуризация задолженности, неоднократно предоставлялись отсрочки, которые не были погашены в срок. Вместе с тем, «материалы контрольно- экономических проверок состояния платежной и финансовой дисциплины на заводе свидетельствовали о том, что при наличии большого объема задолженности предприятие имело реальную возможность ее погашения за счет средств, поступавших от производственно-экономической деятельности».

В налоговой сразу отбросили все обвинения в тенденциозности и предвзятости в отношении российских военных. Как утверждают представители ГНА, подход к предприятиям-должникам, одним из которых является и Севастопольский судоремонтный завод ЧФ РФ, строится «на основе бюджетных интересов и законодательства Украины вне каких-либо политических и национальных пристрастий».

Заместитель мэра Севастополя Валентин Борисов на одном из последних совещаний в городской госадминистрации обратил внимание на то, что предприятия и учреждения ЧФ действуют в законодательном поле Украины и являются субъектами хозяйственной деятельности, а поэтому при отступлении от этих принципов они рискуют вступить в противоречие с действующим, в том числе и налоговым, законодательством страны, что и получилось в случае с руководством 13-го СРЗ.

Конфликт вокруг российского военного завода особо высветил более широкую и важную для Севастополя и флота проблему — флотских долгов в городской бюджет, а также долгов за потребляемые коммунальные услуги и энергоносители. Как сообщил глава Севастопольской горадминистрации Леонид Жунько, общий долг ЧФ городу превысил 40 млн. гривен, в то время как в прошлогодний городской бюджет был равен 145 миллионам. По словам мэра, с начала года Севастополь «практически кредитовал ЧФ на четверть своего бюджета». Российский флот остается главным должником по потребленной воде, природному газу, электроэнергии.

Как объяснил руководитель пресс-службы Севастопольской горадминистрации Александр Скрипниченко, флотская доля в долге Севастополя за электричество составляет 20%, ее хроническая невыплата приводит к снижению лимитов, отпускаемых городу. Утверждения российских военных и московских СМИ в предвзятом отношении к ЧФ А.Скрипниченко назвал «нелогичными и несправедливыми», а саму проблему флотских долгов — «исключительно хозяйственной». Выстраивается цепочка: флот не платит — урезают лимиты городу — ситуация ухудшается — город отключает объекты ЧФ. По словам А.Скрипниченко, существует график аварийного отключения от энергопотребления, в соответствии с которым в вечернее время на час-полтора отключаются все промышленные предприятия, военные объекты (как российские, так и украинские) и пригородная зона. В то же время относительно нормально подается электричество в жилые массивы, хотя и там, бывает, сидят без света.

В пресс-центре ВМС Украины «ЗН» подтвердили, что объекты украинского флота также страдают от длительных отключений электричества, особенно сложными были конец января — начало февраля. Впрочем, украинские военные не склонны обвинять русскоязычных севастопольских энергетиков в подрыве боеготовности отечественных ВМС.

Тем не менее, представители ЧФ настаивают на том, что в первую очередь от электроснабжения отключаются части и корабли, обеспечивающие боеготовность российского флота, в то же время причалы, где базируются вспомогательные суда, как правило, перебоев с электроэнергией не имеют. По словам начальника пресс-службы ЧФ России капитана 1-го ранга Андрея Грачева, складывается впечатление, что Черноморский флот РФ «просто выживают» из Севастополя, создавая «невыносимые условия его существования». Следует, видимо, согласиться, что условия для боевой работы действительно тяжелые, как, впрочем, и для ВМС Украины, которые к тому же не имеют и малой части той материально-технической базы, что была по-братски оставлена россиянам вследствие раздела ЧФ.

Причину возникшей ситуации и в штабе ЧФ, и в городской государственной администрации Севастополя видят в неотрегулированности механизма взаимозачета долгов Черноморского флота — перед Украиной, Украины — перед Россией. В частности, российские военные недовольны работой компании «Континенталь и Ко», на которую украинским правительством возложены функции компании-резидента по проведению взаимозачетов долгов ЧФ и Украины. По словам А.Грачева, сделала она это лишь однажды, прекратив впоследствии даже сверку долгов флота. Впрочем, этим сегодня ежемесячно занимается специальная комиссия, возглавляемая Л.Жунько и заместителем командующего ЧФ вице-адмиралом Геннадием Сучковым.

Между тем, налоговой администрацией уже заблокированы счета ряда воинских частей ЧФ. Командующий обратился за помощью к российским дипломатам, и посол России в Украине Иван Абоимов уже выразил свою обеспокоенность. По его словам, в российском посольстве сейчас изучается ситуация вокруг блокирования счетов воинских частей ЧФ РФ, причины, вызвавшие такие меры, а также деятельность фирмы компании «Континенталь и Ко», на которую возложено решение вопросов взаимозачетов.

Тем временем пресс-служба ЧФ распространила комментарий представителя компании «Континенталь и Ко» Ирины Шульгиной, которая заявила, что вся проблема с погашением коммунальных долгов ЧФ заключается в окончании действия постановления Кабмина Украины под номером 621, разрешающего проведение взаимозачетов. В соответствии с этим постановлением компания «Континенталь и Ко» занималась задолженностями ЧФ, и в 1999 году были погашены долги за электричество на сумму в 21 млн. грн. (общая же сумма долга, который должна погасить компания «Континенталь и Ко», составляет 37 млн. грн.). «Если Кабмин выдаст аналогичное постановление, мы погасим задолженность в течение недели, даже оплатим ее вперед по предыдущей схеме», — заявила И. Шульгина. По ее словам, компания «Континенталь и Ко» неоднократно обращалась в Кабмин с предложением если не возобновить это постановление, то разработать отдельную схему для расчетов с долгами ЧФ. На данный момент, отметила И. Шульгина, есть все основания надеяться, что «Кабмин пойдет навстречу».

Надеются на понимание Киева и власти Севастополя. Тут уже потеряли надежду на возвращение флотских долгов, но шанс добиться определенных компенсаций за счет Центра остается. А еще севастопольцы предлагают вывести задолженность ЧФ за рамки долгов Севастополя по энергоносителям. Таким образом это позволит не сокращать лимиты, устанавливаемые городу на потребление электроэнергии и природного газа. Ведь до сих пор ситуация была парадоксальной — город наращивал объемы проплат, а лимиты, вследствие «вклада» ЧФ, уменьшались.

Поскольку свет в конце тоннеля уже брезжит, самое время спросить себя: действительно ли наши власти (спецслужбы, Генштаб, патриоты из числа энергетиков и налоговиков) так умело провели спецоперацию по водружению ЧФ на свое место, отведенное ему историей и украинским народом в уголке Севастопольской бухты? Наконец-то российские военные поняли, что мало иметь пушки и ракеты, нужен еще и доступ к рубильнику и ключ к камере предварительного следствия. А они-то у нас! Поэтому дружить будем с учетом не только громадного украинского долга, но и болезненного, хоть и небольшого долга ЧФ. Однако спецслужбы и проч., к сожалению, тут ни при чем. Местные военные аналитики считают, что поскольку вопрос касается денег, то вполне понятна активность налоговых органов, норовящих на ровном месте вытребовать миллион (а кто сегодня из украинцев ими доволен?), понятны «зверства» энергетиков, знающих, что, только обесточив флагман, а не вспомогательное корытце, можно выбить пару копеек за потребленную электроэнергию, понятны не просьбы — мольба мэра и его замов: или решайте, или «что-нибудь делайте со мной». Понятна и забывчивость Кабмина, сменившего главу и пол-аппарата. Но не понятно, зачем из технической проблемы было делать вселенский скандал. Впрочем, одна сотрудница Севастопольской горадминистрации с русской фамилией приятным голосом и с искренней непосредственностью сообщила «ЗН» по телефону, что «у них там в России опять выборы, так вот они и гонят волну, мы уже привыкли».