UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЛАВНЫЙ ДЕФИЦИТ — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

Те, кому за сорок, хорошо помнят бесконечные очереди за одеждой, обувью, бытовой техникой... Всякая мелочь была дефицитом, не говоря уже о продовольствии...

Автор: Сергей Михайлов

Те, кому за сорок, хорошо помнят бесконечные очереди за одеждой, обувью, бытовой техникой... Всякая мелочь была дефицитом, не говоря уже о продовольствии. Без трешки «в лапу» швейцару в ресторан не попасть. С трудом верилось, что наступят времена, и все, что пожелает душа, вам не только предложат, но будут буквально просить вас, дорогого клиента: приходите, покупайте - с уценкой, с доставкой...

С наступлением переходного периода от социализма к капитализму, благодаря самой здоровой и инициативной части населения - предпринимателям сбылась мечта всего населения - жить без карточек и талонов на хлеб, муку и сахар, без очередей. Бери, покупай, все можно, все дозволено - даже отдых на Канарских островах, но только за деньги. Дефицитом стали они и только они - денежные знаки. Но это одна сторона медали. Другая общеизвестна: за годы перестройки доходы населения и покупательная способность населения упали более чем вдвое; безработица выросла в десятки раз. «Благодаря» фискальной политике родимого государства украинский потребитель должен нынче платить за продукты питания и промышленные товары, ввезенные по импорту, в 1,7-2 раза дороже продажных цен. И это при нижайшем уровне заработной платы в стране и фактической рентабельности в торговле не более 2-3 процентов.

В итоге такой политики мы развиваем сельское хозяйство и промышленность стран-экспортеров, а уровень производства в Украине сокращается, соответственно, сужается и база налогообложения. Вся тяжесть налогообложения ложится на плечи предпринимателей. Приведу лишь несколько примеров такой фискальной политики: на каждую начисленную зарплату 100 гривен работникам выплачивается 88,5 гривни, а в бюджет и различные фонды необходимо перечислить 54 гривни, или 61% выданной на руки заработной платы.

Наши законодатели придумали новый вид платежа, вообще не имеющий названия в экономической литературе. Условно его назвали налогом на прибыль. Фактически же нужно делать отдельный расчет движения денежных средств по расчетному счету и минусовать часть разрешенных затрат. Запрещенных позиций немало. Оказывается, например, что оплату услуг по обучению бухгалтера на семинаре в затратах отражать нельзя.

Предприниматели вынуждены платить с мифической оценочной стоимости арендованного у государства помещения 5% годовых, а на затраты по амортизации приобретенных основных средств можно относить только 60% начисленных сумм. Этим же законом необоснованно ущемили права инвесторов: предусмотрено, что если в уставном фонде предприятия доля инвестора более 50%, то в затраты нельзя включать всю фактически оплаченную аренду, а только 50%. На практике выходит, что инвестор получает старое помещение, вносит средства в уставный фонд, делает капитальный ремонт, то есть несет затраты. Затем, когда это помещение оценивают в десятки раз выше его фактической остаточной стоимости и местные органы поднимают арендную плату, происходит удивительная метаморфоза. Оказывается, что прибыль предприятия возросла, и эта дополнительная сумма облагается 30% налога.

В законе о налоге на добавленную стоимость с многочисленными к нему изменениями и добавлениями сложностей и разночтений столько, что сами налоговики отказываются давать по нему консультации. В экономической литературе уже много месяцев ведется систематическая полемика между аудиторами и специалистами налоговой службы. Между тем налогообложение наблюдается двойное и тройное. Так, если мы закупаем материалы, комплектующие, детали и узлы для компьютера или другой техники, а собираем изделие у нас в стране, то первую порцию налогов мы должны платить в виде таможенной пошлины, акцизных сборов, оплаты таможенных услуг. Допустим, они составляют 80% общих затрат на производство готового изделия, а 20% затрат - это зарплата и издержки украинского производителя. Однако НДС в размере 20% нужно начислять на полную себестоимость, т.е. на отпускную цену изделия.

До момента конечной реализации товар может перемещаться по нескольким юридическим лицам с учетом спроса. И на каждом этапе по разнице в ценах опять необходимо начислять и платить НДС и, соответственно, повышать розничные цены, что в конечном счете отражается на кошельке населения.

Попробуем вместе с вами, дорогой читатель, разгадать и такую головоломку. Почему при общем падении производства и передаче (продаже) значительной части государственной собственности предпринимателям количество чиновников государственного аппарата и местной власти по меньшей мере не убавилось? Казалось бы, должны пустовать бывшие райкомы, горкомы, обкомы, дома профсоюзов и народного контроля всех уровней; административные здания сокращенных и ликвидированных министерств и ведомств. Однако... все заняты чиновниками, причем их аренда стоит копейки по сравнению с рыночной ценой. И только предприниматель, сам себе и многим другим безработным создающий рабочие места в подвалах, полуподвалах, в старых и ветхих зданиях, требующих капитального ремонта, должен платить (именно заработать и платить) за 1 кв. м нежилой площади как минимум в 5-10 раз больше...

Этот предприниматель должен, унижаясь, обивать пороги не менее 10 кабинетов для регистрации и получения права создавать рабочие места и платить налоги (на прием отводится всего два часа два дня в неделю). А не разумней было бы с учетом перехода на рыночные отношения издать соответствующее распоряжение Кабинета министров об обязательном создании при исполкомах всех уровней хозрасчетной службы предпринимательской деятельности, в состав которой вошли бы работники торгового отдела, Фонда государственного имущества, земельного комитета, юристы, экономисты, нотариус. Пришел бы гражданин с паспортом в один кабинет, написал заявление и подписал договор со службой исполкома об уплате за услуги - и в 15-дневный срок получил полный пакет документов и разрешений с регистрацией в нужных органах. Получил документы - приступай к работе и плати налоги. Не выполнена работа в срок - оплата снижается. Тогда и отношения власти с народом поменяются, и предприниматель, как и покупатель или клиент, будет всегда прав, и его будут ждать и принимать соответственно.

По этой же схеме служба исполкома должна предлагать всем желающим полный пакет документов для оформления права аренды или собственности на недвижимость или права пользования землей под строительство со всеми соглашениями и разрешениями. Выполнил работу - получай деньги.

Все взимаемые от физических и юридических лиц средства должны поступать только на один бюджетный счет. Внебюджетных фондов быть не должно, эту норму следовало бы закрепить законодательно.

Мечты, мечты... Что же реально имеет кормилец-предприниматель от государства? 300 страниц нормативных актов по налогообложению, в которых может запутаться любой высококвалифицированный работник. Ежеквартальный отчет на 30 и более страницах. 33 вида общегосударственных и местных налогов и сборов. И более 50 видов возможности пострадать от штрафных санкций - зачастую за нарушения, совершенно не влияющие на базу и сумму налогообложения. Скажем, не под тем углом к покупателю установлен кассовый аппарат. Или обнаружена недостача (излишек) наличности в кассе на несколько копеек...