Кто доживет на нефтегазовом рынке до времени, когда скажут последнее «я»? И доживет ли до этого сам рынок?
В общем-то, в любом государстве рынок энергетики и энергоносителей достаточно жестко регулируется, в том числе специальным органом, скажем, аналогом украинской НКРЭ. Однако в каждой стране такое положение формировалось не за год и даже не за пять лет. И уж тем более не в результате отчаянно и срочно испеченных лицензионных условий и правил или президентских указов.
Украинский же рынок энергетики, нефти, нефтепродуктов и газа только за последние три года ставили с ног на голову не менее пяти раз. Ни к чему хорошему это не привело да и вряд ли могло привести. И, пожалуй, только специфическая консервативность электроэнергетической и нефтегазовой отрасли до сих пор удерживали их от полного хаоса. Теперь вот - очередная попытка «поуправлять». Лицензионно. И уже никто не рискует говорить о запасе прочности вышеназванных отраслей...
С высокого старта -
в лицензионный ряд
В выпуске «ЗН» №49 от 5 декабря уже сообщалось о том, что с 1 января 1999 года контролировать обоснованность цен на газ (добываемый в Украине и весь газ, реализуемый населению, коммунально-бытовым предприятиям и бюджетным организациям), тарифы на его хранение в «подземках», а также тарифы на транспортировку газа, нефти, нефтепродуктов, аммиака по территории Украины будет НКРЭ - Национальная комиссия регулирования электроэнергетики. До сих пор обоснование и установление цен и тарифов относилось к компетенции Министерства экономики Украины, а с нового года с этим министерством НКРЭ будет только согласовывать цены и тарифы. Как - об этом пока не распространяются.
Но новые функции НКРЭ всего лишь дополняют весьма объемный пакет весьма специфических полномочий Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики, которые передаются ей согласно указу Президента от 17 ноября 1998 года «О введении лицензирования деятельности хозяйствующих объектов в сфере естественных монополий» (подробнее см. «ЗН» №48 от 28 ноября 1998 года). Вступает этот указ в законную силу с 18 декабря, так и не дождавшись определенной реакции парламента на его содержание. Вялая попытка парламентариев «протащить» отменяющее указ постановление ВР успехом не увенчалась. Однако, похоже, что юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью в нефтегазовой отрасли, и даже местным властям «естественно-монопольные» новшества сулят немало проблем. Как вы думаете, кто окажется крайним? Скорее всего - потребители...
Напомню, что после появления «газолицензионного» указа Президента юристы констатировали, что введение лицензирования торговли и транспортировки нефти, газа, нефтепродуктов, аммиака противоречит действующему законодательству Украины, в частности закону «О предпринимательстве». Впрочем, в связи с тем, что этот указ Президента, очевидно, вступил в силу, стоит ли вдаваться в нюансы его соответствия или несоответствия существовавшим до этого законодательным нормам? Тем более, что, похоже, никто из идеологов лицензирования деятельности, связанной с энергоносителями, и не ожидал серьезного сопротивления со стороны парламента. (Чудная вещь эти «Переходные положения» Конституции, не зря же и Президент заявил, что намерен объявить всенародный референдум о продлении их действия еще на 5 лет...)
А Кабмин, еще до вступления в силу президентского указа, 15 декабря издал свое традиционное постановление «О порядке обеспечения природным газом народного хозяйства и населения в 1999 году». И в этом «газовом» постановлении правительство уже распорядилось: НКРЭ, Госнефтегазпром и Минэкономики до 20 декабря 1998 года (надо же, невиданная оперативность!) должны утвердить условия деятельности поставщиков газа и обеспечить лицензирование торговли и транспортировки газа «согласно действующему законодательству» (подробнее об этом речь пойдет несколько ниже). К 20 декабря, кроме того, НАК «Нефтегаз Украины», Госнефтегазпром и НКРЭ должны утвердить порядок использования газотранспортной системы и все, что касается учета газа, а также направить правительству предложения по «усовершенствованию ценообразования на природный газ, услуги по его транспортировке, хранению и поставкам». Так что на сегодня потенциальные газотрейдеры вряд ли знают, сколько составят для них вышеназванные расходы. Как и населению никто пока не сообщал о цене газа и теплоэнергии...
А вот в связи с до недавних пор еще только вероятным лицензионным нововведением от газотрейдеров довелось слышать такие сомнения. Мол, та же НКРЭ должна была бы регулировать в определенной мере прежде всего деятельность операторов рынка электроэнергии. Регулирование же по сути свелось к выдаче (аннулированию) лицензий на торговлю электроэнергией. Что происходит на рынке электроэнергетики сегодня - об этом «ЗН» пишет чуть ли не в каждом выпуске, а в минувшую среду депутаты грозились провести расследование деятельности на энергорынке и в связи с ним правительства, Минэнерго и прочих причастных госорганов. Разумеется, ситуация в энергетике - это отнюдь не исключительная «заслуга» НКРЭ, но тогда в чем же смысл ее деятельности на лицензионном энергопоприще? И если даже рынок электроэнергетики одноименная Национальная комиссия не смогла «обуздать», то стоит ли рассчитывать на успех лицензионного регулирования деятельности на рынках нефти, нефтепродуктов, газа и их транспортировки той же комиссией? Впрочем, похоже, это риторические вопросы.
Тем более, что практически уже полгода рынок электроэнергетики находится в свободном плавании, а нефтегазовый - на ручном управлении. И управляют им все, кто дотянется к «ручнику». В середине декабря, например, к нему уже не впервой руки дошли у первого вице-премьер-министра. И в регионы полетели правительственные телеграммы с требованием срочно сократить газопотребление (всем без исключения) на 40% от и без того мизерной нормы. И, знаете, сократили. Я в это время была в командировке в Днепропетровске и воочию наблюдала, как крупнейшее в стране предприятие было уже на грани «самоликвидации», так как прекращение газоподачи означало бы для него остановку сталелитейного цеха, восстановить который заводу было бы не под силу. Между прочим, завод этот, как выяснилось, никому ни за что (в смысле энергопоставок и их транзита) не должен. И местному, и национальному бюджету тоже, и даже Пенсионному фонду не должен. А завод чуть было не «заглох». Ведь не окажись в тот момент на месте какого-нибудь местного бюрократа, да не кинься все заводские администраторы и руководство этого ОАО ко всем сразу с разъяснениями, или же если бы кто-нибудь просто струсил перед первым вице-премьером - заводу, как говорится, уже была бы крышка. А вместе с ним - и крышка местному бюджету. Такими иногда могут быть последствия ручного управления...
И никого при этом не интересует, что прекращать газоподачу, согласно действующим (или все-таки недействующим?) правилам на рынке газа-98, можно только с подачи газопоставщика, ежели тот намерен «наказать» должника. Может еще прекратить газопоставки экс-«Укргазпром» (теперь - «Укргазтранзит») - если ему не заплатили за транспортные услуги. Словом, это все - нюансы взаимоотношений субъектов рынка, продавцов, транспортников и покупателей газа. Но вряд ли это дело правительства...
А тут еще пару дней назад «Газпром» в очередной раз прекратил подачу газа по трубопроводу на Мариуполь. Опять жди правительственных телеграмм и готовься к авралу?..
О порядке...
Итак, правительство постановило, что в 1999 году распорядители бюджетов всех уровней обязаны предусмотреть в бюджетах средства на оплату газа, жилищные субсидии и льготы населению, связанные с газопотреблением и использованием теплоэнергии, произведенной из газа, а также обеспечить финансирование этих потребностей ежемесячно и в полном объеме.
Между прочим, по итогам первого полугодия 1998 года в экс-«Укргазпроме» и тогда еще только создаваемом НАКе «Нефтегаз Украины» констатировали, что бюджеты всех уровней предусмотрели на год не более 50% средств, необходимых для оплаты газа. А реально заплатили и того меньше... Интересно, что изменится в следующем году? Может, подействует персональная ответственность глав администраций, введенная Кабмином? Но тогда другой вопрос: недостающие в оплату за газ деньги будут из зарплаты глав администраций удерживать?..
Возможно, к таким «мерам» и не придется прибегать, так как Кабмин в том же постановлении от 15 декабря дал добро общеукраинскому вексельному обороту, залогам, гарантиям и прочему «неденежному» добру (пункт 14 постановления), которое, видимо, окончательно заменит денежный оборот во всех сделках, связанных с энергией и газом. Правительство, правда, оговорило, что суммы залогов, банковских гарантий и вексельных обязательств, которые могут себе позволить местные бюджеты, не должны превышать тех сумм, которые они предусмотрят в бюджетах на оплату газа и теплоэнергии из него.
А еще местным властям предстоит вместе с НАКом «Нефтегаз Украины» до 25 декабря 1998 года «определить в гривнях суммы задолженности» за газ, использованный в период с 1 октября 1997-го по ту же дату 1998 года (в части задолженности по льготам и субсидиям), и эту сумму учесть при планировании бюджетов-99 с тем, чтобы в следующем году эту задолженность погасить.
Интересно, после учета всего этого в обязательном порядке в скудных бюджетах регионов, останется ли у них что-то еще и на другие насущные нужды?...
Требуя предусмотреть в бюджетах всех уровней расходы на газ, правительство в свою очередь «позаботилось» о том, чтобы газ этот был. Пункт 5 постановления гласит, что российский газ, который будет поступать в Украину в счет оплаты «Газпрома» за газотранзитные услуги, а также газ, добываемый в Украине, будет направляться предприятиями НАКа «Нефтегаз Украины» для потребностей населения, бюджетников и коммунально-бытовых предприятий.
Предварительный подсчет баланса этого газа таков: 25-30 млрд. кубометров - российская «транзитная» плата и 16-18 млрд. кубометров - добыча в Украине. В последние годы на население, бюджетников и комбыт списывали 32-36 млрд. кубометров газа в год. (Сколько конкретно - этого, похоже, никто точно не знает.)
Правительство решило изменить ситуацию с учетом поставок газа населению. А так как практически этого невозможно сделать из-за отсутствия у вышеназванных категорий потребителей счетчиков учета расхода газа, Кабмин прибегнул к формальному способу. А именно: велел Госнефтегазпрому, НАКу и НКРЭ вести ежемесячный учет переданного и реализованного газа (через акты приема-передачи газа и реестры его реализации потребителям).
Практика 1996-1997 и начала 1998 годов показала, что даже при таком подсчете использования газа где-то(?) обязательно «испарялись» за год пара-тройка миллиардов кубометров. Во всяком случае, ни разу не совпали при сведении данные, предоставляемые: газотрейдерами - об объемах поставок, «Укргазпромом» - о транзите, «Укргазом» - о распределении и доставке газа потребителям. В итоге, как правило, подписание актов приема-передачи газа и особенно сведение общего реестра газопоставок ежемесячно превращалось в элементарный торг. И прав оказывался тот, кто каким-то образом находил «аргументы» в пользу своей позиции. Какие это были «аргументы» - это долго выясняли различные комиссии, включая специальную парламентскую, и, видимо, до сих пор выясняет прокуратура...
В будущем году в смысле учета газа есть определенная надежда хотя бы на то, что теперь доставка и распределение газа в стране, а также обеспечение газом населения, комбыта и бюджетников - забота одной компании - НАКа «Нефтегаз Украины». Ей остается добиться того, чтобы на ее структурные подразделения не «списывали» неучтенный газ. А удастся ли ей это - посмотрим...
Между прочим, в описываемом постановлении Кабмина есть на первый взгляд непримечательный, но все же многообещающий пункт 18, сославшись на который тот же НАК, а также Госнефтегазпром и НКРЭ «при необходимости» могут предложить правительству изменить его решение по вопросам поставок газа, расчетов за него и отключения должников от газопотребления. Так что ежели что окажется не так на рынке газа, процедура начала изменения правил игры уже предусмотрена.
Как предусмотрен и запрет должностным лицам органов исполнительной власти давать рекомендации по выбору газотрейдеров. Им также запрещено «падать грудью на газовые вентиля», когда явятся инспектора отключать должников от газопотребления. Причем, соблюдение этого запрета Кабмин очень просит проконтролировать Генеральную прокуратуру...
Вышесказанное в основном относилось к обеспечению газом в общем и конкретно населения, комбыта и бюджетных организаций. Ну а большая половина газопотребителей - промышленный сектор экономики. И что касается обеспечения газом этой категории потребителей, на сей счет правительство тем же постановлением от 15 декабря утвержден и сам порядок обеспечения газом.
Новый
«газовый порядок»
В определенной степени новый порядок - это призабытые правила игры.
Сравнительно ново в нем то, что Госнефтегазпром и Минэкономики теперь будут прогнозировать не только потребность в газе, но и учитывать при этом платежеспособность газопотребителей. О заботе о населении, комбыте и бюджетниках говорилось выше. Так что гражданам частным и бюджетным потребителям остается только вовремя оплатить использованный газ, чтобы всему району не прекратили газоподачу. Да еще надеяться на сообразительность местной администрации, которая должна вовремя запастись векселями и всякими гарантиями (ибо на наличие в местных бюджетах денег для оплаты газа и субсидий в полном объеме рассчитывать вряд ли стоит), чтобы жители района не замерзли и могли принимать не только холодный душ...
Ну а промышленным предприятиям (акционерным, частным и государственным) уже до 25 декабря надо успеть заключить договоры на закупку газа по прямым договорам с газопоставщиками, а также на аукционах, тендерах или биржах.
О последних сказать ничего конкретного пока не могу, а вот аукционные и тендерные распродажи газа в Украине, как свидетельствует опыт 1998 года, ажиотажным спросом пока не пользуются. Так что, скорее всего, потенциальные покупатели поспешат прибегнуть к услугам газотрейдеров.
К слову, правительство уполномочило НАК следить за тем, чтобы хитроумные покупатели газа не смогли заключить новые договоры на поставку газа, ежели они не расплатились с прежним газопоставщиком. Правда, неизвестно, как НАК сможет выполнять эту обязанность. Разве что действующие газотрейдеры ему помогут, тем более, что это затрагивает прежде всего их интересы.
Еще одно новшество: в будущем году Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) будет не только устанавливать цены на транспортировку, хранение и доставку газа, но и... контролировать обоснованность установленных ею же (?) тарифов и цен. Лихо, не правда ли?! Особенно с учетом еще и «лицензионного» регулирования того же рынка газа, также отданного правительством на откуп НКРЭ... Ну просто суперполномочия у Нацкомиссии получаются! Теперь хоть известно, кто этой парафией ведает... Правда, мне не довелось нигде найти даже упоминания об ответственности самой НКРЭ. Возможно, я просто запуталась в горах проектов и постановлений на сей счет. Но ежели нет, то любопытная ситуация получается...
В позапрошлом году газотрейдеров с рынка выдворять мог Госнефтегазпром, ежели те не имели газа или не соблюдали правил работы на рынке. Тогда был легитимным так называемый территориальный принцип распределения рынка между трейдерами. В фаворитах, как известно, оказалась корпорация «ЕЭСУ». А из «своих наделов» поочередно вышвыривались чуть ли не все остальные трейдеры. Госнефтегазпром же чаще напоминал статиста...
В прошлом году контролировать газотрейдеров уполномочили «по согласованию с Госнефтегазпромом» новоявленный «Украинский газоресурсный консорциум». Долго «поконтролировать» он не успел. А там и его главу Сивульского зачем-то арестовали. Похоже, что с руководителями того «контролера» прокуратура разбирается до сих пор...
В 1998 году газотрейдеры просто подверглись валу проверок и ревизий всех уровней. Но, похоже, пережили и это.
А те, кто выжили и срочно «родились», дабы произрасти на газе уже в середине и в конце 1998 года, вообще как-то выпали из поля зрения прежних контролеров.
Зато и они, и те, кто выжил с прошлых лет, в 1999 году попадут под пристальный контроль «тройственного» союза - НКРЭ, НАКа «Нефтегаз Украины» и Госнефтегазпрома (если так дальше пойдет, в 2000 году стоит ожидать появления уже квартета «газовых» контролеров...). Причем, решающее слово, по-видимому, останется за НКРЭ. Ибо НАКу в основном придется разгребать кучи договоров и актов, вести тяжбы с российским «Газпромом»; а Госнефтегазпрому, дай Бог, свести в кучу те же акты и реестры. А вот НКРЭ будет следить и за соблюдением трейдерами правил игры на рынке (которые еще не утверждены), и за выполнением ими лицензионных требований.
От газотрейдеров в 1999 году новый порядок требует не только наличия газа и договор на его продажу, транзит и хранение, но и четкой отчетности. Справедливости ради замечу, что большая часть этих требований предъявлялась и в прежние годы, и трейдеры даже выполняли часть из них, иногда - даже большую часть... Да только порядка на рынке газа это не гарантировало...
Предпринимались уже и попытки заставить газотрейдеров направить часть своего газа на хранение в «подземки». Причем, они должны были оплатить эти услуги из расчета 10 долларов за хранение каждой 1000 кубометров газа. А речь шла о нескольких миллиардах газа для каждого трейдера... Понятно, что трейдеры правдами и полуправдами увиливали от этой обязаловки. Вероятно, к тем же методам они прибегнут и в следующем году. Если хотя бы цену на услуги по хранению газа в «подземках» НКРЭ не установит разумную. Но что значит разумная цена на газ и его хранение, а также транспортировку - лично я не знаю. А вот НКРЭ обязана не только знать, установить цену и тарифы, но и контролировать их обоснованность... Забавно будет услышать аргументы НКРЭ по этому поводу.
Кстати, о газотрейдерах. По терминологии «газового порядка-99» их теперь именуют поставщиками газа . Прежде предпочитали формулировку «оптовые поставщики газа», а также встречались названия «оптовые импортеры газа» и «дилеры».
Так вот, поставщиками природного газа отныне могут быть (пункт 5 описываемого Порядка) «юридические лица всех форм собственности, которые на основании действующего законодательства и с учетом этого Порядка получили лицензию НКРЭ на право осуществления соответствующих видов предпринимательской деятельности».
Итак мы приблизились к самому интригующему моменту - лицензированию деятельности на рынке газа (продажа, транспортировка, хранение, распределение).
Остается, правда, еще один нюанс. Еще пару лет назад Кабмин говорил о том, что на рынок газа допустят только резидентов. Теперь и парламент, и Кабмин делают вид, будто бы ничего не знали в свое время, например о «степени иностранного участия» в капитале крупнейших резидентов -газотрейдеров. Корпорацию «ЕЭСУ» даже вроде пытались оштрафовать...
Теперь вот фраза о юрлицах-газопоставщиках всех форм собственности... То есть законодательно не запрещено работать и нерезидентам, и корпорациям со смешанным капиталом? А к концу будущего года по уже известным причинам снова станут искать крайнего в газовом ряду?
Лицензионная ретроспектива
НКРЭ, очевидно, вовсе не дожидалась решения парламента и правительства о лицензировании ею нефтегазовой отрасли и уже вовсю готовилась нормировать и регулировать деятельность субъектов предпринимательства в нефтегазовом секторе страны методом лицензирования. Дабы все было, как говорится, чин по чину, в недрах НКРЭ уже рождены два судьбоносных проекта: «Инструкция о порядке лицензирования предпринимательской деятельности независимо от форм собственности лицензий на транспортировку газа, нефти и нефтепродуктов, хранения и поставок природного газа» (на мой взгляд, это звучит как абракадабра) и «Условия и правила осуществления предпринимательской деятельности по поставкам природного газа по нерегулируемому тарифу». (Язык можно сломать, пока это выговоришь).
Замечу сразу, что оба эти проекта стали головной болью для операторов нефтегазового рынка, независимо от форм собственности этих компаний. Во всяком случае, мне не удалось найти ни одного потенциального участника этих рынков, который бы не критиковал «национально-комиссионные» проекты о лицензировании.
Но, между прочим, критикуя «газолицензионные» проекты НКРЭ, те же газотрейдеры одновременно были заняты... сбором документов, которые им придется подавать в НКРЭ для получения лицензии... Наверное, и они предвидели, что от лицензирования никуда не деться. Что, впрочем, не решает всех предстоящих проблем.
На момент написания этого материала еще неизвестно, какой конкретно будет процедура выдачи НКРЭ «газовых» лицензий и плата за это. Известны были только проекты двух вышеназванных «лицензионных» документов. Посему, наверное, уместно напомнить «лицензионные» правила, которыми НКРЭ руководствуется при выдаче лицензий энерготрейдерам.
Основа этой процедуры описана еще в постановлении Кабмина за подписью премьера Е.Марчука от 13 июля 1995 года, которая после всех поправок, вносимых вплоть до 16 июля 1998 года, приобрела название «О плате за выдачу лицензий на производство, передачу и поставку электроэнергии». Соответственно, такие лицензии сегодня должны иметь все операторы энергорынка. Владельцы «энерголицензий», согласно этому постановлению КМ, должны вносить разовую и текущую плату за свою лицензию в гривнях на счет НКРЭ.
«Текущая плата устанавливается исходя из утвержденной главой НКРЭ сметы затрат НКРЭ из расчета на 1 мегаватт установленной мощности на 1 млн. киловатт-час произведенной, переданной и поставленной электроэнергии с учетом средств, поступающих от разовой платы за выдачу лицензий, технической помощи от международных организаций, поступлений от госфондов и из других источников...» Забавная формулировка...
А вот методика расчета и внесения разовой платы за выдачу НКРЭ «энерголицензий» претерпела 16 июля 1998 года изменения, заверенные подписью премьера В.Пустовойтенко. Тариф (размер) разовой платы установлен в долларах США, а оплата производится теперь в гривнях по курсу НБУ на дату внесения платы:
за производство электроэнергии за 1 МВт установленной мощности - 8,32 долл.;
за передачу электроэнергии за 1 млн. кВт-час годового объема:
0,41 долл. - по линиям с напряжением 220кВ и выше,
1,83 долл. - по линиям с напряжением 0,4 -154 кВ;
на поставку электроэнергии за 1 млн. кВт-час годового объема - 3,67 долл.
Ежели владельцу понадобится дубликат лицензии, придется заплатить 5% разовой платы; за переоформление лицензии - еще 2%. Все - на счет НКРЭ. Причем остаток не использованных Нацкомиссией за год средств не подлежит изъятию и учитывается при определении уровня текущей платы в следующем финансовом году. Ну не госкомиссия, а просто хозрасчетная организация.
А теперь еще в НКРЭ выстроятся газотрейдеры и все подразделения НАКа «Нефтегаз Украины» за лицензиями на газоторговлю, транзит, распределение и газохранение...
Из истории лицензирования в Украине интересно вспомнить и постановление Кабмина за подписью и.о. премьера Ю.Звягильского от 17 мая 1994 года «О Положении о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности». Так вот, первым пунктом среди лицензируемых с тех пор видов деятельности значились геологоразведка, инженерно-поисковые работы, в том числе для газопроводов и магистральных трубопроводов. А лицензии на эти виды деятельности были парафией Госкомгеологии. Дальше говорилось, что эксплуатация месторождений полезных ископаемых лицензируется Госкомгеологии и Госнадзорохрантруда; а строительство, ремонт и эксплуатация трубопроводов - Госнефтегазпромом.
Там же говорилось, что Лицензионная палата утверждает инструкции об условиях лицензирования отдельных видов деятельности и контролирует их соблюдение.
За лицензию устанавливалась плата: с частников - два необлагаемых налогом минимума доходов граждан, с юрлиц - 12 таких же минимумов. Изменение ставок указанной платы или дополнения (например, текущая плата за лицензию?), говорилось в этом постановлении, в отдельных случаях может быть, но только при законодательном утверждении такового.
Кстати, был в постановлении 1994 года и пункт, которым установлено, что все суммы за выдачу лицензий зачисляются в Государственный бюджет Украины. Или теперь уже госбюджету эти средства ни к чему?
Торговля газом, его транзит и распределение в те времена еще не были масштабно известны как вид предпринимательства и весьма прибыльный. Теперь и его решили лицензировать. Только вот как быть с законодательным урегулированием этого вопроса? Или практика разовой и текущей платы за «энерголицензии» автоматически переносится на рынок газа и так же автоматически узаконивается?! Причем и порядок выдачи «газовых» лицензий, и плату за это устанавливает один орган - НКРЭ, который сам же эту плату устанавливает; сам выдает, пролонгирует и аннулирует лицензии.
Между прочим, в постановлении КМ от 3 июля 1998 года «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности» за подписью первого вице-премьера А.Голубченко (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями КМ от 9 и 29 октября 1998 года) говорится, что: «Размер платы за выдачу и переоформление лицензий и порядок ее зачисления устанавливается Кабмином»... Там же говорится, что контроль за выполнением лицензионных условий ведет не только орган, выдающий лицензии, но и Лицензионная палата. Она же контролирует и соблюдение порядка выдачи лицензий. Инструкции о лицензировании отдельных видов деятельности (к каковым, вероятно, стоит отнести и деятельность на рынке газа) утверждает также Лицензионная палата. Или это положение уже не актуально?
Правда, в перечне лицензируемых видов деятельности и органов, выдающих на это лицензии (утвержденных тем же постановлением КМ от 3 июля 1998 года), предпринимательство на рынке газа не значится, как и НКРЭ среди уполномоченных лицензировать эту деятельность. За НКРЭ закреплено лицензирование энергорынка, о чем выше уже шла речь.
Правда, указ Президента «Вопросы НКРЭ Украины» от 21 апреля 1998 года несколько расширил полномочия НКРЭ в части декларации ее основных задач, например, в госрегулировании естественных монополий на энерго- и нефтегазовом рынках. Определил и то, что НКРЭ разрабатывает и утверждает правила использования энергии и газа; утверждает инструкцию об условиях и правилах осуществления лицензионной деятельности и контролирует ее выполнение, выдает «энерголицензии». О субъектах предпринимательства на рынке газа - ни слова...
Зато упоминание о том, что НКРЭ защищает интересы потребителей в вопросах цен на электроэнергию, газ, нефть и нефтепродукты, а также в вопросах надежности их поставок и качества услуг со стороны поставщиков. Но вот как это все будет делаться Нацкомиссией, в частности на рынке газа - пока неизвестно. Пока НКРЭ полным ходом готовится устроить лицензионный отбор газотрейдерам.
И кроме традиционных требований к будущим «газовым» лицензиатам, кроме целой кипы документов в пяти экземплярах, НКРЭ намеревается предъявить и оригинальные. Например, претендент на лицензию «должен перед подачей заявки в НКРЭ опубликовать в одной из всеукраинских газет сообщение о своем намерении осуществлять лицензионную деятельность... и отправить в НКРЭ доказательства публикации вместе с заявлением».
Так что, уважаемые читатели, ежели НКРЭ не отступится от сего условия, то еще до наступления нового года вам придется увлекаться чтением «газовых намерений». Скорее всего, эта участь выпадет читателям «Урядового кур'єра» и «Голоса Украины». Редакции немного подзаработают, ну а читатели... С «газовым» новогодним приветом... Интересно, будет ли НКРЭ на тех же условиях публиковать обо всех отказах в выдаче «газовых» лицензий претендентам? Тогда и на Рождество народу будет что почитать...
Но это еще полбеды. Представьте себе, что некоторым газотрейдерам, в частности и НАКу, придется, видимо, заняться еще и картографией. Ведь в прошлом году Антимонопольный комитет на региональных рынках счел некоторых газотрейдеров монополистами. А коль так, то им обязательно предстоит предоставить в НКРЭ ко всему еще и ... «точную карту и описание местности, на которой планируется осуществление лицензионной деятельности, с описанием всех магистральных нефте-, газо- и других трубопроводов и коммуникаций...» Ну разве что медицинской справки не требуется...
Но интересно, успеют ли потенциальные участники рынка газа выполнить все еще не утвержденные даже требования НКРЭ до 1 января 1999 года и заручиться лицензиями? Или же с этой даты просто в стране перестанет функционировать газотранспортная система и все, что с нею связано?
И как быть с обязанностью НКРЭ прежде всего защищать интересы газопотребителей в этом случае? В основном во всех проектах НКРЭ объявляется тотальный контроль газотрейдеров вплоть до регулярных финотчетов в НКРЭ. А кроме того, НКРЭ намерена обеспечить право свободного доступа своим уполномоченным на территорию и к документации лицензиата, да еще заручиться при этом необходимой помощью лицензиата. Словом, мало не покажется.
Только вот ни в проекте правил и условий осуществления газопредпринимательства, ни в инструкции о лицензировании этой деятельности - нигде не упоминаются газопотребители. Может, так оно и должно быть, коль речь идет о регулировании предпринимательской деятельности на рынке газа. Но рынок - это еще обязательно и покупатели... Да и в указе Президента о вопросах НКРЭ говорится как раз о защите интересов потребителей. И вряд ли только через тотальный контроль газотрейдеров можно этого добиться.