UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФОНДУ ЗАНЯТОСТИ ГРОЗИТ УВОЛЬНЕНИЕ

Фонд занятости уже утратил свою самостоятельность, став пасынком Государственного бюджета. Сейчас речь идет о лишении этой некогда самостоятельной финансовой структуры традиционных вливаний...

Автор: Ольга Ваулина

Фонд занятости уже утратил свою самостоятельность, став пасынком Государственного бюджета. Сейчас речь идет о лишении этой некогда самостоятельной финансовой структуры традиционных вливаний.

Как известно, свой кошелек фонд наполнял за счет аcсигнований государственного и местных бюджетов, обязательного двухпроцентного налога на предприятия и организации разных форм собственности. Эти средства шли на претворение в жизнь Закона Украины «О занятости населения» - на выплату пособий по безработице, переквалификацию высвобожденных работников, создание новых рабочих мест и т.д.

Однако недавно председатель парламентской комиссии по вопросам финансов и банковской деятельности Виктор Суслов с высокой трибуны предложил отменить обязательный доселе двухпроцентный налог в пользу Фонда занятости и аннулировать право Государственной службы занятости распоряжаться этими средствами. Мотивы, приведшие к подобному решению, следующие. Во-первых, необходимо облегчить налоговый пресс на отечественных субъектов экономической деятельности. Во-вторых, по мнению комиссии ВР, деньги фонда использовались бесконтрольно и неэффективно.

Предложение по радикальному изменению статуса Фонда занятости вызвало резонанс в кругах исполнительной власти. Не нашло оно поддержки и у специалистов. По мнению докторов экономических наук Семена Бандуры, Демьяна Богини, Владимира Оникиенко, Эллы Либановой), данное решение только на первый взгляд может показаться экономически целесообразным. При детальном анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее развития становится очевидным, что последствия этой акции могут быть неутешительными и в первую очередь - для бюджета страны.

На недавней пресс-конференции министр труда Николай Белоблоцкий нарисовал журналистам картину современного состояния рынка труда в Украине. Вот некоторые фрагменты этого «полотна». Сегодня в стране статус безработного имеют 257665 человек, это примерно 0,88% всего трудоспособного населения. Из них 167196 граждан, согласно Закону Украины «О занятости населения», имеют право на получение пособия по безработице. Однако, по словам министра, даже эту мизерную сумму, в 2,5 раза меньшую «черты» бедности, в течение нескольких месяцев могли получить не все. На 1 октября государство задолжало безработным 21 млн.грн. К концу года, по прогнозам экспертов Минтруда Украины, в Государственную службу занятости обратится 2,4% трудоспособного населения.

- Как известно, в рыночных условиях главной движущей силой развития является конкуренция, - отмечает заведующая отделом региональных демоэкономических проблем Совета по изучению продуктивных сил НАНУ Элла Либанова. - Одним из рычагов этого процесса можно назвать высокую производительность труда, т.е. высвобождение лишней рабочей силы.

По данным МОТ, в Украине имеет место быть скрытая безработица. Процесс экономических реформ, сопровождающийся жесткой монетаристской политикой, которая декларируется в новой программе правительства, в скором времени заставит скрытую безработицу выйти «из подполья». И тогда государству предстоит в течение года обеспечивать всем «новым лишним» элементарные социальные гарантии в виде помощи по безработице. А поскольку двухпроцентных вливаний в Фонд занятости не будет, то финансовое обеспечение выполнения Закона «О занятости населения» ляжет тяжким бременем на госбюджет. И коль сегодня государство не в состоянии выплатить в срок положенные пособия пока еще немногочисленной армии безработных, то в недалеком будущем социальная защита нового пополнения этой армии станет еще более проблематичной.

В связи с этим специалисты Национальной Академии наук Украины прогнозируют рост социального недовольства в обществе. Иными словами, украинский социум вполне способен разродиться «безработными» бунтами.

По мнению Эллы Либановой, Украина может пережить без социальных катаклизмов безработицу на уровне 15-17% (при условии, что в Донбассе она составит не более 10%). Однако относительная стабильность возможна лишь при условии своевременных социальных выплат. Чего, увы, наш бюджет гарантировать не может.

Если даже ориентироваться на среднемесячный размер пособий по безработице (28 грн. 94 коп.), то, исходя из проекта госбюджета-97, где предусмотрена материальная помощь одному миллиону безработных, для ее осуществления на практике необходимо 504,4 млн.грн. (70% расчетного объема Фонда содействия занятости населения). Но, кроме всего этого, нужны средства для финансирования других мероприятий в системе службы занятости: профессиональной подготовки и переподготовки незадействованной рабочей силы, создания дополнительных рабочих мест, содержания самой структуры и т.д. Кстати, в бюджете-96 из общей суммы доходов Фонда занятости - 387,756 млн.грн. 100 млн. предусмотривалось направить на финансирование мероприятий по социальной защите населения, т.е. 26% фондовых денег идет не на целевую поддержку политики занятости, а совсем на иные, пусть и благородные, цели.

Исходя из вышеизложенного, ясно: дефицит госбюджета неизбежен, отдуваться придется ему, ибо безденежный Фонд занятости в 1997 году может превратиться и в безработный.