Хуже нет, когда кризису в экономике сопутствует неопределенность. Стоишь тогда у прилавка и ломаешь голову - почему, например, цена сосисок местного производства со вчерашних пяти с полтиной подскочила до семи гривен. Представляете, насколько мучительным становится безответность этого вопроса?
Но если продавец удовлетворит любопытство репликой «А что вы хотели? Сами же видите, что с долларом происходит» - тогда совсем другое дело. Надо лишь не вдаваться в бессмысленные размышления насчет того, где тот Нью-Йорк с его «условными единицами», а где Мелитополь с сосисками, и принять как аксиому утверждение о том, что внутренние причины для девальвации гривны у нас отсутствуют. Поэтому паниковать не следует. Надо совершенно спокойно относиться к закрытию на переучет магазинов и отделов, торгующих импортными товарами, и не удивляться поредевшим рядам мелких торговцев на рынках из-за прекращения деятельности оптовых складов. Население располагает немалым опытом поведения в подобных ситуациях…
Более предприимчивые, выбрав удачный момент, сделали закупки впрок. Теперь у них есть все основания сочувствовать тем, кто чересчур хладнокровно отнеся к очевидным признакам девальвации. В Запорожье воскрешается уже порядком подзабытое ремесло уличных менял. Как и прежде, их деятельность практически лишена элементов конспиративности. Несмотря на то, что ни один из официальных обменных пунктов в городе не закрыт, все они четко сориентированы на игру «в одни ворота». То есть, валюту (в основном, разумеется, доллары) в них охотно и в любом количестве лишь покупают, но не продают, ссылаясь на дефицит. В то время как многочисленные контролирующие органы в данной ситуации прибегают к тактике невмешательства.
Впрочем, это представляется сущей мелочью по сравнению с другими проблемами. В связи с недавним запретом Нацбанка на осуществление валютных предоплат у многих предприятий возникли серьезные трудности с поставками зарубежного сырья и комплектующих. В первую очередь - из России, доля которой во внешнеторговом обороте области превышает 70 процентов. Исключение не делается даже для расчетов стремительно девальвирующим рублем. Единственный выход - переход на аккредитивную инкассовую форму оплаты по ранее заключенным контрактам, что увеличивает сроки их реализации минимум на неделю. Наверное, спустя некоторое время в данный механизм будут внесены коррективы. Схема-то известная: сначала делать, потом думать, а лишь затем чесать затылки…