UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГЛАВНЕЙ ВСЕГО — ПОГОДА В ДОМЕ, КОТОРУЮ… ДЕЛАЕТ МВФ

Как известно, полная оплата населением стоимости жилищно-коммунальных услуг является одним из 69 пунктов требований Международного валютного фонда для предоставления Украине очередного транша кредита...

Авторы: Юрий Белоус, Владимир Сапрыкин

Как известно, полная оплата населением стоимости жилищно-коммунальных услуг является одним из 69 пунктов требований Международного валютного фонда для предоставления Украине очередного транша кредита. В последнее время население платило 70—90% от стоимости услуг в зависимости от региона. Необходимость полной — 100% оплаты кажется очевидной. Все стоит денег — и газ, и электроэнергия, и горячая вода. Однако в условиях ничтожных пенсий, хронической невыплаты зарплат, стипендий и др. социальных выплат, большая часть населения не имеет возможности оплатить эти услуги.

По данным Минэкономики Украины на 24 марта с. г. тарифы на жилищно-коммунальные услуги повышены или доведены до полной стоимости в 23 регионах Украины (из 27). Для оценки реакции населения на повышение цен жилищно-коммунальных услуг и желания (возможности) платить за них, на отмену льгот, а также для анализа некоторых других аспектов социологическая служба Украинского центра экономических и политических исследований (УЦЭПИ) провела с 15 по 24 марта репрезентативный общенациональный опрос (опрошено 2000 человек во всех областях Украины). Сенсации не произошло...

Конституционный суд признает…

Заседание первое. По представлению Президента Украины Конституционный суд (КС) Украины 2 марта 1999 года признал Закон Украины «О временном запрете повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, которые предоставляются гражданам Украины» неконституционным. Однако Верховная Рада не согласилась с решением КС. 17 марта 1999 года парламент изменил закон «О ценах и ценообразовании» и фактически восстановил нормы, уже признанные КС неконституционными.

Как отмечалось в заявлении ВР от 16 марта 1999 года, «за долгое время нарушения конституционных норм, которое выражалось и выражается в несвоевременной выплате зарплат, пенсий, других соцвыплат гражданам, долги по которым уже превысили 10 млрд. грн., несмотря на протесты и публичные апелляции соотечественников …, КС не осудил правовые акты и действия исполнительной власти… Верховная Рада заверяет граждан Украины, что… она использует все свои конституционные права для защиты прав граждан…».

Заседание второе. 16 февраля 2000 года Конституционный суд Украины признал (вторично) неконституционным запрет Верховной Рады на повышение цен на жилищно-коммунальные услуги и проезд в городском транспорте до погашения задолженности по зарплате и социальным выплатам. Как сообщил в тот же день судья-докладчик Василий Нимченко, появилось новое положение (после вынесения первого решения КС), согласно которому все цены на жилищно-коммунальные услуги и проезд в гортранспорте устанавливается Кабмином по согласованию с Верховной Радой. Однако подобные полномочия парламента не предусмотрены Конституцией. Более того, цены на жилкомуслуги и проезд в транспорте устанавливают органы местного самоуправления. В решении КС подчеркивается, что к полномочиям ВР относится определение основ ценовой политики, но только правительство обеспечивает проведение ценовой политики. Получается, что, осуществив непосредственное регулирование цен и тарифов, парламент «по сути вмешался в сферу полномочий соответствующих органов АР Крым и органов местного самоуправления и таким образом нарушил принцип разделения госвласти». На вопрос, является ли невыплата зарплат и пенсий предметом рассмотрения в КС, судья В.Нимченко отметил, что это — вопрос судов общей юрисдикции, и они уже рассматривают подобные дела.

В качестве моральной компенсации население Украины может узнать, что решение КС не было единогласным: из 17 судей пятеро выступили против, двое высказали особое мнение, состоящее в том, что Кабинет министров не может быть монополистом в сфере ценообразования, а мнение ВР должно учитываться.

Трудно простому гражданину Украины провести границу между «определением основ ценовой политики» и «обеспечением проведения ценовой политики». Да населению это и не нужно. Для него результат известен: преград перед очередным повышением цен на жилищно-коммунальные услуги уже нет.

Госкомстат сообщает



По данным Госкомстата, задолженность населения Украины за жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 10 января 2000 года выросла на 3,4% и составила 5214,5 млн. грн. По регионам самая большая задолженность зафиксирована в Днепропетровской и Донецкой областях — соответственно, 747,1 млн. грн. и 720,5 млн. грн., самая маленькая — в Черновицкой области (40,35%).

Задолженность по зарплатам, пенсиям, стипендиям, денежному обеспечению и др. социальным выплатам увеличилась в январе на 2,1% и составила на 10 января 2000 года 8657,8 млн. грн., т.е. превысила задолженность населения коммунальным структурам почти в 5,5 раза.

Данные Госкомстата показывают, что в январе с. г. население уплатило за жилищные услуги 390 млн. грн. или 68,9% начисленных сумм, что на 39,4% (на 110,4 млн. грн.) больше, чем за соответствующий период предыдущего года. На одного владельца лицевого счета начисления за жилищно-коммунальные услуги в январе с.г. с учетом электроэнергии (из расчета 100 кВт.ч) составили 87,99 грн., что достигает 48,6% среднемесячной зарплаты в Украине (180,97 грн.). Таким образом, средняя квартплата в Украине составляет около 50% от средней же зарплаты. А если ее не выплачивают или человек является безработным, пенсионером, то что же делать? Ответа пока нет.

В регионах повышают тарифы, меньше платят и протестуют

Сегодня решения о повышении тарифов или приведении их к стопроцентному уровню возмещения приняли все регионы Украины, кроме Киева, Севастополя, АР Крым и Полтавской области. Многие партии и объединения начали использовать в политических целях тяжелую экономическую ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Особенно далеко идущие выводы делают левые: от отставки Президента и правительства до прекращения сотрудничества с НАТО и присоединения к союзу России и Белоруссии.

Крым. С 14 марта крымское правительство установило новые предельные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, предусматривающие 100-процентный уровень возмещения. Введение новых тарифов должно привести к росту цен на предоставляемые населению полуострова услуги — в среднем по водоснабжению в 3,6 раза, водоотводу — в 3,3 раза, теплоснабжению — в 2,1 раза, содержанию жилья — в 1,5—1,7 раза.

Председатель ВС Крыма Леонид Грач назвал решение Совмина Крыма о повышении цен «грубой политической ошибкой». 23 марта представители Союза офицеров (около 300 человек преимущественно пожилого возраста) перекрыли центральный проспект в Симферополе, протестуя против повышения тарифов.

Под давлением населения и профсоюзов правительство Крыма прекратило действие своего постановления о повышении цен на коммунальные услуги. Введение новых тарифов требует выделения на субсидии около 200 млн. грн., или 40% годового бюджета полуострова. Таких денег в бюджете Крыма просто нет…

Киев. Вечером 24 марта более двух тысяч человек — участников акции протеста, организованной Всеукраинским союзом рабочих, перекрыли движение возле здания Кабинета министров. Помимо политических лозунгов, участники акции требовали снизить цены на хлеб, отменить новые тарифы на проезд в транспорте и жилищно-коммунальные услуги. Однако, как заявил 5 апреля глава Киевской городской администрации Александр Омельченко, тарифы в апреле-мае повышаться не будут.

Донецкая область. После четырехчасового обсуждения сессией Донецкого облсовета 24 марта вопрос об увеличении тарифов был снят с повестки дня, однако распоряжение о повышении цен на жилкомуслуги глава области В.Янукович все-таки подписал 28 марта. С 1 апреля тарифы повышены на 33—43 процента.

Запорожская область. В области постепенно снижается уровень оплаты жилищно- коммунальных услуг: в 1992—1997 годах регулярно платило до 80% населения, в последние месяцы с. г. — порядка 50%. Задолженность потребителей перед предприятиями коммунального хозяйства области на февраль составила более 535 млн. грн.

Луганская область. На начало года долги за коммунальные услуги в области составляли 419,6 млн. грн., своевременно расплачивалось до 50% населения.

Ривненская область. Цены на жилищно-коммунальные услуги выросли с начала года более чем на 75% и теперь оплачивается полная стоимость услуг. После повышения цен только в Ривно в субсидиях нуждается 61 тыс. семей на сумму не менее 30 млн. грн. (в прошлом году нуждающихся было 34 тыс. семей, общая сумма — 19 млн. грн.).

Львовская область. Повышение коммунальных тарифов во Львове ожидалось с 1 апреля с доведением их до 100% стоимости услуг.

Ивано-Франковская область. Задолженность населения области на начало февраля с. г. составила 53 млн. грн. Каждая вторая семья имеет задолженность, а значительное количество жителей области по два-три года не платит за коммунальные услуги. Отключение электроэнергии в области происходили на регулярной основе, а подача холодной и горячей воды происходит по графику. Совет профсоюзов области резко выступил против повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до погашения задолженности по зарплатам (долг за 1999 год составляет около 123 млн. грн.), пенсиям и др. социальным выплатам.

Итак, в большинстве регионов (в 23 из 27) увеличены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, и при этом практически ни одна местная госадминистрация не пересмотрела действующие нормы потребления этих услуг населением для стимулирования более экономного потребления газа, электроэнергии, воды. Также не погашена задолженность местных бюджетов перед коммунальными службами, не произошла и реорганизация служб социальной защиты населения.

УЦЭПИ опрашивает и анализирует

Снабжение электроэнергией и теплом наиболее важно для населения (газ по известным причинам в Украине трудно отключить, хотя молдавские женщины получили такой «подарок» от российского «Газпрома» на 8 Марта). Сегодня отключение света на три, четыре и более часов, приводящее к погружению во мрак отдельные поселки и целые микрорайоны городов, стало почти нормой для Украины (за исключением столицы). Для оценки данной ситуации были заданы следующие вопросы, ответы на которые говорят сами за себя.

Как часто на протяжении последних трех месяцев у вас в квартире отключали электроэнергию?

>

Таким образом, МВФ «по желанию трудящихся» прекратил кредитование, что, к сожалению, болезненно отразится на финансовом состоянии Украины. Что же касается основной аргументации против западных кредитов (58,5% респондентов считают, что деньги разворовываются), то здесь, по- видимому, свое влияние оказали регулярные публикации газеты Financial Times об Украине.

Вместо эпилога

Здоровая логика подсказывает, что стопроцентная оплата жилищно-коммунальных услуг преждевременна. Больше того, сейчас невозможна.

Во-первых, государству необходимо полностью вернуть долги по зарплатам, пенсиям и др. социальным выплатам. Во-вторых, местные госадминистрации должны пересмотреть действующие нормы потребления населением услуг с целью уменьшения этих норм и разработать стимулы для экономного потребления газа, электроэнергии, воды, уменьшив при этом стоимость топлива (например, за счет использования газа собственной добычи). В-третьих, погасить задолженность местных бюджетов перед коммунальными службами. В-четвертых, провести реорганизацию служб социальной защиты населения.

На апрель планируется большое количество митингов и демонстраций, в том числе и против повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это точно не поможет повысить эффективность работы тысяч ЖКХ, но есть ли смысл повышать цены, если граждане не в состоянии оплачивать прежние?