UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГАЗОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ ОКОНЧЕН

Способность делиться осталась только у простейших Итак, крещение компаний, запущенных в этом году в отечественный газовый омут, состоялось...

Автор: Евгений Колесник

Способность делиться осталась только у простейших

Итак, крещение компаний, запущенных в этом году в отечественный газовый омут, состоялось. С чем вас всех и поздравляю. На первый взгляд, это самое крещение газом представляется вполне рыночным: десяток трейдеров - это уже кое-что. Но если присмотреться - а что же именно? - оптимизма поубавится: вместо госмонополии на рынке газа нынче на дворе монополия другого порядка.

«Не говорите мне «прощай»…

К сонму уже знакомых нам с прошлого года трейдеров добавилось несколько новых имен: Украинский газоресурсный консорциум (УГК), Украинская газовая компания («Газпэкс», контролирует 40% акций черкасского «Азота»), Узбекгазсинтез (поставщик узбекского газа, контролируемый ЕЭСУ), а также Полтавская газонефтяная компания (РРС - совместное предприятие «Полтавагазпрома» и британской компании JKX Oil & Gas).

Вместе с тем, в качестве оптовых импортеров российского газа теперь не значатся такие компании, как «Укрзарубежнефтегаз», «Мотор-Січ», «Правэкс», «Укрэнергоимпорт», «Укрросгаз», ОЛГаз и два мариупольских металлургических комбината, которые получали российский газ по прямым контрактам. Это не означает, что данные фирмы вообще отлучены от газового бизнеса. Они просто переведены (а кто и сам пришел к такому решению, как, например, «Укрросгаз» и «Мотор-Січ») в разряд мелкооптовых торговцев газом, которыми большинство из них практически и являлось.

Мы уже знаем, что все трейдеры являются резидентами Украины, ибо других Кабмин на рынок велел не допускать. А это обстоятельство в свою очередь предполагает, что трейдеры должны уплатить налоги отечественному госбюджету. Хотя это не значит, что налоги таки будут уплачены...

Как водится, к поставщикам газа подход дифференцированный: одни обеспечивают газом только потребителей из числа промышленных предприятий (и таких большинство); другие к тому же обеспечивают поставки для потребностей населения и коммунально-бытовых предприятий (что считается среди трейдеров очень выгодным контрактом).

Нельзя сказать, чтобы все газотрейдеры, работавшие на рынке еще в прошлом году, были довольны своей судьбой на 1997-й. Кроме естественного для компаний желания оставить за собой и еще к этому получить в клиенты самых платежеспособных потребителей, есть вполне объективная причина, диктующая необходимость стабильного круга покупателей газа. В результате нескольких эпопей с перекраиванием сфер влияния трейдеров, потребители газа (в регионах, которые, как мячики, перепасовывались от одного продавца к другому, - Одесская, Донецкая, Ривненская области и Крым) сообразили, что можно вообще никому из продавцов за товар не платить. Мол, пока они (трейдеры) там между собой и с Госнефтегазпромом выяснят, кто, кому и сколько должен за газ, будет уже новый газопоставщик. И, может статься, что до расчетов дело так и не дойдет... Как итог: многие потребители оплатили поставщикам не более 20% стоимости использованного газа.

Наверное, для многих предприятий, погрязших в долгах, это очень удобная ситуация. Но вряд ли она будет стимулировать их нормально работать, чтобы своевременно оплачивать и использованный газ, и все остальное, да еще и производить нужную и прибыльную продукцию. Если учесть, что в этом году регионы сбыта газа опять перетасовали, то собрать оплату за прошлогодний газ продавцам будет весьма сложно. То, что такая ситуация не устраивает газотрейдеров, вполне понятно. Хотя никто из «потрепанных перераспределением» добровольно с рынка газа не ушел (см. таблицу 1).

Как видите, отечественные газодобывающие компании получили право продавать газ не только населению, как прежде, но и промышленным предприятиям. Собственно, они его и так продавали, только им за это доставалось, как говорится, по первое число. Но, во-первых, например, «Укргазпрому» проще быть продавцом газа для предприятий, «привязанных» к газомагистралям высокого давления, чем любому другому. Во-вторых, промышленные потребители хотя бы с опозданием, но иногда платят за газ. И это спасение для украинских газодобытчиков.

Правда, большую часть и своего газа, и полученного в оплату за транзит газпромовского экспортного товара, как и прежде, украинские газодобытчики обязаны направить на обеспечение комбыта и населения.

Кому дырку от бублика?

Вторую группу трейдеров благословили «согревать» население и коммунально-бытовые предприятия (см. таблицу 2).

Если вы помните, в прошлом году из трейдеров контракт на поставку газа для потребностей населения имела только корпорация ЕЭСУ. И мы уже знаем, что для нее это была выгодная сделка: ЕЭСУ поставляла газ на сумму, реально оплаченную местными и госбюджетом. Поставляли и те же украинские газодобывающие предприятия - в обязательном порядке и намного больше, чем ЕЭСУ. Только вот с ними бюджеты все никак рассчитаться не могут. И сколько бы в «Укргазпроме» ни жаловались на неплатежи, это ничего не меняет в их финансовом положении. Вот разве что та же ЕЭСУ благородно и дальновидно перекупает постепенно долги и должников, спокойно и уверенно приобретая над ними контроль.

В этом году у корпорации также не будет проблем с так называемым гражданским контрактом. По той простой причине, что этой категорией газопотребителей реально и своевременно оплачивается именно 10 млрд. кубометров газа. Такой же контракт был у ЕЭСУ в 1996 году. А остальное - не их проблемы.

Далее - Украинский газоресурсный консорциум (УГК), который обязан поставить 2 млрд. кубометров газа для населения и комбыта. Надо понимать, что поставит из госрезерва, из закромов «Укргазпрома»? Прелесть УГК - как временного объединения юридических лиц (об учредителях УГК см. «ЗН» от 4 января 1997 года) - в том, что по сути он не несет никакой ответственности за оплату газа. И потребовать с него отчет будет крайне сложно, если его затея прогорит.

«Газпром» на сей случай и вообще на любой другой подстраховался: в контракте на 1997 год с «Укргазпромом» есть пункт, предусматривающий гарантии госрезерва Украины за поставки российского газа украинским потребителям. Так что ежели УГК не справится с оплатой, это сделает государство.

Впрочем, кое-что на рынке газа вместо государства взялся делать и УГК.

Консорциум? Знакомые все лица

Достаточно взглянуть на полномочия Украинского газоресурсного консорциума, чтобы сообразить, что ему переданы функции и Госнефтегазпрома, и частично Минэкономики, и Антимонопольного комитета, и чуть ли не налоговой инспекции, и всяческих комиссий, да заодно и теоретической биржи газа. Ну чтоб все в одних руках и под контролем. Госнефтегазпрому остается визировать реестры газа. А все оптовые импортеры обязаны еще за услуги УГК платить немалые деньги.

Невероятность ситуации, кроме того, в том, что УГК - будучи одним из трейдеров - уполномочен руководить всеми остальными компаниями. Ну, как вы думаете, нормальные люди будут контролировать своих конкурентов?.. Ни одной компании в мире и не снились такие тепличные условия!

А теперь вспомните, что УГК контролируется корпорацией ЕЭСУ. Если добавить к этому, что консорциуму-то всего без году неделя и он не имеет даже полноценного штата сотрудников, то можно представить, кто на самом деле будет выполнять эти функции. Либо надо перетащить людей из Госнефтегазпрома и иже с ним (а проще переименовать УГК в Госнефтегазпром), что маловероятно. Не потому, что они не пойдут, а потому что их не пригласят. Да и зачем?

Прецедент аналогичной ситуации в Украине был создан еще в 1995 году. Тогда «Укрресурсы», которые сами имели контракт на торговлю газом (причем, по самой высокой на то время цене в Украине), были уполномочены правительством выдавать разрешения негосударственным компаниям на торговлю газом (что по сути является лицензированием этого вида предпринимательской деятельности). В итоге практически ни одна компания не смогла продать на рынке весь импортированный газ, а «Укрресурсы» с горем пополам выполнили свои контрактные обязательства не более чем на 60%.

Теперь вместо «Укрресурсов» выступает Украинский газоресурсный консорциум. Но он идет дальше: разрабатывает и утверждает (для проформы - с Госнефтегазпромом) «Условия деятельности оптовых импортеров природного газа». Причем, если сравнивать постановление правительства от 23 декабря 1996 года о поставках газа на год 1997-й и «Условия», трудно не заметить, что во многих пунктах они буквально противоречат друг другу.

Как сделать всех обязательными, оставаясь при своих интересах

Так, правительство постановило, что «оптовые импортеры не обязаны предоставлять газ субъектам хозяйственной деятельности, которые не подписали договоры на поставку газа или не рассчитались за использованный газ» (из «Порядка обеспечения природным газом народного хозяйства и населения в 1997 году», утвержденного постановлением Кабмина 23 декабря 1996 года).

А «Условия», разработанные для импортеров газа стратегами из УГК, требуют заключать договоры и поставлять газ всем без исключения потребителям региона, доставшегося компании в качестве рынка сбыта газа.

В свое время требование повсеместного охвата всех потребителей региона договорами в Госнефтегазпроме объясняли так: мол, заключите договора со всеми абсолютно, а вот поставляйте газ только тем, кто платит. А остальных отключайте. Но если выполнить это невинное требование комитета, то потом весьма проблематично будет отключить подачу газа должникам. Многие промышленные предприятия снабжают теплом и газом целые жилые районы и комбыт. И даже если они не платят, то отключать им подачу газа запрещает постановление Верховной Рады. Получается, что, подписав контракт, продавец газа попадает в замкнутый круг и теряет возможность добиться от должников оплаты за свой газ.

Далее, постановление Кабмина предписывает отечественным газотранспортным и газораспределительным предприятиям («Укргазпрому» и «Укргазу») вместе с газовой инспекцией проводить отключение подачи газа должникам. Но когда те даже пытаются отключать, их не пускают к газовым «кранам», а то и взашей выталкивают. А газовая инспекция требует немалой оплаты за свои услуги по отключению. Словом, так неплательщики и потребляют газ, а в трансгазах только руками разводят...

Интересен в «Условиях» пункт, требующий от трейдеров подекадно предоставлять УГК и Госнефтегазпрому информацию о фактической продаже газа каждому потребителю. Забавно, но такой информационной четкости не существует и у самих газотранспортников. То есть, конечно, данные такие есть, но никому и в голову не приходило «вручную» подсчитывать подачу газа за каждые 10 дней: в прошлом году еле-еле поквартально сводили «газовые концы». А так как работа эта кропотливая, то считается, что трейдеры должны газотранспортникам заплатить за нее. Получается, что трейдеры должны расплачиваться за то, чтобы их конкуренту и надсмотрщику - УГК - регулярно подавали сведения обо всей их деятельности. И не только о поставках газа, но и расчетах за него - внутренних и внешних.

Еще одно интересное новшество. «Условия» от УГК оговаривают, что импортеры обязаны компенсировать газотранспортникам «убытки» от неиспользования мощностей, если, скажем, газа поступило в адрес компании больше или меньше, чем она заявляла накануне.

Но вот если в очередной раз морозы ударят, то весь газ - независимо от желания собственника - направляется для обеспечения комбыта и населения, даже в ущерб промышленным покупателям. Наверное, логично. Однако за срыв контрактов при этом никто никакой ответственности не несет и оплата такого «экстренного» газа никем не предусмотрена. Так вот. И УГК будет строго контролировать, чтобы все трейдеры выполняли их «Условия», и, наверное, выдворять с рынка неуправляемых. Так что очень может случиться, что скоро их число резко пойдет на убыль...

Всего сказанного достаточно для автоматической отмены «Условий», как во многом противоречащих действующему законодательству, в том числе и постановлению правительства. Но трейдерам, судя по всему, выбирать не пришлось. И остается только удивляться тому, как они безропотно соглашаются на условия, диктуемые УГК. А почему молчит Антимонопольный комитет - очень даже понятно: ведь он не далее, как в декабре, дал добро на создание УГК. А после боя руками не машут...

Впрочем, может оказаться, что во всей этой затее есть разумное зерно. Но поди ж ты, разыщи его...