UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА — ДАЖЕ НЕ ВО ВЗЯТКАХ

«Главная проблема - даже не во взятках...- считает молодой поляк, который занимается бизнесом в Украине Тревога в доме росла и росла...

Автор: Александр Рожен

«Главная проблема - даже не во взятках...-

считает молодой поляк, который занимается бизнесом в Украине

Тревога в доме росла и росла. Сначала она охватила мать, а потом и отца...

Из детектива украинского писателя В.Кашина

Эту тему, простите за унылую банальность, подсказала сама жизнь: на моем «Запорожце» вышел из строя аккумулятор и я решил заглянуть в соседний магазин. Там, к своему удивлению, вместо привычного аспидного «нашего» аккумулятора предлагались на выбор множество самых различных образцов. «Медленно оттаиваешь от совкового дефицита! - невольно укорил я себя. - Пора бы привыкнуть к мысли, что капитализм на дворе и вопрос уже не в товаре, а в деньгах для покупки...» Присмотревшись к образцам, я понял, что предлагается товар с приблизительно одинаковыми свойствами. Продавщица подтвердила мою догадку и вежливо объяснила, что все аккумуляторы примерно одного качества.

И все же один из них приглянулся больше других. Он выделялся ну просто завораживающе смешной ценой - едва ли не на четверть ниже остальных. Продавщица опять пришла на помощь и объяснила, что аккумулятор автомобилисты хвалят, а низкая цена объясняется тем, что его производят какие-то наши молодые ребята по австрийской технологии.

Я приобрел аккумулятор и, кстати, не пожалел. «Вот, можем и мы, если захотим, сделать добротную, на уровне мировых стандартов вещь! - приятно грела мысль. - Мы тут погрязли в чернухе, а народ в глубинке уже возводит корпуса новой украинской промышленности!» Эти думы настолько взбудоражили мое воображение, что я решил немедленно познакомиться с этими молодцами и поехал по адресу, указанному в инструкции.

«Глубинка» оказалась совсем рядом. В весьма приличном офисе я встретился с директором, который действительно был очень молод. Он вообще был больше похож на студента и, судя по хрупким параметрам, образование получил явно не в Киевском институте физкультуры. Директор подтвердил, что продукция изготавливалась по австрийской лицензии. Однако на этом совпадение с информацией, полученной в магазине, заканчивалось - завод по изготовлению аккумуляторов работал в Польше. Это было типичное предприятие среднего бизнеса у наших соседей, которому повезло зародиться еще лет двадцать назад и накопить к настоящему времени достаточно большой опыт и современное оборудование, позволяющее конкурировать с именитыми иностранными фирмами.

Как сообщил молодой директор киевского представительства этой фирмы пан Тадеуш (имя изменено), предприятию вовремя удалось развернуться, потому что сегодня с небольшими деньгами развернуться в Польше уже попросту невозможно. Пробиться на местный рынок может только очень крупная фирма с очень большими деньгами.

- У вас, - подчеркнул он, - это все пока гораздо проще. В рынке есть ниши. И несмотря на то, что многие именитые фирмы предлагают здесь свою продукцию, работать у вас можно. В моем представительстве за тот год, что я здесь работаю, дела идут достаточно успешно. Надеемся, что дело вскоре достигнет такого масштаба, что будет иметь смысл завезти сюда оборудование и открыть в Украине производство аккумуляторов. Работники у вас дельные, квалифицированные, они довольны своими заработками. В общем, есть база для взаимного сотрудничества.

История с успешным развитием аккумуляторостроения в Украине пусть и не совсем так, как я ожидал, выруливала на вполне благоприятную стезю. Можно было бы только порадоваться, что пусть и не по нашей инициативе, а с помощью более предприимчивых и более опытных соседей мы заполняем пустовавшую нишу. Но тут, поделившись радужными планами на будущее, пан Тадеуш вдруг сказал сакраментальное «но», как-то погрустнел и... Впрочем, дальнейшую беседу считаю необходимым воспроизвести дословно.

- У вас можно было бы работать, - продолжил пан Тадеуш, - но, видите ли, когда я на выходные еду в Польшу, я не могу проехать просто через границу - должен долго, нередко сутками, стоять на границе вместе со всеми теми, кто торгует сигаретами и еще чем-то. На мой пропуск через границу ни пограничники, ни таможенники не реагируют. Конечно, можно съездить в Луцк и взять специальный пропуск, который дает право пересекать границу без очереди. Но чтобы получить этот пропуск, нужно потратить много времени, стоять в очередях. Объясните, почему я должен так много времени терять на границе?

Это слово «почему» я задаю у вас на каждом шагу. Ну почему ваши налоговые службы идут на проверку с одним намерением - поймать меня на каком-то преступлении? И если обнаружат лишних 50 копеек (!) в кассе, то сурово штрафуют и требуют сегодня же оплатить штраф, потому что у них там горит какой-то план по сдаче штрафов. При этом они могут закрыть предприятие, бывают такие случаи. Конечно, проходит несколько дней - предприятие открывают, но зачем это, когда у нас в Польше налоговый инспектор, если видит небольшое нарушение, не злостное и не нацеленное на сокрытие от государства больших сумм, просто указывает на это предпринимателю, и тот исправляет. Налоговый инспектор - советчик и помощник в правильном ведении дела на предприятии, где не всегда хватает соответствующей квалификации, а не враг предпринимателя. Почему у вас не так?

Почему, когда едет по Украине машина с иностранными номерами, к ней так внимательно приглядываются ваши гаишники и столько раз останавливают на каждом шагу с очень конкретными предложениями - давай колбасу, давай... Что они хотят обсудить с владельцами иностранной машины? Я возил сотрудников нашей фирмы по Польше. Мы проехали две тысячи километров, но нигде не видели постов ГАИ, нас только один раз остановил представитель полиции и помог найти дорогу. Почему у вас на каждом шагу ГАИ, что они проверяют и кому помогают?

У меня в Киеве украли магнитофончик и документы. Ну я не переживаю по этому факту - такое могло случиться и в Польше. Но зашел в милицию и попросил о случившемся дать справку. Мне ответили: мол, приходи через три дня. Почему через три - что будет делать милиция три дня? Мне нужна справка, чтобы я мог уехать в Польшу. Хорошо, пошли мне навстречу, но это будет стоить 120 баксов. Я, наверное, уже надоел вам с этим навязчивым вопросом, но я не понимаю - почему? Вы мне можете объяснить - почему я всем и везде у вас должен?

- Пан Тадеуш, то, что бросилось вам в глаза, как свежему наблюдателю, конечно, очень интересно. Но помню, в 90-м году я был в Польше и она меня поразила точно таким же безнадежным засильем бюрократии, плохими дорогами и таможенниками с полисменами, заглядывающими в карман.

- Верно, тогда все было так. Но вы приедьте сейчас - изменения бросятся в глаза, как только пересечете границу. Прежде всего у нас переделали все дороги. Они приобрели европейский вид, появилась нормальная разметка, по ним стало удобно ездить. Бюрократы не садятся на голову на каждом шагу. Когда я после работы здесь, в Киеве, возвращаюсь к себе в Польшу, я отдыхаю душой. Отношения людей между собой совсем другие. Гораздо больше дружелюбия и логики. В конфликтной ситуации у нас выслушают и постараются понять. Как мне этого здесь не хватает! И потом масса других мелочей - у нас сейчас продукты значительно дешевле, чем у вас. Кроме всего прочего они выше качеством. И главное - эти положительные перемены продолжаются. Стало легче жить и работать…

- И как быстро у вас это произошло? Динамику изменений не засекли, может, и мы уже на пороге таких же превращений?

- Последние четыре-пять лет в жизни меняется все очень быстро.

- Интересно - за тот год, который вы провели здесь, вам не бросились в глаза какие-нибудь перемены в Украине?

- Первое, что обращает внимание, - буквально на глазах меняется вид столицы. Особенно улучшились первые этажи. Появились красивые витрины, реклама. Ремонт дорог встречается кое-где. Столица хорошеет, это правда. Возможно, это свидетельство того, что государство медленно выздоравливает. У вас есть люди, с которыми можно эффективно работать - энергичные, трудолюбивые, предприимчивые.

- Уже отрадно. Думаю, прочитают ваш рассказ и многие сделают выводы. Может, и вам станет легче работать...

- Только не называйте ни моей фамилии, ни названия фирмы. Мы не хотим рекламы...

- Впервые слышу, что какая-то фирма не хочет рекламы...

- Мы уже дали однажды рекламу, и вскоре на нее откликнулись... пожарник, налоговая служба и еще кто-то. Пожаловали в гости с... внеочередной проверкой. Все, что я вам рассказал, - это мнение и боль частного лица. Я не хочу лишних хлопот моей фирме, так что если будете что-то печатать, ни в коем случае не давайте наших координат...